-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Веласкес. Я - раб. Я - князь. Кто ты будешь такой? ч.VII

Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 19:14 + в цитатник
Или ДВА ШЕДЕВРА Веласкеса
Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?


Современники и потомки называли Веласкеса "главой и князем всех испанских живописцев".Он создал свое направление, изучая натуру во всех ее проявлениях и всевозможных подробностях: , со всеми ее наклонностями и страстями. И достиг в этом той поражающей истины, которая присутствует во всех его картинах, особенно в портретах, в них он превзошел всех живописцев своей родины.
Как вы помните, почти вся жизнь художника прошла при мадридском дворе: он был придворным живописцем короля Филиппа IV, чью семью рисовал изо дня в день. Веласкес жил его интересами, подчинялся размеренному ритму и чопорному ритуалу жизни, со всей тщательностью исполнял придворный этикет, участвовал в бесконечных церемониях, охотах и празднествах. Одни исследователи его творчества говорят о его несвободе, сожалеют о том, что львиную долю своего времени, свой талант он тратил на оформительскую работу, связанную с украшением дворцов, организацию небывалых по размаху праздников, стремясь при этом угодить своим покровителям. Другие не видят в судьбе Веласкеса никакого драматизма и утверждают, что его положению мог бы позавидовать любой "свободный " художник, который постоянно находится в поисках клиента, должен думать о куске хлеба и работать на потребу недалекой публики, дабы выгодно продать себя.

Итак, поддался ли Веласкес давлению среды; действительно ли он был несвободен в своем творчестве?
Вопрос этот выношу в начале статьи, чтобы, всматриваясь в два портрета: портрет Хуана Парехи - раба Веласкеса и в портрет Папы Иннокентия X, которого называли "Князем Церкви", - вы не забывали о художнике, творце, создателе этих двух портретов и вынесли свой вердикт.

В ноябре 1648 года он по поручению короля поехал в Рим, чтобы закупить в "вечном городе", а также в Венеции статуи и картины и снять слепки с антиков для создания в Мадриде живописной и скульптурной академии; Второе посещение Италии продолжалось до июня 1651 года.
На сей раз его встречают с большим почетом и государственные канцелярии заботятся о соблюдении этикета, приличествующего его рангу. Но дело тут не в его живописи, о которой никто ничего не знает, а лишь в его личности, поскольку он близкий друг короля Филиппа IV. И, видимо, поведение Веласкеса в Риме нельзя объяснить иначе как предположением, что его, обычно такого спокойного, вывело из себя то, что итальянцы не были знакомы с его творчеством. Действительно, Веласкес совершает выходку, которая удивительна даже для молодого, озорного художника и которая не вяжется с его поведением в течение всей жизни. Едва прибыв в Рим, он пишет портрет своего слуги, "мавра Парехи", и велит тому ходить с картиной по домам некоторых аристократов и живописцев, дабы они видели рядом модель и портрет. Скорее всего, это не легенда, поскольку пишет о ней очень серьезный исследователь творчества Веласкеса Хосе Ортега - и - Гассет.



Портрет Хуана Парехи 1650 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.
Еще одна копия портрета находится в собрании Раднор, Солсбери.

Что мы знаем о Парехе, кроме того, что он был слугой, а в некоторых исследованиях - рабом Веласкеса, и мавром?
Оказывается, он был учеником Веласкеса,художником. Родился ХУАН ПАРЕХА (де ПАРЕЙО)
в 1610 году в Севилье и был, действительно, потомком мавров.Несмотря на то, что в своем родном городе он как художник пользовался прочной репутацией, в 1630 году Пареха переселился в
Мадрид для дальнейшего обучения( вспомните, в свое время так же поступил и сам Веласкес). В 1630 году в документах Пареха зарегистрирован как живописец в Севилье, когда он просил мэра города разрешить ему присоединиться к своему брату в Мадриде, чтобы продолжить заниматься искусством. Здесь он начинает работать у Веласкеса, помогая ему смешивать цвета и готовить холсты.В документе, опубликованном в 1983 году, он упоминается как раб Веласкеса. Согласно ряду свидетельств, в 1650 году, во время пребывания в Риме, Веласкес официально отпустил своего мулата на свободу; но тот остался с мастером, выступив позже искусным живописцем, чьи работы сегодня можно увидеть в Мадриде в музее Прадо.
Вот, к примеру, одна из немногих дошедших до нас его работа:


«Призвание святого Матфея» кисти Хуана де Парехи

Но вернемся к портрету Парехи. Чем же он так поразил даже художников? А они - строгие судьи.

Спокойно и просто, с большим чувством собственного достоинства смотрит на зрителя скуластый человек с крупными, почти негритянскими губами и с широком носом метиса. Его небольшие карие глаза полны энергии.
Слегка удлиненное смуглое лицо обрамляет шапка непокорно вьющихся волос. Их темная монолитная масса позволяет оценить великолепное письмо лица. Правая скула, щека, висок и часть шеи окутаны тенью. Темный фон, одежда и волосы подчеркивают теплое пятно лица и выделяют его как центр композиции. Портрет задуман так, что зритель неизменно, вновь и вновь возвращается к лицу и сосредоточивается на карих глазах, написанных с удивительной живостью. Блики, поставленные на радужной дужке, у самого зрачка, делают взгляд открытым и решительным.
Рассматривая лицо, мы наслаждаемся легким и точным узором сменяющих друг друга холодных тонов в свету и теплых теней, отмечаем, как светится в подмалевке горячая охра, проступающая на скулах, в углах рта и загоревшаяся в тени на мочке уха. Возвышая свою модель, Веласкес избирает низкий горизонт и смотрит на Хуана де Пареху снизу вверх. Этот ракурс позволяет раскрыть нижние поверхности надбровных дуг, крыльев носа, верхней губы; делает образ еще более горделивым. В линии сомкнутых губ живет энергия цельной и сильной личности.

Полуфигура развернута влево, в то время как голова модели повернута вправо и лицо обращено к зрителю. Сочетание этих противоположно направленных, но взаимодополняющих движений создает динамику, на первый взгляд, совершенно спокойной композиции. Точно найденная постановка модели, направление плеч и согнутой в локте правой руки, кисть которой написана в перспективном сокращении, — все служит созданию пространственной достоверности полотна.Об этом портрете Паломино говорит, что он был написан "длинными кистями". Так он определяет свободную фактуру новейшего стиля.
Все это вместе и создает впечатление о Парехе вовсе не рабе, а сильной и гордой личности, о человеке, имеющем и достоинство, и благородство, и человечность, и независимость характера.
В Риме портрет Парехи, выставленный в Пантеоне, вызвал всеобщее восхищение своей неприкрашенной правдивостью. Один из живописцев,современников Веласкеса, рассказывает, «что художники разных наций сошлись во мнении, что рядом с ним все прочие картины кажутся живописью, и лишь он один самой истиной». Портрету Парехи Веласкес обязан своим избранием в члены академии святого Луки - свидетельство высокого признания, которое его творчество получило в Италии.
Однако триумф ожидал Веласкеса в связи с другим портретом, ставшим по существу для всех художников мерилом настоящего портретного искусства. Это портрет папы Иннокентия X . Немаловажная деталь: Веласкес был приглашен в Ватикан для встречи с понтификом только после того, как прославился в Италии, благодаря портрету Хуана Парехи, и избран в члены академии.
В процессе первой встречи и беседы понтифик и заказал Веласкесу свой портрет.
Если Веласкес хорошо изучил своих королевских заказчиков в Мадриде, в постоянном доверительном общении, то для портрета князя церкви , с которым он встречался впервые, художник должен был довольствоваться несколькими сеансами .
Веласкес осознавал вставшие перед ним трудности. Как, например, отказаться в портрете папы от традиционных канонов и условной парадности? Десятки книг были написаны об условностях при изображении главы католической церкви. Великие мастера кисти не раз писали пап, но и они не сочли возможным отклониться от установленных правил. Владыка должен быть изображен сидящим на троне - он ни перед кем не встает. Наряд его составляет обязательная белая ряса, красная сутана и красная скуфья. От художников требовали, чтобы портрет был величественным, чтобы каждый видел в папе главу церкви - святейшего из живущих на земле.Но должен ли и смеет ли художник показывать внутренний мир папы? Веласкесу казалось, что обязан. Он видел портреты многих пап кисти Рафаэля, Караваджо и других великих мастеров. Вспомним и мы эти портреты, отметим достоинства каждого, проведем параллели, аналогии, сделаем свои выводы.

Караваджо Портрет папы Урбана VIII


Рафаэль Портрет папа Юлия II
Но в них он чувствовал явную недосказанность, а порой и полнейшую идеализацию образов. И только Тициан, его любимый маэстро, смог показать папу Павла III хищным стариком, достойным обитателем Ватикана.


Тициан папа Павел III
Более чем сто лет его отделяют от тициановского портрета Павла III , и при сопоставлении этих вещей выявляется торжествующая над временем преемственность в искусстве. Своим портретом Веласкес отозвался на тициановский шедевр, как ранее Тициан откликнулся на групповой портрет работы Рафаэля


Рафаэль Портрет папы Льва X с кардиналами
Льву X принадлежит следующее признание: "Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам". Папа Римский Лев Х был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы его жизни. Но художник не польстил ему: пухлое лицо, настороженный взгляд, руки, выдававшие тайное беспокойство, воплощение строгой и нелицеприятной правды…
Да, преемственность есть, но у Веласкеса свой почерк, он не слепой подражатель.
Да, он изобразит своего папу согласно канонам:папа будет сидеть на троне, как и полагается папе; и красная сутана, и красная скуфья, и белоснежная ряса, обшитая тончайшими кружевами - все на месте, правила игры соблюдены. Пусть будет по-вашему! Но Веласкес не был бы Веласкесом: никакого стремления облагородить внешность, смягчить черты, заретушировать некрасивость. Нет, будет по - моему! А как это?! Ф.М.Достоевский писал:" В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в которой он списывает, и не было ее вовсе в лице". У Веласкеса не было возможности "изучать лицо" папы , да и сам он не любил делать набросков, этюдов, но "главную мысль лица" он уловил. "По-моему", по-веласковски - когда при внешней статичности портрет буквально дышит, наполнен жизнью до такой степени, что ощущаещь этого человека так, как будто он смотрит прямо на тебя и не отпускает, держит своим цепким взглядом, так, что заставляет испугаться, содрогнуться. По-веласковски - когда главное - проникнуть в суть характера, раскрыть его тайну. И достигает он своей цели вполне простыми, а оттого еще более удивительными способами.



Папа вполне банально сидит в золоченом кресле с высокой спинкой, удобно положив холеные руки на подлокотники. Он явно позирует. В картине всего два цвета: красный в нескольких оттенках, занавес, обивка кресла, шапочка и накидка на плечах папы, и белый — одежда сидящего .
Но Веласкес сумел даже эту лаконичную цветовую палитру сделать на редкость богатой. Писать красным по красному и добиться выразительности, пространственной глубины полотна — для этого надо виртуозно владеть светотенью, тонкой, исполненной градаций, изумительно чувствовать все оттенки цвета, уметь, например, и такое, как иллюзионистски точная передача фактуры различных тканей.

Однако ни богатство алых, пурпурных, красных тканей, ни сияние белого, ни поза, одним словом, ничто второстепенное не рассеивает внимания зрителя, оно полностью обращается к лицу Иннокентия X. В точной лепке лица Иннокентия X, в блеске шелковой накидки угадывается влияние Тициана, но перед нами живой человек, а не затверженная формула.Физиономия папы злая и неприятная. Нельзя сказать, что на портрете черты главы католической церкви подчеркнуто безобразны, как, например, в рафаэлевском портрете болезненно толстого папы Льва X. Неприятными делает их выражение — острый, подозрительный, властный, тяжелый взгляд словно сверлящих зрителя маленьких глаз , сжатые губы, выдвинутый вперед тяжелый подбородок с реденькой бородой.



Но кроме всего этого есть в портрете какая-то могучая сила обобщения, какая-то монументализация злой, бесчеловечной власти. Таким могло быть и лицо Ивана Грозного или другого тирана. Убедительно звучат слова Богумила Райнова, что художник «посадил на папский престол самого дьявола» .
На работу Веласкеса стекались смотреть художники со всех концов Рима.
Портрет изумил всех видевших его. От работ такого класса уже отвыкли, хотя в то время в Риме подвизалось немало мастеров. Но портрет испанца Веласкеса не только выдержал сравнение с самыми выдающимися произведениями прославленных мастеров, но (по мнению некоторых) превосходил их силой характеристики, мощью живописи и той высшей правдой искусства, когда оно оставляет позади силу самой жизни. Знатоки и ценители искусства заявляли: "Все созданное в прошлом и настоящем было лишь рисованием, и только это сама правда".
Веласкес завоевал итальянские сердца, Рим был, наконец, покорен испанцем. По словам Антонио Паломино, "произведение кисти Веласкеса вызывало удивление в Риме, многие его копировали, чтобы учиться и любоваться им как чудом".
А что же заказчик, папа Иннокентий X ?
Когда Иннокентий X увидел свой портрет, он долго молча смотрел на него, а затем произнес всего два слова: "Troppo vero!", которые впоследствии стали классическими - "Слишком правдиво!". Что было в этих словах? Горечь и сожаление? Или восхищение мастерством художника, сумевшего увидеть невидимое и понять сокровенное?
На следующий день, когда портрет был поднесен папе в дар, Веласкес получил необычно щедрую награду - массивную золотую нагрудную цепь с миниатюрным портретом Иннокентия X в медальоне, осыпанном самоцветами. Об этом факте говорят все биографы, но только в одном исследовании утверждается, что от подарка Веласкес отказался, "давая понять, что он не живописец, но слуга короля, которому, когда приказано, он служит своей кистью".(Хосе Ортега-и-Гассет)

Кстати, это подтверждается и деталью на портрете: в левой руке папы белеет письмо с надписью: "Наисвятейшему папе Иннокентию X Диего де Сильва Веласкес, придворный живописец его величества, короля католического".

Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. Заскучавший монарх написал Веласкесу несколько писем, в которых просил его поторопиться с возвращением. Художник же как мог оттягивал отъезд. Какой человек захотел бы покидать Рим - священный город для художника, где все благоволит творчеству?! А еще была мечта, давняя, заветная: вот если бы получить орден Сантьяго... Тогда, тогда он стал бы, действительно свободен ...
Но об этом и другом в заключительной восьмой части...
Для любителей точных исторических фактов
СПРАВКА
Иннокентий X (лат. Innocentius PP. X, в миру Джамбаттиста Памфили, итал. Giambattista Pamphili; 7 мая
1574 — 7 января 1655) — папа римский с 15 сентября 1644 по 7 января 1655.
Джамбаттиста Памфили родился 7 мая 1574 в Риме в семье, находившейся в родстве с Борджа.
Изучал право и работал на разных должностях в Римской курии.
В 1648 будучи папой осудил заключение Вестфальского мира, который положил конец Тридцатилетней войне. В доктринальной сфере получил известность декрет Иннокентия X, осуждавший янсенизм — религиозное направление, развивавшееся тогда во Франции. С целью расширения территории папского государства Иннокентий Х предпринял военный поход против маленького княжества Кастро, которое принадлежало семье Фарнезе. Город был захвачен, дома и церкви в нём разрушены, а земля, на которой он находился, присоединена к папским владениям.Иннокентий X и в жизни отличался подозрительностью и властностью, был нелюдим и не пользовался симпатией окружавших его людей.
Картинная галерея Иннокентия X и его родственников до сих пор находится в руках их потомков. Она выставлена в Риме как галерея Дориа-Памфили, именно там и находится портрет папы Иннокентия X.



PS:
1.Многие исследователи говорят, что Веласкес "избегал придавать своим персонажам выражение каких-либо эмоций", что его "особым шиком было - "не присутствовать", "не вмешиваться". Так ли это?
2.Обратите внимание на сходство позы, композиции в портретах папы Юлия II у Рафаэля и папы Иннокентия X Веласкеса. А в чем отличия? Маленькая деталька, но она помогает создать образ.
3.Обратите внимание : куда смотрит папа Юлий II у Рафаэля и куда - папа Иннокентий X у Веласкеса? Возможно, стоит подумать, что хотел скрыть или подчеркнуть Рафаэль в своей модели и что обнажил Веласкес - в своей.
И, пожалуй, на основе 2 и 3 сделать вывод о разном подходе в изображении портретируемого для Ренессанса и барокко.

http://smallbay.ru/velasquez.html
http://art-catalog.ru/article.php?id_article=562
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г
http://velaskes.ru/dryg_korolya/
Источник - К. А. Шахова "Великие Европейские Живописцы XV-XVII вв.". "Выща школа", 1988
 

Серия сообщений "Живопись Испании":
Часть 1 - Диего Веласкес. Начало пути.ч.I
Часть 2 - Веласкес. Художник и король. ч.II
...
Часть 6 - Веласкес - "Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех!???" ч.VI
Часть 7 - Веласкес. Рыцарь без страха и упрека.ч.VIII
Часть 8 - Веласкес. Я - раб. Я - князь. Кто ты будешь такой? ч.VII

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку