-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Павел Филонов - "смутьян холста"

Вторник, 28 Января 2014 г. 03:41 + в цитатник
Filonov_Selfportrait_1921 (487x400, 81Kb)
Автопортрет

Искусство Павла Филонова (1883-1941) явилось одной из самых ярких страниц в русском изобразительном искусстве первой трети ХХ века. Оно заключало в себе во многом новое философское ощущение действительности, а также оригинальный художественный метод, не оцененные до конца ни современниками, ни историками искусства последующих десятилетий. Фигура Филонова во всей ее масштабности стала закономерной для своей эпохи. Драматическая творческая концепция мастера сложилась накануне первой мировой войны, а его основные художественные приемы возникли и оказались развитыми в полемике с мастерами европейского авангарда начала ХХ века, особенно кубизма и футуризма.


Павел Николаевич родился в Москве 27 декабря 1882 года по ст. стилю, то есть 8 января 1883 — по новому, но родители Филонова, как он сам пишет, — «мещане г. Рязани»; все многочисленные члены семьи значились в податных книгах и посемейных списках Рязанской мещанской управы до 1917 года.

Отец — Николай Иванов, крестьянин села Реневка Ефремовского уезда Тульской губернии, до августа 1880 года — «бесфамильный»; предположительно, за ним фамилия «Филонов» была закреплена при переезде семьи в Москву. П. Филонов указывает, что отец работал кучером, извозчиком. О матери, Любови Николаевне, он сообщает лишь то, что она брала белье в стирку. Так и не установлено где в Москве жили Филоновы — в городском ли доме господ Головиных или служили у них, имели ли свое дело…

1894−1897 — ученик городской («Каретнорядной») приходской школы (Москва), которую окончил с отличием; за год до того от чахотки умерла мать.

После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 года — учился в частной мастерской академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1849—1916).
В 1905—1907 гг. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим.

Фил Пейзаж Ветер 1907 (647x426, 49Kb)
Пейзаж.Ветер 1907

фил Маги(Мудрецы) (578x550, 100Kb)
Маги(мудрецы)

Икона св.Екатерины 1908-10 (428x643, 53Kb)
Икона св.Екатерины 1908-10

Фил Бегство в Египет 1918 (640x501, 73Kb)
Бегство в Египет 1918

В 1908-1910 годах Филонов пытался завершить свое профессиональное обучение как вольнослушатель Высшего художественного училища при Академии художеств (среди его преподавателей были Г. Мясоедов и Я. Ционглинский). Но принципиальное расхождение с академической профессурой в понимании задач и метода творчества побудило его покинуть училище и начать самостоятельный путь художника.

Pavel_Filonov Головы 1910 (695x392, 41Kb)
Головы 1910

Фил Масленица 191214 (610x482, 51Kb)
Масленица 1912-1914
Дореволюционный период творчества Филонова был очень плодотворным: молодой художник уже с конца 1910 года оказался одной из ведущих фигур объединения "Союз молодежи», в который вошли представители художественного авангарда Петербурга и Москвы. В 1913 году к Союзу примкнула группа литераторов "Гилея» - поэты-футуристы В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых, В. Каменский, Д. и Н. Бурлюки и другие. Филонов участвует в работе над декорациями к трагедии «Владимир Маяковский» (1913), создает рисунки к стихам В. Хлебникова (1914) и пишет поэму «Проповедь о проросли мировой» (1915) с собственными иллюстрациями. В дореволюционный период определилась и основная интонация искусства Филонова, отразившая его неприятие гримас цивилизации, и предчувствие негативных общественных катаклизмов.

Фил Те, кому нечего терять (467x595, 48Kb)
Те, кому нечего терять

Филонов Доярки 1914 (640x464, 50Kb)
Доярки 1914

777px-Filonov_Корабли 1915 (700x539, 131Kb)
Корабли 1915

В эти же годы Филоновым были созданы такие программные картины, как «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Запад и Восток» (все 1912-1913), «Крестьянская семья» (1914), «Германская война» (1915).

Фил Запад и восток 1911-12 (565x486, 37Kb)
Запад и Восток 1911,12-13 гг.

Pavel_Filonov_Пир королей 1913 (572x463, 49Kb)
Пир королей 1913
Картина "Пир королей" создана за год до начала первой мировой войны, и современники восприняли её как некое пророчество, видение Апокалипсиса.
Трупы властителей современного мира, сидящие за столом,— метафора конца, распада, умирания старого мира. Поэт Велимир Хлебников сразу же уловил тревожное звучание картины и выразил его в строках: „пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобно лучу месяца бешенством скорби“
Исследователи творчества Филонова нередко приводили сравнение с "Пиром Ирода", а один из учеников художника назвал "Пир королей" демонической переработкой "Тайной вечери".
Образы, созданные кистью Филонова подчёркнуто гротескны. Пронизанное красно-синим витражным свечением красок, со скрюченной фигурой сидящего раба, напоминающего химеру готического собора, это произведение наиболее явно отражает увлечение Филонова французским средневековьем.

457px-Pavel_Filoнов Мужчина и женщина 1912 (457x600, 87Kb)
Мужчина и женщина 1912

Филонов Крестьянская семья 1914 (369x500, 76Kb)
Крестьянская семья 1914
или в другом ракурсе
фил Святое семейство 1914 (394x550, 52Kb)
Святое семейство 1914

Фил Три человека за столом 1914 (547x550, 70Kb)
Три человека за столом 1914

Фил Извозчики 1915 (582x493, 84Kb)
Извозчики 1915

Фил Война с Германией 1914-15 (476x523, 54Kb)
Война с Германией 1915

Фил Св.Георгий Победитель 1915 (599x550, 100Kb)
Св.Георгий Победитель 1915

Осенью 1916 г. мобилизован на войну и направлен на Румынский фронт рядовым 2-го полка Балтийской морской дивизии. Павел Филонов принимает активное участие в революции и занимает должности председателя Исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края в Измаиле и т. п.

В 1918 г. вернулся в Петроград и принял участие в Первой свободной выставке произведений художников всех направлений — грандиозной выставке в Зимнем дворце. Виктор Шкловский приветствует художника, отмечая «громадный размах, пафос великого мастера». На выставке были представлены работы из цикла «Ввод в мировой расцвет». Две работы: «Мать», 1916 г. и «Победитель города», 1914—1915 гг. (обе — смешанные техники на картоне или бумаге) были подарены Филоновым государству.

Фил Мать 1916 (557x550, 86Kb)
Мать 1916

Фил Победитель города 1903 (455x550, 67Kb)
Победитель города 1903

Фил Рабочие 1916 (519x541, 74Kb)
Рабочие 1916

Офицеры 1916-17 Фил (632x393, 35Kb)
Офицеры 1916-17

Им предшествовала теоретическая статья «Канон и закон» (1912), в которой Филоновым излагались принципы его аналитического искусства. В споре с П. Пикассо и кубофутуристами Филонов выдвинул идею «атомистической структуры Вселенной», ощущаемой во всех ее аспектах, частностях, внешних и внутренних процессах. «Я знаю, анализирую, вижу, интуирую, что в любом объекте не два предиката, форма да цвет, а целый мир видимых или невидимых явлений, их эманаций, реакций, включений, генезиса, бытия», - писал он. За этим основным выводом следовали остальные художник должен подражать не формам природы, а методам; с помощью которых последняя «действует», передавать ее внутреннюю жизнь «формою изобретаемою», то есть беспредметно, противопоставлять глазу про¬сто видящему «глаз знающий», истинный. В этих тезисах Филонов противостоял не только Пикассо, но и соотечественникам - В. Татлину, К. Малевичу, З. Лисицкому.

Фил Возрождение человека 1915 (640x473, 66Kb)
Возрождение человека 1918

Фил Быки.Сцена из сельской жизни 1918 (613x483, 66Kb)
Быки. Сцена из сельской жизни 1918

В первой половине 1920-х годов Филонов еще раз сформулировал свои взгляды на искусство в «Декларации мирового расцвета» (1923) и подтвердил их в ряде программных полотен: «Формула петроградского пролетариата» (1921), «Живая голова» (1923), «Животные» (1925-1926). «Упорно и точно думай над каждым атомом делаемой вещи, - писал он в «Идеологии аналитического искусства». - ... Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело, или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом».

Фил.Формула революции 1920 (638x550, 115Kb)
Формула революции 1920

Последний ужин 1920 (700x210, 38Kb)
Последний ужин 1920

Фил Формула петроград пролет (417x550, 86Kb)
Формула петроградского пролетариата 1921

В 1922 г. дарит две работы Русскому музею (в том числе — «Формулу петроградского пролетариата», 1920—1921 гг. — х., м., 154 × 117 см.).
К 1922 г. относится попытка Филонова реорганизовать живописный и скульптурный факультеты Академии художеств в Петрограде — безуспешная; идеи Филонова не находят официальной поддержки. Но Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства. Конечным результатом была «Декларация „Мирового расцвета“» — наиболее важный документ аналитического искусства. Филонов там настаивает, что, кроме формы и цвета, есть целый мир невидимых явлений, которые не видит «видящий глаз», но постигает «знающий глаз», с его интуицией и знанием. Художник представляет эти явления «формою изобретаемою», то есть беспредметно.

Фил Живая голова 1923 (250x323, 38Kb)
Живая голова 1923

Живая голова 1923 (406x594, 58Kb)
Живая голова 1923

Необычайно сложную трактовку получали при таком подходе категории пространства и времени в картинах мастера. Одно из лучших полотен Филонова «Формула весны» (1929) вылилось в своеобразную симфонию отточенных, «сделанных» прикосновений-«звуков», в бурлящий кипением жизни хорал космогонического звучания.

Филонов Формула весны (694x700, 188Kb)
Формула весны

Фил Белая картина изцикла Всемирный расцвет (640x513, 67Kb)
Белая картина из цикла "Всемирный расцвет"

Фил Формула Вселенной 1920-28 (570x495, 92Kb)
Формула Вселенной

С середины 1920-х годов Филонов вновь оказался трагическим провидцем - советской действительности конца 1920-1930-х годов. В этих аспектах его искусство можно было соотнести с экспрессионизмом (З. Мунк, М. Бэкман); в отечественной культуре близкими Филонову оставались М. Врубель, В. Чюрлёнис, А. Скрябин, А. Белый, В.Хлебников.


Pavel_Filonov_Pedagogics 1923 (543x478, 45Kb)
Педагогика 1923

Фил Головы 1924 (536x550, 77Kb)
Головы 1924
Попытка художника зрительно воссоздать параллельный природе мир, то есть уйти от реальности в изобретаемое, отвлечённое, несмотря на революционно-пролетарскую фразеологию Филонова, становится опасной утопией. Постепенно вокруг художника воздвигается стена изоляции и отвержения. Филонов пытается удержаться, создав группу «мастеров аналитического искусства» — МАИ в 1925 году, стремившейся утвердить его метод в живописи.
Филонов и (500x343, 42Kb)
Филонов с учениками

Фил Голод 1925 (287x550, 48Kb)
Голод 1925

Фил Февральская революция 1926 (565x481, 86Kb)
Февральская революция 1926

Животные 1925-26 (620x490, 53Kb)

Фил Симфония Шостаковича 1926 (358x550, 60Kb)
Симфония Шостаковича 1926

В 1927 году ученики Филонова выставились в ленинградском Доме печати и осуществили постановку «Ревизора» Н. Гоголя.

Фигура Филонова уже в 1920-е годы оказалась одиозной в представлении тех, кто, возглавляя ведомства культуры, был чуток прежде всего к интонации самовыражения художника, а также к нарушению законов «вероучения современного реализма» (выражение Филонова). В «Автобиографии» 1929 года Филонов сообщил о себе в третьем лице: «С 23 г., будучи совершенно отрезанным от возможности преподавать и выступать в печати, под планомерно проводимую на него кампанию клеветы в печати и устно, Филонов ведет исследовательскую работу в развитие ранее данных им положении ... » Травля художника в официальной прессе сопровождалась репрессивными мерами: в 1930 году была запрещена уже подготовленная большая выставка Филонова в Русском музее в Ленинграде, перед тем его лишили пенсии, обрекая на голодную смерть.

Павел_Филонов,_Ударники 1930 (602x700, 159Kb)
Ударники 1930

Колхозник 1931 (468x601, 42Kb)
Колхозник 1931

Фил Рабочие рекодсмены на фаб Красная заря 1931 (655x466, 59Kb)
Рабочие рекордсмены на фабрике "Красная заря" 1931

Тракторный цех 1931 (600x445, 49Kb)
Тракторный цех 1931

Фил ГоЭЛРО 1931 (394x550, 77Kb)
ГОЭЛРО 1931

Фил порт Иосифа Сталина 1936 (363x550, 30Kb)
Портрет Иосифа Сталина 1936

Фил 11 голов 1938 (508x580, 52Kb)
11 голов 1938

Pavel_Filonov_Лица 1940 (479x552, 59Kb)
Лица 1940

Павел Филонов умер 3 декабря 1941 года в Ленинграде, завещав все свои работы «подарить Советскому государству.

Четвертован вулкан погибших сокровищ,
великий художник,
очевидец незримого,
смутьян холста
... Картин в его мастерской бурлила тыща,
но провели кроваво-бурые лихачи дорогу крутую
- и теперь там только ветер посмертный свищет. - отозвался на его смерть поэт А. Крученых.

П. Н. Филонов похоронен на Серафимовском кладбище, на 16 участке, непосредственно около церкви св. Серафима Саровского. В той же могиле в 1980 г. захоронена его сестра Е. Н. Глебова (Филонова).

Работы Филонова были унаследованы его сёстрами, Марией и Евдокией Филоновыми, в 1970-х годах Е. Н. Глебова (Филонова) (1888—1980) передала своё собрание в дар Государственному Русскому Музею.

***
П.Филонов portretevdokiiglebovoi_sestra2 (459x600, 81Kb)
Портрет Евдокии Глебовой - сестры художника

Фил пор Армана Францевича с сыном 1915 (413x550, 38Kb)
Портрет Армана Францевича с сыном 1915

Фил Семейный портрет 1924 (640x348, 39Kb)
Семейный портрет 1924

Источник: Rock-Yrock
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E8%EB%EE%ED%EE%E2,_%CF%E0%E2%E5%EB_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7
http://www.bibliotekar.ru/kFilonov/
http://www.20art.ru/Pavel_Filonov
http://evelina-mylifeinart.blogspot.ru/2011/06/kumu.html

Серия сообщений "Русский модерн":
Часть 1 - Ю.П.Анненков (1889 - 1974)
Часть 2 - Ю.П.Анненков Сатира или эротика?
...
Часть 9 - С.Судейкин. "Другая жизнь" или "Муза муз". ч.3
Часть 10 - Алексей фон Явленский
Часть 11 - Павел Филонов - "смутьян холста"



Процитировано 10 раз
Понравилось: 37 пользователям

Нина_Толстая   обратиться по имени Четверг, 10 Ноября 2016 г. 17:35 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 02 Июня 2018 г. 11:04 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 19 Июня 2018 г. 18:28 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 06 Сентября 2018 г. 20:19 (ссылка)
+
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку