"не сделал невозможным совершение злодеяний", тогда бы добро не принадлежало человеку
Если кто-то, хотя бы и бог, имел возможность предотвратить злодеяние и сознательно не сделал этого, то становится соучастником злодеяния. Спрашивается, почему игнорируются права потерпевшего от этого злодеяния?
Сейчас в ходу идея свободы выбора человеческой воли. Тезис о том, что даже волос не упадёт с головы человека без воли бога, куда-то делся, и теперь муссируется идея либерального, всё позволяющего творца. Иначе как объяснить, почему совершенно безнаказанно истязаются и убиваются дети. Напрочь лишённые свободы выбора. И ни разу молния или гром небесный не поразили ни одного насильника. Защитить детей, кроме нас, некому. Причём защитить от нас самих. Когда я вижу, что творят на улицах российских городов разъярённые мамаши со своими маленькими детьми - мне страшно. Причём наличие или отсутствие креста на шее ничего не меняет. Мы создали мир, где любовь к детям вымирает со страшной скоростью.
человек... был бы лишён возможности возрастать морально - а моральный рост всегда сопряжён с преодолением трудностей
Вы так говорите, как будто моральный рост является самоцелью.
"Не будь зла, - есть такой софизм, - не было бы возможно и добро". - Ну да: если бы задачей и радостью доброго человека было "делать добро", то, ясно, когда бы зла не было, ему бы приходилось его выдумывать. Но только задача доброго, его задушевная мечта - чтобы можно было уже не делать добра!
(Как страдающий человек хочет избавиться от страдания, так и сострадательный хочет, чтобы не было причин сострадать. Для лишённого сострадательности эта задачи, конечно, не стоит: есть причины, нет их - ему-то что? Соответственно, он воображает, что сострадание сострадательному просто нравится. И философствует: "не будь зла - и добра бы не было! Как бы тогда вы могли наслаждаться своей сострадательностью!")
"Не будь зла - и добра бы не было!" - Ладно, допустим. Но зачем всё-таки нужно зло? Зла в этой жизни, не могущей смириться со своей конечностью, и так предостаточно! Можно позволить себе, всем поголовно, становиться добрыми.
Человек призван быть великим и обладать этим величием полностью сам, если он его выберет. Если бы возможности выбора не было, то и свободы воли бы не было - и не было бы возможности роста. Более того - это был бы геноцид личности, потому что одно из условий существования личности вообще - это её свобода. Нет свободы личности - нет личности.
Всё правильно, только для этого никакой бог не только не нужен, а даже и вреден. Если человек призван быть великим, то зачем ему покоряться богу, унижаться, вымаливая милость у бога? Ни одна религия не говорит человеку того, что сказано в заключительной песне из фильма "Приключения Электроника":
Теперь не доверяют, как прежде, чудесам,
На чудо не надейся, судьбой командуй сам!
Ведь ты - Человек, ты и сильный, и смелый,
Своими руками судьбу свою делай!
Наоборот, все религии внушают человеку мысль о его ничтожестве, бессилии перед божьей волей, которую можно только "задобрить".
Всё светлое, что есть в человеке, существует вопреки христианству, объявившему человека грешником с рождения, жизнь - никчёмной, женщину - исчадием Ада, отношения мужчины и женщины - грязными, труд - проклятием, а рождение детей - мукой.
Кто мы - свободные люди с чувством гордого человеческого достоинства, осознающие своё истинное место среди других живых существ, или творения чужого духа, способные только на то, чтобы сладостно чувствовать всю свою ничтожность перед лицом вечности под именем бога?
Выбирая свой путь, мы отвечаем.
Что величественнее: "ты будешь со мной, плевать, хочешь ты этого или нет!" или "если ты захочешь, то будешь со мной"?
Так Библия хочет от нас именно первого - «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет предан смерти.» (Исход 22:20); «А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (Матфей 10:14-15). То есть ни о каком свободном выборе речи не идёт, наоборот, под страхом кар людей заставляют поклоняться именно этому богу.
Создавая свободных существ, бог пошёл на риск
«Бог какой-то странный, дикий, получеловек, получудовище, по прихоти сотворил мир такой, какой ему хотелось, и человека такого, какого ему хотелось, и всё приговаривал, что хорошо, и всё хорошо, и человек - хорошо. Но вышло всё очень нехорошо. Человек подпал под проклятие и всё потомство его. И бог благой всё продолжал творить людей в утробах матерей, зная, что они все или многие погибнут. И после того, как он придумал средство спасти их, осталось то же самое. Ещё хуже, потому что тогда, как говорит церковь, люди, как Авраам, Иаков, могли спастись своей доброй жизнью, теперь же, если я родился буддистом и случайно не подпал под освящающее действие церкви, я наверно пропал и вечно буду мучиться с дьяволами; мало того, если я даже и в числе счастливчиков, но я имею несчастье считать требования своего разума законными, а не отрекаюсь от них, чтоб поверить учению церкви, я тоже погиб». Лев Толстой
«Бог, который мог бы сотворить хороших детей так же легко, как и плохих, всё же предпочитает создавать плохих... Он мог бы сделать всех счастливыми, но почему-то не делает... Бог говорит о справедливости и изобрёл Ад... говорит другим о морали и сам её лишён, неодобрительно смотрит на преступления и сам же их совершает». Марк Твен, американский писатель.
«Подобная концепция чудовищна, омерзительна. Она делает из бога или воплощённую злость, и притом злость бесконечную, создавшую мыслящие существа, чтобы сделать их навеки несчастными, либо воплощённое бессилие и слабоумие, не сумевшее ни предугадать, ни предотвратить несчастья своих созданий». Франсуа Вольтер, французский философ.