-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Любовь и вера Яна Матейко. ч.2

Воскресенье, 13 Октября 2013 г. 20:53 + в цитатник

 


Автопортрет



Мы знаем Яна Матейко как выдающегося польского исторического живописца,как человека неравнодушного к судьбе своей любимой многострадальной Польши.А каким он был человеком, кто его вдохновлял, какие мысли вынашивал и что стремился донести до людей? На своих немногочисленных портретах он смотрит всегда прямо на зрителя,глаза в глаза. В его взгляде прочитывается мудрость и печаль. Возможно, его тревога связана с будущим человечества и Польши
А, возможно, - с судьбой близких и любимых людей ?


ЛЮБОВЬ, СЕМЬЯ, ДОМ
Ян Алоизий Матейко и Теодора Гелбултовская были обручены в 1862 году. Яну тогда было 24 года, Теодоре - 16. Молодой девушке совершенно не нравился будущий муж, избранный ее родителями. Матейко не отличался внешними данными - невысокого роста, очень худой и, по мнению Теодоры, ничем не привлекательный.

На этой фотографии Ян Матейко постарше, но представление о его внешности получить можно:

Кроме того девушка мечтала о карьере оперной певицы и считала, что замужество может ей помешать в исполнении желаний. Во время обручения невеста не смогла сдержать своих эмоций и в отчаянии бросила обручальное кольцо на пол. Однако через два года свадьба все же состоялась, и в 19 лет Теодора родила первенца - сына Тадеуша. Действительно, о карьере певицы молодой женщине, матери и жене пришлось забыть.

Портрет Теодоры в свадебном платье:

Материальная сторона жизни семьи Матейко постепенно стала налаживаться. Благодаря удачным продажам картин, художнику удалось выбраться из бедности.Первые несколько лет после женитьбы художник жил на улице Крупничей, где у него была небольшая мастерская. В 1872 году, рассчитавшись с братьями, Матейко стал владельцем дома на улице Флорианьской, в котором когда-то родился. Тогда же он начал перестройку и ремонт трехэтажного каменного дома, в котором было 18 комнат. В письмах к жене он писал о ходе работ: "Весь дом уже покрыт кровлей. В среду застеклим окна в коридоре под самым чердаком". Матейко хотел выстроить "дворец", который был бы достоин его любимой Теоси.


Мариацкий костел. Работа Яна Матейко

Влево от костела отходит Флорианская улица, на которой и стоит его дом.

Дом-музей Яна Матейко:

Здесь же жила и сестра Теодоры с семьей. Однажды вернувшись домой, Теодора застала мужа, пишущего портрет ее племянницы Стаси, это вызвало в ней приступ ревности и гнева, и она изрезала ножом свой портрет в свадебном платье (см. выше). То же самое Теодора предполагала учинить и с портретом Стаси, но ей в этом помешали.По одной легенде позже разгневанная женщина нашла этот портрет и изрезала его; по другой - портрет Стаси (оригинал) пропал во время II Мировой войны, а копия его находится в музее Матейко в Кракове. Портрет же жены в свадебном платье Ян Матейко вскоре восстановил.

Обстановка в доме становилась все напряженнее. Теодора все чаще устраивала скандалы и постоянно упрекала мужа в неверности, а также в несостоятельности заработать денег, хотя материальное положение семьи значительно улучшилось со времени назначения Яна Матейко на должность ректора Краковской академии изобразительных искусств.

В своих картинах Ян Матейко неоднократно изображал жену, чаще всего в образе королевы Боны Сфорцы, итальянки, которая была женой польского короля Зигмунта І Старого:


В 1865 году появился на свет первый сын, Тадеуш, вслед за ним — две дочери, Хелена (1867) и Беата (1869), а в 1873 году — второй сын, Ежи. Дом ожил, стал наполняться детскими криками, в нем появилось веселье и радость. Но постепенно Теодора стала отходить от домашних дел, все меньше интересовалась детьми и, в конце концов, почти все время стала проводить на курортах и в лечебницах. Ян Матейко воспитывал детей сам, был очень внимательным и любящим отцом.


Здесь детей пока только трое. Тадеуш - в традиционном польском костюме, с характерной национальной прической:

Вот более поздние портреты детей:

Ежи на коне

Хелена с ястребом

Беата с птичкой
А вот здесь они вчетвером

Дети художника
Несмотря на внешнюю тщедушность художник обладал огромной внутренней силой, которая проявлялась в его "мощной" живописи. Все герои его картин - крупные люди, присмотревшись внимательно к образам детей, можно заметить, что и дети у него зачастую выглядят как взрослые: у них мощные, крепкие руки, совсем не детские.

Что касается неверности художника своей жене, то ни в одном из исторических документов это не подтверждено. Наоборот, польские историки в один голос уверяют, что для Яна Матейко существовала только одна женщина, единственная его любовь - Теодора. Эту версию можно назвать официальной.

Некоторые исследователи творчества художника обращают внимание на его работу "Хассан топит неверную жену" или же "Утопленная в Босфоре":

Эту картину Ян Матейко написал после посещения Стамбула на основе популярного в 19 веке сюжета об утоплении турком Хассаном своей жены, после уличения ее в неверности. По одной версии любовником этой женщины был венецианец, а по другой - поляк, что, очевидно, художнику больше подходило. Так вот, некоторые усматривают в Хассане, сидящем на корме лодки, черты художника, в несчастной жертве - черты Теодоры, а в слуге, выполняющем приказание хозяина, знающие видят черты секретаря художника - Мариана Гожковского, который был открытым противником супруги Яна Матейко, и ни от кого не скрывал неприязни к ней, считая, что именно от Теодоры исходит все зло и что она мешает художнику в творчестве.

Как все было на самом деле? Пелена истории скрыла это от нас, оставив нам картины, на которых дети остались навсегда детьми, женщины - невестами, а сюжетные работы можно истолковывать в меру своих знаний и настроений.
Картина "Дети художника" была приобретена Львовской картинной галереей у старшего сына художника Тадеуша в 1909 году. Что заставило Тадеуша продать картину, написанную явно с такой любовью к ним, детям, история умалчивает.
ВЕРА. Во что верил Матейко?
Вернемся во Львов. Там, кроме картины "Дети художника", в Актовом зале Львовского политехнического института находятся бесценные полотна художника. В 11 картинах он представил то философское развитие мысли и науки как основы духовного и технического прогресса, который может привести человечество к счастью на Земле или позорной гибели (К сожалению, придется напрячь зрение и быть внимательными: качество только такое. Смотреть следует слева направо:верхний ряд- 1, 2; нижний ряд - 3,4 и т.д.).


1. Святая Троица
Если наука, или воо6ще знание, как проявление духовных сил человека, нигде не имеют на Земле видимого очага, источника силы и поддержки, то, согласно понятиям христианства, они находят себе источник в Святой Троице, которая, как сказал Данте, является эманацией, из которой всё вытекает.
(эманация - католическое представление)
В треугольнике, представленном на картине, изображен Бог-отец, Бог-сын (держащий терновый венец как символ мук и труда, составляющих смысл жизни человека), и Дух Святой как источник необходимого вдохновения для приобретения знаний и овладения наукой. Дух Святой представлен в виде юноши.
У него зажжённый факел во лбу как символ вдохновения, способности мыслить осознанно и добывать знания. Он посылает людям в виде ангельских головок семь лучей познания, пронизывающих Вселенную и вдохновляющих человеческий разум. Фон картины усеян звёздами и планетами.

2. Вера, Надежда, Любовь

Человеческий гений изображен как властелин Земли, которою он овладел могуществом своего творческого духа. Он держит Землю в равновесии силой своих рук и духа, преобразуя её своим разумом и творчеством. Это – эпоха труда человечества с целью овладения знаниями, овладения тайнами природы, которые в каждом веке вставали перед ним. Гению помогает Любовь и Надежда как главные стимулы творческого труда.
Надежда даже касается его своей рукой. Вера печально держится поодаль, как духовное качество, которое приобретается работой собственного духа. Хотя она грустна, так как ей часто изменяют, однако она всегда готова прильнуть и утешить. Человеческий гений встречает (с левой стороны картины) семь сил зла, мешающих благородному труду человека; искушающих его, смущающих человеческий разум семью основными грехами. В их числе: Гордость, шепчущая, что лишь личная заслуга приводит к великим научным достижениям, Неряшливость, Лень; вдали Гнев; Жадность, Ненасытность; а впереди всегда мерзкая, хотя и щедро украшенная, Зависть, истинное лицо которой отражается в зеркале.

3. Божественное вдохновение

Картина символизирует человеческий труд, стремление к познанию тайн природы ещё в праисторические эпохи.

На берегу необозримого океана сидит уже зрелый человек, задумавшийся над тайнами природы. Он погружен в размышления над черепом допотопного мамонта, остатками древней человеческой культуры, высеченным в скале каким-то индийским храмом, египетской мумией, пеликаном, напоминающим халдею, и другими древностями. Это – эпоха язычников.

Человеческий ум, наблюдая явления природы, стремится познать в них сверхъестественную силу какого-то божества и поэтому представленный на картине человек, смотрящий в книгу науки, видит свет, идущий сверху от ангела, несущего зажженный факел и Книгу откровения, в которой указана трудно осознаваемая человеческим разумом священная истина:

"Вначале было слово, а слово было у Бога, и слово было – Бог".

4. Пороки человечества

Здесь показано господство отрицательных сторон познаний человека: человечество находится под влиянием страстей, которые руководят им. Затемнены высшие истины и высокие цели науки, человеческие инстинкты направлены ко злу.

Картина изображает мостовые большого города с театрами и дворцами, освещенными электричеством. С одной стороны, все стремления в науке направлены только на приобретение богатства (золота), с другой стороны, обнищавшее общество полно нужды и отчаяния. Это – "мир денежной биржи". Плоды такого мира изображены в виде человека на коленях с мешком денег; на его спине расположилось богатство в виде женщины с золотым Тельцом в руке. Все стремятся к нему – один, голодный, оборванный, просит помощи, сострадания. Другой грозит ей; третий, защищая своего ребенка, хватается за нож; какая-то женщина топит своего ребенка.



5. Триумф Сатаны

На картине представлен триумф зла, который является следствием использования человеческих знаний для личных целей.

Огромная фигура дьявола господствует над миром. Он топчет самоубийцу, который перед этим убил своих детей. Дьявол стоит одной ногой на голове самоубийцы, указывая на затмение Солнца как на признак духовного упадка и затмение разума. Он, кажется, говорит такие слова:
"Это – дело моих рук". Вдали – пожар, грабеж, убийство, крик воронов, зима.

Однако это мнимый триумф зла. Обезумевшая мать, опираясь на разрушенный алтарь домашнего очага, прощупывает пульс еще не скончавшегося ребенка, она жалеет его, а это означает, что триумф зла в истории человечества – временный, преходящий.

6. Богородица утешает верующих

Слабый луч материнского чувства, изображённый в предыдущей картине, со временем усиливается, переходя в полное возрождение человеческого рода, прежде всего через женщину. Домашний очаг, мать – это источник высокой личной и общественной морали, ведущей к познанию истины.

Дева Мария сидит на скамье милосердия, вокруг которой толпятся хорошие и плохие, виновные и несчастные, прося ее убежища и защиты; это триумф любви в деяниях человеческих. Венец Христа, поддерживаемый ангелами, светит на небе как символ человеческой судьбы.

Даже сам Сатана, которого люди считают тенью зла, склонил свою голову под ноги Богородицы.

7. Поэзия, Музыка, История

Возрождение милосердия, добропорядочности, любви и других благородных качеств способствует развитию наук и искусства. На полотне изображены Поэзия, Музыка и История как проявление человеческого духа, возникшее в высших вдохновениях. На берегу лазурного моря, около скал и видимого вдали острова, из которого вырывается вулканическое пламя, у пенящейся морской волны изображена крылатая и воодушевленная Поэзия, в которую всматривается Музыка, касающаяся арфы с вырезанной головой херувима и клювом лебедя – символами пения, чистоты, небесного дара. Около арфы цветы и зелень. Поэзия указывает своей рукой на небо как источник высшего вдохновения. Из-под скалы вытекает ручей, за течением которого наблюдает История (рядом Сова – символом мудрости). История что-то записывает в книгу жизни.

8. Скульптура, Живопись, Архитектура

Картина символизирует дальнейшее развитие искусства. Посредине полотна виден куст, из стебля которого вырастают цветы лилии (слева), розы (в центре) и рододендрона (справа) – символы Скульптуры, Живописи и Архитектуры соответственно. Куст, хотя и полон колючек, но его обнимает Человеческий Гений. Он, влюблённый в искусство, любящий красоту, лелеет эти аллегорические цветы, которые в образе юных девушек сплели свои руки в порыве единения. Вокруг центральной группы – воплощение названных искусств: радуга, символизирующая палитру художника, слева – незавершенная скульптура, внизу справа – античная капитель. Человеческому Гению орел несет в награду лавровый венок.



9. Изобретение железной дороги

С развитием естествознания человек добивается успехов в прикладных науках и технике. Человеческий разум изучает силы природы во благо себе. Об этом свидетельствуют фигуры земледельцев слева, силуэты работающих фабрик справа, пароход на реке.

Центральные образы картины символизируют изобретение паровой машины и развитие железнодорожного транспорта. Женщина – это вода, мужчина – огонь. Борьба и сближение этих стихий порождают пар – подвижное и стремительное дитя, летящее подобно стреле и мчащее по колее тележку. Он становится движущей силой научно-технического прогресса в конце XIX ст.

10. Изобретение телеграфа

Расширение источников энергии, открытие электричества всё более повышает техническое вооружение человека, даёт возможность покорить пространство и время, сблизить континенты.

Эта картина символизирует прокладку первого трансатлантического телеграфного кабеля между Европой и Америкой.

Справа на полотне – фигура женщины, которая олицетворяет Старый Свет – Европу и стоит на быке (это Зевс в его образе из античной мифологии). Фигура слева – Америка (её символ стремительный дельфин в пенящихся волнах океана). Их рукопожатие пронзает электрическая молния, мгновенно соединяющая далёкие континенты в противоположность кораблю Колумба, медленно и тяжело преодолевающему океанский простор среди молний и штормов.

11. Суэцкий канал
Человеческий разум и воля, научно-техническая мысль могут изменить облик планеты.
На полотне изображено соединение Египта с Азией путём прокладки Суэцкого канала.
Фигура справа – это Азия, слева Египет. Пожатие рук символизирует общность интересов, развитие международных связей, единение рас и континентов. Левее коварный и злой крокодил под натиском волн Суэцкого канала убегает в пустыню – силы благородного разума и творческого труда человека побеждают. И как знак этой победы на востоке восходит солнце...
Итак, во что верил Я.Матейко: в вечную и непреходящую силу любви, в дом=крепость, в котором можно найти покой и вдохновение, в обязательное возрождение Польши, в силу науки и прогресса, способных изменить порочное человечество или во что-то другое? А, возможно, так вообще не стоит ставить вопрос? Решать вам...
Ян Матейко прожил недолгую жизнь: он умер пятидесяти пяти лет. Оставленное же художником наследие - велико и значимо не только для его родины. Влияние Матейко испытали на себе многие.
Когда-то В. Стасов написал о Матейко : "Если этот человек подольше проживет, мы, наверное, дождемся от него еще многих взмахов могучего орлиного крыла". Да, такая короткая жизнь и такое огромное разнообразное творческое наследство....


Памятник Я. Матейко в Кракове
А я почему-то символом его жизни вижу вот этот пейзаж, единственный, который смогла найти:


М. Гошковский, Краков, 1895 г., перевод с польского(объяснение к картинам Я.Матейко "Триумф прогресса")
PS: сегодня 5 августа 2011 года я закончила это сообщение и решила еще раз перепроверить ссылку, вот эту:
http://www.liveinternet.ru/users/lucinema_studio/post103552764/. Не знаю каким образом, но я попала на другую страницу автора этой ссылки -http://www.liveinternet.ru/users/lucinema_studio/blog#post134153293 и прочитала известие, взволновавшее меня: Людмилы Эдуардовны Петрухиной уже год как нет.lucinema studio - кодовое имя, пароль - за ним интересный человек, эрудит в своей области и не только, преподаватель кафедры польской филологии Львовского национального университета им. Ивана Франко.
Сколько раз я заходила к ней за последние три месяца, читала ее материалы, восторгалась слогом,эрудицией, доброжелательностью, хотела подружиться и просто сказать СПАСИБО, но никак не могла зарегистрироваться. Тогда я ничего о ней не знала, теперь знаю, а человека нет. Бесконечно жаль, слов нет...Спасибо, Людмила. Светлая память ...

 

Серия сообщений "Живопись Польши":
Часть 1 - Ян Матейко - исторический живописец. ч. 1
Часть 2 - Любовь и вера Яна Матейко. ч.2
Часть 3 - Максимилиан и Александр Герымские - художники-братья
Часть 4 - Мауриций Готтлиб
Часть 5 - Эдвард Окунь (1872-1945)


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку