-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вячеслав_1963

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.10.2011
Записей: 339
Комментариев: 358
Написано: 1265


Г. Гегель и революция

Среда, 26 Апреля 2017 г. 07:40 + в цитатник

Наряду с очередной бесплодной попыткой найти в мироздании бога философская концепция Г. Гегеля включает в себя так называемые законы диалектики – три положения, описывающие реальность: отрицание отрицания, перехода количества в качество и единства и борьбы противоположностей. Эти законы диалектики, если и являются попыткой отразить реальность, то реальность очень специфическую. В этой связи интересно понять,  почему все писания Г. Гегеля были такими популярными в своё время. Очередная нелепая, как и вся современная философия, попытка протащить бога в науку, бесконечное запутанное или даже совсем нечитаемое словоблудие…

Именно гегелевские законы диалектики здесь наиболее интересны, поскольку при определённом истолковании показывают, на какие вызовы времени пытался дать ответ философ. Главная тема Г. Гегеля, кроме пошлостей о боге, - тема революции. Он жил, как и вся Европа того времени, под сильнейшим впечатлением событий Великой Французской революции с её неистовой борьбой классов, с быстрым экономическим прогрессом в постреволюционное время, с её идеями равенства. Описывая своими законами диалектики реальность, Г. Гегель описывал реальность революции и возводил в закон её законы. Именно это так привлекало в Г. Гегеле тогдашних людей прогресса.

Закон перехода количества в качество описывает причину любой революции – технический прогресс. Накопление технических усовершенствований ведёт к росту экономики, которая разрывает прежние социально-экономические отношения, вызывая перемены в обществе, в том числе и в форме революции.

Закон единства и борьбы противоположностей узаконивает непрерывную и неизбежную войну классов в любом обществе. Да, общество едино, но это же общество всегда разрывается войной одних классов против других. Тем более это характерно для эпохи перемен и революций.

Закон отрицания отрицания показывает цели перемен. Никаких других общественных целей, кроме повторения того или иного куска прошлого, у перемен, у революций нет, просто быть не может. Социализм повторяет первобытный родовой строй, консерватизм – феодальные порядки, буржуазные английские и французские революционеры – библейские порядки или античный рабовладельческий полис. Цели революции и реформ всегда в общем смысле консервативны, то есть всегда смотрят в прошлое, приписывая тому или иному куску прошлого всякие утопические, никогда не существовавшие, якобы, достоинства.

Можно сформулировать цели антидиалектики, контрреволюции. Первая цель – никаких технических прогрессов, всякий рост производительности труда крайне опасен и преступен, потому что лишает людей работы и заставляет чего-то менять в жизни. Вторая контрреволюционная цель – никакой классовой борьбы, всякое страдание рабов естественно, нормально и полезно. Третья цель антидиалектики – никаких идеализаций прошлого. Да, прошлое – дерьмо, но это не значит, что будущее не будет ещё хуже. Не надо ничего менять, не надо знать прошлое (и вообще ничего не надо знать!) и надо всегда во всём слушаться начальство, то есть своего рабовладельца.

Во многом такая антидиалектика отражает, прежде всего, либо незрелое, детское, зависимое, либо старческое, маразматическое и тоже зависимое сознание. Правда, ребёнок хочет знать и любит перемены, но зато слушается старших. Правда, старик прошлое идеализирует, стремится к нему, но зато терпеть не может перемен и тоже готов слушаться.

Реальная же жизнь ближе к законам диалектики Г. Гегеля, хотя и не во всём и не всегда им подчиняется. Да, во всяком обществе, есть технический прогресс, во всяком обществе есть рабы и рабовладельцы, есть утопические представления о, якобы, каком-то идеальном прошлом. Да, технический прогресс вызывает восстание рабов против рабовладельцев, при этом восставшие рабы идеализируют какой-то кусок прошлого и ставят целью своей борьбы восстановление тех прошлых, на самом деле никогда не существовавших порядков. И весь этот театр истории бесконечно повторяется в любом обществе и в любые времена.

Но не всегда техника прогрессирует. Не всегда раб борется за свободу. Не всегда люди впадают в бредовые утопические мечтания. Склонность к техническому прогрессу современной российской экономики в целом ниже, чем она была в советские времена. Рабства в современной России много, примерно девять десятых населения являются рабами, но эти рабы пока покорно дают себя эксплуатировать своим владельцам. Исторические утопии в современной России функционируют, но не имеют распространения среди масс российских рабов и не способствуют техническому прогрессу. Нынешнее российское общество антидиалектично, контрреволюционно и ни о каком Г. Гегеле и слышать не хочет.

Можно сделать вывод, что увлечение революционными законами Г. Гегеля может означать созревание в обществе революционной ситуации. При этом К. Маркс, хоть и несколько усовершенствовал концепцию Г. Гегеля (убрал слишком откровенное религиозное содержание этой концепции, запрятав его глубоко внутрь), но первопроходцем в создании революционной теории не был.     

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку