-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Ян Матейко - исторический живописец. ч. 1

Воскресенье, 13 Октября 2013 г. 20:41 + в цитатник

 


Автопортрет
Самый знаменитый польский исторический художник родился в 1838 году в семье чеха Франциска Метейко и жительницы Кракова немецкого происхождения.Был девятым ребёнком в семье, в которой всего было одиннадцать детей. В детстве пережил обстрел Кракова австрийской армией (1848). Отец Матейко был органистом и учителем музыки, а сын практически с самого детства проявлял огромный художественный талант и большой интерес к живописи. Он рисовал, где только мог и на чём только мог, зачастую забывая об учёбе. Наконец, в 1852 году, вопреки протестам отца, поступил в Краковскую Школу Изящных Искусств, где учился у самого Войцеха Корнеля Статтлера, в Академии художеств в Мюнхене (1859) и Вене (1860).


Академия искусств в Кракове

Он мечтал посвятить себя исключительно религиозной живописи.

Христос


Кирилл и Мефодий


Но одновременно с увлечением живописью в молодом Яне созревала всеохватывающая любовь и даже страсть к изучению польской истории. В 1862 году Матейко создал первое из своих знаменитых полотен — «Станчика».

Станчик


Цитата:
"Еще Пабло Пикассо заметил, что поляки ничего не говорят напрямую. Когда Польшу разделили, разделенным оказался и польский народ. Символизм стал главным направлением польского искусства. Вот и основатель исторического направления Ян Матейко пишет не просто шута, а пророка. Его картина это - предсказание невеселого будущего для страны, в которой пока что веселятся все, кроме самого шута".
Эту картину считают выражением «идейного кредо» художника. Отождествляя себя со Станчиком, в котором поляки в то время видели символ патриотизма, художник придал ему портретное сходство с самим собой. Образ Станчика появляется и в последующих работах Матейко — «Колоколе Зигмунта» и «Прусской дани».

Станчик деталь

Неудача восстания 1863—1864, воспринятая как национальная катастрофа, побудила Матейко отказаться от религиозной тематики. которой он хотел заниматься, и посвятить себя исторической живописи.
Цитата:

" Январь 1863 года возродил среди поляков надежды на получение желанной независимости. На польских землях, входивших в состав Российской Империи, вспыхнуло восстание.
Окончив работу над «Станьчиком», художник, мечтающий принести максимальную помощь родине, вступает в ряды повстанцев и в мае 1863 года едет в действующий отряд. Но к этому времени восстание почти повсеместно подавлено, и вернувшийся домой Матейко «топит свою печаль и скорбь» в новой картине, носящей название «Проповедь Скарги» (1864. Национальный музей, Варшава).

В этой многофигурной композиции изображен Петр Скарга, произносящий пламенную проповедь перед польским королем Зыгмунтом III Вазой и его двором. Здесь уже нет места горькому раздумью Станьчика, на смену ему приходит гневное обличение, проклятие, которое бросает в лицо собравшимся патриот, поборник сильной государственной власти, в душе которого бушуют пламя и страсть, боль и горечь. И шляхетская верхушка здесь уже не выступает безликой массой: каждый из тридцати персонажей в картине наделен своим характером, каждый по-своему реагирует на услышанное. Большую роль в подчеркнуто напряженной ситуации играют выражения лиц, позы, жесты, а также отдельные предметы, как например, брошенная на пол перед центральной группой перчатка – вызов магнатов сторонникам единого польского государства.

Картина «Проповедь Скарги», над которой художник работал около двух лет, была хорошо принята польским обществом. До этого мало кому известный Матейко становится знаменитостью, получает много заказов. Ошеломленный и окрыленный успехом, он женится на Теодоре Гебултовской, сестре друга, к которой был неравнодушен еще в детстве, и вместе с молодой женой едет в Париж, чтобы экспонировать там своего «Скаргу». Картина имеет успех и получает на Международной выставке золотую медаль, но художник остается в Париже недолго. Он снова чувствует себя здесь, как в Мюнхене и Вене, гостем, рвется домой и по приезде сразу же приступает к новой работе – «Рейтану» (1866. Национальный музей, Варшава), в которой речь идет уже не о предсказании, а об истинном падении Польши, о потере ею независимости и единства.
Известно, что Ян Матейко хотел примкнуть к повстанцам, но почему-то не сделал этого. Достоверные свидетельства есть лишь о том, что он оказывал материальную помощь восставшим и поставлял оружие в лагерь Лангевича".
С интервалом в два-три года появлялись новые картины, каждая из которых была вдумчивым отображением польской истории. Такова и "Проповедь Скарги"

Проповедь Скарги
Сюжет картины — проповедь Петра Скарги, придворного проповедника 16 века Сигизмунда III. Скарга был известен как выдающийся оратор, иезуит, яростный защитник католицизма. Он был одним из инициаторов Брестской унии. Главный герой картины стоит справа, он возвышается над неподвижной аудиторией. Его жест подчёркнут ярким светом на лице и руках в противоположность тусклому жёлтому свету на окружающих. Для образа Перта Скарги позировал бывший участник Польского восстания 1830 года шляхтич Михаил Швейцер. Своеобразным антиподом Скарги показан король Сигизмунд III, сидящий в кресле, внизу. Король безучастен к действию, его глаза полузакрыты и молитвенник, кажется, ещё немного и выпадет из рук. В центре картины изображена брошенная перчатка, символизирующая вызов аристократии королю, стремящемуся ограничить шляхетские вольности.
Повествование о своекорыстии шляхты, приводящей страну на грань катастрофы, на материале прошлого вызывали у зрителя глубокие раздумья о настоящем страны.

Правящие круги очень отрицательно отнеслись к первым произведениям художника именно из-за концепции, заложенной в них. Матейко на эти нападки ответил своим «Приговором Матейко» (1867; Варшава, Национальный музей), где он под видом воссоздания эпизода из жизни 16 в. изобразил самого себя, осужденным на казнь.

Приговор Матейко
Первый период творчества Матейко (60—70-е гг.) был полон патриотического одушевления.
Уже в ранних полотнах сложились те художественные принципы, которые и в дальнейшем были свойственны искусству Матейко. Большое, многофигурное полотно, развернутый сюжет, сложно соотнесенные между собой многочисленные исторические персонажи, драматизм ситуации, психологическое напряжение будут типичны для всего творчества Матейки. В центре повествования всегда стоит герой, будь то Скарга или Костюшко, или сама Польша( "Polonia", 1863) . Все действие группируется вокруг главного действующего лица.


Polonia 1863
Картина была приурочена к провалу январского восстания. Девушка в центре композиции, как ни трудно догадаться, Польша ,поверженная, но не сломленная. Русские офицеры надевают на нее кандалы, за ее спиной ждет своей очереди (аллегория) златовласая Литва, на заднем плане стоят два прусских военных... почему-то
После написания картины автор спрятал ее за печку, где она пролежала три года


Рейтен - Упадок Польши
В работе отразились романтические и патриотические настроения, характерные для творчества и личности Яна Матейко. Официально картина имеет два названия – «Рейтан. Упадок Польши» и «Польский сейм 21 апреля 1773 года». Это подсказывает, что картину следует прочитать в двух измерениях: аллегорически-символическом и историческом.
Давайте вместе попытаемся это сделать.
Композиция картины просматривается четко и ясно: полотно разделено на две неравные части, построенные по принципу «золотого сечения». Левая (большая) – «густо населена» толпящимися фигурами; в правой (меньшей) – только один главный персонаж.

Это – депутат польского сейма от Новогрудской земли – Тадеуш Рейтан. Его положение, поза и жесты – экспрессивны и выразительны. Он явственно хочет помешать толпе войти в дверь, находящуюся за ним, откуда выглядывают российские солдаты. Рейтану приписывают слова: «Убейте меня, не убивайте Родину!».
Застывшее мгновение,в котором все словно остановились в нерешительности…Напоминает немую сцену Гоголя из "Ревизора", но сцену драматическую.
Что же происходит?
5 августа 1772 года, в Петербурге, Россия, Пруссия и Австрия подписали конвенцию о разделе Речи Посполитой.
Этого решения сверху оказалось недостаточно, и Речь Посполитая по постановлению захватчиков должна была сама согласиться с вынесенным приговором. В какой-то мере это могло успокоить международное общественное мнение и придать некую легитимность зловещему акту. Поскольку Польша была монархией с демократическими шляхетскими элементами правления, то окончательное решение было за Сеймом.
На заседании Сейма, который состоялся 19 апреля 1773 года в Королевском замке в Варшаве, в открытую против раздела Польши выступили делегаты от Новогрудского сейма (Новогрудок – сейчас районный центр в Белоруссии) – Тадеуш Рейтан и Самуэль Корсак. Акция их протеста была хорошо продумана и продолжалась три дня. Однако это ни к чему не привело, и Сейм большинством голосов согласился с разделом польских земель.
Вернемся к картине

Группа в центре
Символично, но шляхтичи одеты в одежды красно-белых тонов. Очевидно, здесь пробивается горькая ирония художника. В национальных цветах Польши представлены ее предатели ( по мнению Матейко): в центре – Адам Понинский поднял руку и показывает на дверь. Его жест как бы означает – у нас нет другого выхода, мы должны согласиться с этим решением. Францишек Ксаверий Браницкий закрыл в отчаянии лицо руками, а юноша с надменным выражением лица, в белом костюме – это Станислав Щенсный Потоцкий. Любитель эффектных поз и жестов, Ян Матейко строит эту сцену на контрасте – Рейтан лежит и рвет на себе рубаху, он достаточно экспрессивен, инициаторы компромисса с захватчиками – статичны, они словно оцепенели. Обратим внимание и на костюмы – Рейтан одет в традиционный польский шляхетский костюм, т. наз. сарматский: жупан (нижнее светлое платье), кунтуш (верхнее платье, часто с разрезанными рукавами), подпоясан широким «слуцким» (по месту изготовления) поясом, он обут в сапоги с загнутыми по ориентальной моде носками, а слева от него видна сабля, верная спутница каждого шляхтича. Рейтан коротко острижен по моде того времени и носит усы (национальный маркер поляков-сарматов). Изменники отчизны приодеты в европейское платье: короткие панталоны, белые чулки, туфли с пряжками, парики. Один из польских историков пошутил в отношении картины: «… сколько же здесь туфель, сколько же здесь штанов…».

Наше внимание может привлечь и фигура пожилого шляхтича в левой части картины, здесь он справа:



Он тоже одет традиционно и своим движением как бы старается противостоять бессильной и оцепеневшей толпе. Это очень неоднозначная фигура – Францишек Салезий Потоцкий, известный и несколько театрально-показной защитник славной «шляхетской вольности», заклятый враг короля Станислава Августа Понятовского.
А за ним – и сам король.
Для него Ян Матейко тоже выбрал интересную позу, «мы с вами, но и не с вами…», и ни за, и ни против. Станислава Августа всю жизнь переполняли противоречия, и душа его была раздвоена. С одной стороны, он – пламенный патриот, один из авторов Конституции Третьего мая ( см. далее - такая картина тоже есть у Матейко) и активный участник Великого Сейма, инициатор реформ в образовании, с другой – ставленник Екатерины Второй, благодаря которой он взошел на престол и ею же был «пригрет» после детронизации.
Король держит в руке часы… Какое время они отбивают…
На втором плане в ложе – князь Николай Репнин, посол Российской империи в Польше, и две дамы – по его левую руку Изабелла Чарторыская (жена Адама Казимира Чарторыского), в прошлом любовница Станислава Августа, а позже и самого Репнина. По правую руку князя – Изабелла Любомирская, тоже в прошлом любовница Станислава Августа( в некоторых источниках - жена Репнина).

По центру картины – портрет Екатерины Великой.



Ян Матейко в своих работах всегда уделял большое внимание не только персонажам, но и атрибутам, вещам, разным мелочам, которые изображал на картинах.

Посмотрите, что творится на первом плане картины: упавший трон с королевской монограммой, разбросанные документы, даже монетка как бы остановлена в движении, т.к. стоит на ребре. Все это свидетельствует об упадке страны.
Да, сцена преисполнена трагизма, экспрессии и патриотических чувств.

Однако все ли было так на самом деле?

Ян Матейко, как и любой другой художник, имел право на домысел и собственную трактовку сюжета (подчеркиваю, так как мы неоднократно встретимся с расхождениями с историей в картинах Матейко. Я лишь указываю на некоторые из них, ни ни в коем случае не ставлю в вину, понимая патриотический пафос и боль художника за Отчизну и любовь к ней).
Польские историки усматривают следующие расхождения изображенной сцены с действительными событиями:

* король Станислав Август не принимал участия в заседании этого Сейма;
* посол России Репнин уже сложил свои полномочия и на этом посту пребывал Отто Магнус фон Штакельберг;
* в Королевском замке еще не было портрета Екатерины Второй;
* российских солдат тоже еще не было в замке;
* Станиславу Щенсному Потоцкому в то время было всего 21 год и он еще не был депутатом Сейма;
* Рейтан выглядел несколько иначе, по крайней мере, он был рыжим, а не брюнетом;
* Францишека Салезия Потоцкого на то время уже не было в живых;
* женщины не присутствовали на заседании Сейма.
В 1792, а потом и в 1795 году состоялись второй и третий разделы Польши, после чего страна исчезла с карты Европы на 123 года.

Картина Яна Матейко «Рейтан. Упадок Польши» была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. К художнику моментально пришла слава, и его материальное положение значительно улучшилось. Картину же купил для своей коллекции австрийский император Франц Иосиф Первый, а после того, как Польша обрела независимость, в 1918 году, правительство страны выкупило картину и передало ее на хранение в собрание Королевского замка. В 1944 году полотно было захвачено и вывезено немцами, но вскоре обнаружено неподалеку от польского города Еленя Гура. После реставрации опять экспонируется в собрании Королевского замка.

В поздних работах перегруженность композиции, обилие зрительных центров и масса фигур, в равной мере привлекающих внимание зрителя, становится утомительными для глаза и ослабляют эмоциональное воздействие картины. Романтическое, взволнованное начало полотен Матейко порой превращается в чрезмерный пафос, патетику, что видно в работах позднего периода, когда и концепция картин Матейко существенно меняется. Возвеличивание прошлого, а в нем — шляхты и королей как вождей народа, что прямо связано с влиянием реакционной историографии (очень развитой в то время в Кракове), привело к тому, что творчество Матейко в 80—90-х гг. становится все более традиционно-официальным.


Люблинская уния

Одна из самых известных картин из серии, посвященной истории Польши. Она была написана в честь 300-летия польского и литовского союза, заключенного в Люблине в 1569 году. Очень неоднозначное событие особенно для белорусского народа. Люблинская уния считается одним из лучших произведений Матейко. В знак признания мастерства художника он был удостоен в 1870 году французским орденом Почетного легиона.


Баторий под Псковом
Первые этюды к картине "Баторий под Псковом" Ян Матейко сделал в 1869 г. Как и другие исторические работы Матейко, она насыщена тщательно проработанными деталями. Что касается исторического реквизита: одежды, вооружения и прочего, то здесь с Матейко трудно кому-либо соперничать. В этом плане произведение изобразительного искусства, как это иногда случалось, становится еще и историческим документом. Три года спустя работа была завершена. В это время художник уже широко известен, он принят Европой: две золотые медали и орден Почетного легиона в Париже убедительно о том свидетельствуют.

Деталь 1
Центральная фигура картины, конечно же, сам Стефан Баторий, восседающий на походном троне, поставленном на шкуру медведя. Рыцарские доспехи, шпага, атласная мантия, высокомерный, надменный взгляд полузакрытых глаз, как бы завершающий продуманную театральную постановку фигуры монарха, составляют единый образ героя, подчинившего своему величию все, происходящее вокруг.
Справа от короля - в полный рост фигура канцлера Яна Замойского, когда-то выделенного Баторием среди краковского дворянства, обласканного почестями и наделенного огромной властью: канцлерской печатью, гетманской булавой и, в довершение ко всему, рукой племянницы монарха Гризельды.

В центре горизонтального холста - выразительная фигура папского легата Поссевина, который при содействии иезуитов прилагал немалые усилия для распространения в России влияния Ватиканского престола. В каком-то смысле (и композиция картины это подтверждает) все, представленное художником действо (и справа, и слева) происходит вокруг Поссевина. И если есть какие-то основания говорить о наличии в картине Матейко некоторого психологизма, то, несомненно, это касается исключительно персоны Поссевина, необычайно глубоко, психологически убедительно и исторически достоверно переданной художником .

Деталь 2

Со стороны "просящих мира" выделяются два персонажа - коленопреклоненный владыка полоцкий Киприан, в богатом, шитом золотом облачении, на дорогом плоском блюде протягивающий польскому королю хлеб, видимо, символизирующий просьбу о пощаде и мире. Несколько в стороне от владыки Киприана, скорее с трудом, по-стариковски, приседающий, нежели падающий на колени, - Иван Нащокин.

Деталь3


Деталь 4

Историческая справка
Во время Ливонской войны (1558-1583) Стефан Баторий расположился под Псковом в лагере со всей роскошью. Однако все его попытки взять город штурмом окончились неудачей. Пять дней приступали гайдуки к Пскову, подгоняемые саблями гетманов и рохмистров, но псковичи положили их «яко мост по льду».
Осада Пскова закончилась подписанием мирного договора по другим причинам..


Картина была встречена овациями, в том числе и представителями "демократического течения в русском искусстве.Может быть, имея в виду эту работу художника , на исходе века Илья Репин напишет: " Матейко имел великую национальную душу и умел горячо и кстати выражать любовь к своему народу своим творчеством. В годину забитости, угнетения порабощенной своей нации он развернул перед ней великолепную картину былого ее могущества и славы". В 1874 г. Матейко выставляет своего "Батория..." в столице Франции. Восторженный прием работы живописца завершается избранием его членом Institut de France и сразу за этим - членом Берлинской академии искусств.



Грюнвальдская битва.

Витовт деталь 1

Грюнвальдская битва деталь 2

Грюнвальдская битва деталь 3
Сюжет картины — Грюнвальдская битва (1410), в которой войска Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского и Королевства Польши разгромили немецкий Тевтонский орден.
В центре полотна изображен князь Витаутас , он стоит без доспехов и шлема , одетый в красный мундир. Он поднимает меч и щит в знак победы.Эта работа самого выдающегося польского живописца XIX в., по словам художественного критика Юлиуша Стажиньского, выразившего распространенное мнение, "по праву считается вершиной художественных достижений Матейко как по силе выражения, так и по замечательной гармоничности композиции и цвета".

И все же такие картины, как «Люблинская уния» (1869; Варшава, Национальный музей), «Баторий под Псковом» (1871; там же), "Грюнвальдская битва" , знаменовали поворот к темам некритического прославления, возвеличивания феодально-магнатской Польши. Он обращается теперь к темам, которые связаны с победами, с триумфами польского оружия и польской государственности. Таковы «Прусская дань» (1882; Краков, Национальный музей), «Собеский под Веной» (1883) и многие другие.


Прусская дань

Битва под Рацлавицами = Костюшко под Рацлавицами
Картина Костюшко под Рацлавицами является одним из последних больших произведений Матейко. Костюшко -национальный герой польского восстания в 1794 году.Под Рацлавицами им был разгромлен отряд русских под командованием Тормасова. На картине изображен момент триумфа армии Костюшко. Он восседает на коне в модном с иголочки камзоле, будто бы и не было тяжелого боя. Армия салютует своему предводителю.


Костюшко под Рацлавицами деталь
Но на периферии полотна можно заметить всю двойственность этой победы. Кто-то из солдат алчно изучает военные трофеи, кто-то помогает раненым и оплакивает убитых. Интересен образ монаха на первом плане, сгорбленный и поднявший руки то ли в плаче то ли в молитве, он является живым символом неоднозначности этой победы для ее участников. Невиданный для Матейко прием. Общество приняло картину очень холодно, ее даже не допустили на выставку в Венском Имперском Дворце изящных искусств.
Не случайно именно в это время колоссальный художественный и моральный авторитет художника становится своего рода преградой, которую правящие классы выдвигают на пути развития реалистического искусства.
Еще несколько работ этого периода.


Польский крест


Прием евреев в Польшу в 1096 г.


Богдан Хмельницкий под Львовом


Станислав Тарновский


Алхимик


Астроном

Слепой Витт с внучкой




Интересна история того, как в это же время Матейко начинает работу над росписями Мариацкого костела в Кракове (где помещен алтарь Вита Ствоша). Работа поистине огромная и многоплановая.

Мариацкий костел
В конце 19 в. под руководством архитектора Тадеуша Стриенского была проведена капитальная реставрация алтаря, и было также решено провести обновление интерьера храма, воссоздав его первоначальный готический облик, возобновив на стенах остатки средневековых фресок. Решено было поручить эту работу какому-нибудь иностранному художнику, кандидатура Яна Матейко вообще не рассматривалась. Очевидно, по причине того, что этот художник заслужил себе славу исторического живописца, слишком погруженного в реалии своей страны. Однако 6 июня 1889 года Ян Матейко представил Комиссии по обновлению алтаря свои эскизы и -что было немаловажно – предложил выполнить все работы бесплатно. Комиссии были предложены акварельные эскизы в натуральную вкличину - фигуры 59 ангелов, играющих на музыкальных инструментах и поющих во славу Девы Марии.
Комиссия утвердила кандидатуру Яна Матейко как руководителя реставрации интерьера презбитерия. С помощью своих учеников, известных польских художников: Юзефа Мегоффера, Станислава Выспянского, Влодзимежа Тетмайера мастер перенес эскизы на стену.
Работы были завершены менее чем за год, и уже с начала апреля 1890 года прихожане, посещающие Мариацкий костел, могли любоваться ангелами Яна Матейко.










В адрес художника было очень много критики: об ангелах, "искрящихся блеском красок", говорили, что они слишком веселые, слишком светские, с индивидуальными чертами лиц, слишком уж напоминающими детей художника, особенно его дочерей (Хелену и Беату, чтобы провести сравнение см. следующее сообщение).
Несколько лет назад в Краковском Мариацком костеле была проведена реставрация фресок Матейко, и его ангелы опять засияли во всей красе.

Однако среди полихромии интерьера можно видеть и вот такие работы художника:






Поиски монументально-декоративного стиля, захватившие на склоне лет художника, явились новым словом в польском искусстве. Они положили начало широкому и очень интересному течению, принесшему в 900-х гг. ряд достижений, особенно в творчестве Ст. Выспяньского.
Выдающийся польский драматург и художник Станислав Выспяньский, ученик Я.Матейко, в 1886 г. сделал попытку создать драматургическое произведение "Баторий под Псковом". Непосредственным источником, предметом вдохновения для драматурга послужила картина Матейко. Продолжение следует.

http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post98418942/
http://commons.wikimedia.org/wiki/Матейко,_Ян?uselang=ru
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st028.shtml
http://vvgb.shpl.ru/gb12.html - Грюнвальдская битва
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st010.shtml - сохранение картины от фашистов

 

 

Серия сообщений "Живопись Польши":
Часть 1 - Ян Матейко - исторический живописец. ч. 1
Часть 2 - Любовь и вера Яна Матейко. ч.2
Часть 3 - Максимилиан и Александр Герымские - художники-братья
Часть 4 - Мауриций Готтлиб
Часть 5 - Эдвард Окунь (1872-1945)


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку