-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Веласкес. Рыцарь без страха и упрека.ч.VIII

Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 19:13 + в цитатник

ВЕЛАСКЕС. Рыцарь без страха и упрека ... Часть VIII

И его любимые модели

По возвращении из Италии художник приступил к своим рутинным обязанностям.В Мадриде его ждали новые назначения. Король произвел художника в гофмаршалы. Богатым Веласкес был уже давно. Теперь он мечтал еще и о том, чтобы первым среди испанских живописцев удостоиться рыцарского звания. Долгой и непростой была дорога к заветной мечте. И она сбылась: он стал Рыцарем, но об этом чуть позже.
И так, он снова в Мадриде в окружении своей семьи и ... королевской семьи.
К этому времени Филипп IV был уже снова женат, и надо было писать новую молодую королеву Марианну, ее детей — Маргариту, а затем и Фелипе Просперо, а также падчерицу Марию Терезу и, конечно же, самого короля. Все работы 50-х годов необыкновенно красивы по цвету.

Надо сказать, что и ранее Веласкес написал несколько портретов детей Филиппа IV от его первого брака с французской принцессой Изабеллой Бурбонской: Валтасара Карлоса, умершего в 1646 году шестнадцатилетним, и Марии Терезы. Долгожданного наследника трона Бальтараса Карлоса Веласкес писал довольно часто вплоть до его ранней смерти , и видно, что он с особым удовольствием и симпатией портретировал этого красивого и бойкого мальчугана. Вернемся к ним и проследим, как меняется колорит , подумаем о том, что в этих портретах вызывает эстетическое удовольствие, в чем проявляются живописные достоинства, как с помощью красок, их сочетания, гармонии создается очаровательный образ.
Сначала о портретах принца Валтасара Карлоса ( в разных источниках имя звучит Балтазар = Валтасар).
Впервые он нарисовал инфанта, вернувшись из Италии, в 1631 году, когда мальчику было около двух лет. И хотя художник должен был постоянно помнить, что перед ним не крошечное дитя, а наследник престола, портрет получился милым, человечным.


Портрет инфанта Бальтазара Карлоса с карликом

Есть что-то забавное в том, как малютка положил ручку на эфес шпаги, а второй опирается на толстый жезл. Он в жестком кожаном «военном» нагруднике, вместо слюнявчика, через плечо малиново-алая перевязь, полагающаяся фельдмаршалам, но не в камзоле и штанах, а в нарядном расшитом платьице. Вместе с инфантом изображена его живая кукла — карлик с большой головой, коротенькими руками и уродливо-непропорциональным телом. Он еще мальчик, лицо его не искажено болезнью, он принаряжен, но как горько оттеняет это искалеченное природой дитя нормальность и здоровье Валтасара Карлоса.

Картина непривычно для этих лет богата по цвету. Чувствуется, что Веласкес полон итальянских впечатлений, краски мастеров Аппенинского полуострова, и особенно Тициана и Тинторетто, вызывают в нем желание попробовать себя в таком же разнообразии оттенков и цветов, сделать свою палитру щедрее и раскованнее. Пурпурный занавес фона, узорный светлый ковер, бусы на шее карлика, его фартушек светло-желтого цвета, красная подушка с золотой кистью, светящееся пятно нежной кожи лица ребенка и младенчески легкие золотые волосики, его коричневое платьице в серебряном шитье — все радостно и насыщено цветом. Несмотря на торжественную неподвижность двухлетнего «полководца», в картине есть движение, кажется, что карлик идет на зрителя, позванивая колокольчиками погремушки и зовя малыша за собой. Есть здесь и столь любимый Веласкесом контраст возрастов, типов. Взгляд у карлика умный, это уже мыслящее, сознательное существо, не то что принц с совсем еще бессмысленными глазками-пуговками.


Балтазар Карлос 1636

Второй портрет Валтасара Карлоса написан приблизительно через год. Инфант стоит в той же позе. Рядом с ним на подушке (теперь она слева) лежит все та же шляпа с высокой тульей и пышным плюмажем из белых перьев, так не соответствующая возрасту владельца! Изменилось платьице ребенка, оно теперь жестко-негнущееся, из золотой парчи. Кроме того, что изображение маленького ребенка всегда трогает, картина еще волнующе красива по колориту. В центре — светлая фигурка в золотистой одежде, на-
рядность которой и блеск, теплый, мягкий, переданы изящно, очень простыми средствами, без мелочной выписанности узоров шитья, но с полной передачей фактуры ткани, ее металлических переливов. Золото платья отлично сочетается с малиново-розовым цветом перевязи и разного оттенка коричневым в занавесях и на полу с лежащей на нем бархатной коричневой подушкой. Очень белая кожа ребенка, темные глаза, яркие губы, вьющиеся светлые волосики придают его облику очарование, которое сохраняется и в более поздних портретах.

Уже эти работы свидетельствуют о том, что понимание цвета у Веласкеса развивается. Забегая вперед, можно сказать, что это развитие непрерывно и ведет к существенным переменам в живописной манере Веласкеса.


Бальтазар Карлос в охотничьей одежде

Для охотничьего домика в парке Прадо король заказал портреты, где его и его родственников следовало представить в охотничьих костюмах, с ружьями и в сопровождении собак. Веласкес проявил себя в этих работах не только как портретист (очень хорошо написан портрет младшего брата короля инфанта Фернандо, будущего правителя Нидерландов), пейзажист, но и превосходный анималист. Собаки самых разных пород словно выражают особенности собственного нрава, они изображены реалистически точно и не без юмора, например, большущий спящий ленивый пес рядом с маленьким энергичным Валтасаром Карлосом во «взрослом», как у отца и дяди, костюме (1632—1635).

Самый эффектный портрет инфанта изображает его верхом на коне.


Конный портрет Балтазара Карлоса

В середине 1630-х годов Веласкес пишет ряд портретов в полный рост на фоне пейзажа. К этой серии относится и "Конный портрет инфанта Балтазара Карлоса", созданный по формуле парадного барочного портрета. Однако художник избегает в нем всякой внешней эффектности и вычурности. Конный портрет инфанта Бальтараса Карлоса считается одним из наиболее известных произведений мастера.
Шестилетний Валтасар Карлос воспитывался как и подобает будущему королю. Его посадили на лошадь почти тогда же, когда он сделал первые самостоятельные шаги. И шпажонку и ружьецо ему вручили, должно быть, до того, как он научился правильно говорить. Конный портрет инфанта самый динамичный — скачет на зрителя мощный конек, развеваются его грива и хвост, летит по ветру за его спиной розовый шарф мальчика. Он сидит в седле, как влитой, крепко держит поводья, уверенно смотрит на нас темными глазами из-под полей черной, залихватски сдвинутой на бок шляпы. Впечатление энергичного движения усиливается изображением идущего по диагонали типично испанского холмистого пейзажа — одного из лучших у Веласкеса. Он обобщенный и очень целостный — под мрачноватым небом с густыми облаками далекие горы, вершины которых освещает пробившийся сквозь тучи свет солнца, на переднем плане желтые, ржаво-коричневые выжженные холмы, чуть дальше — оливковые рощи и снова желтоватые плоскогорья. Переливающиеся краски одежд инфанта, золотистые, розовые, белые и черные, коричневый тон лошади контрастируют с тончайшим голубовато-серебристым фоном кастильской равнины, окутанной холодным воздухом.
Тело лошади дано в резком сокращении и кажется раздутым, словно гигантский бурдюк с вином. Но это не промах художника, а точный расчет. Было установлено, что картина висела очень высоко над аркой или проемом в стене и зритель смотрел на нее снизу вверх. Для такого взгляда художник и прибегнул к ракурсному сокращению.


Бальтазар Карлос с Оливаресом в королевских конюшнях
Портреты детей кисти Веласкеса раннего периода несколько сдержанны в эмоциональном плане, но их лица всегда очень выразительны и живы.

Бальтазар Карлос в шестилетнем возрасте
Непривычно красивое для Габсбургов лицо, умное, с выражением затаенной печали .Трогательна тонкая фигурка, облаченная в обязательный взрослый парадный костюм, точно такой же,как и и у самого Филиппа IV ( см. Часть II Художник и король). Поза повторяет опять же принятую для портретного изображения позу королевских особ.Царит торжественность; если не величие, то значительность момента: перед нами, как тогда казалось, будущий король Испании. Происхождение обязывает...Благородное сочетание уже ставших излюбленными для Веласкеса цветов: серебристо-черного с переливами жемчужного на фоне пурпура тяжелой роскошной драпировки - подчеркивает утонченную бледность лица инфанта, его изящество , нежность, открытость и незащищенность.


Дочь короля- инфанта Мария Терезия (будущая супруга короля Людовика XIV)
Среди детских портретов раннего периода особняком стоит чудесный портрет неизвестной девочки.

В нем чувствуется этюдность, незавершенность. Но глаза не по-детски серьезные завораживают, притягивают.



Вернемся к позднему(последнему) периоду жизни и творчества Веласкеса, а именно к его детским портретам.
Несколько раз Веласкес писал и детей короля от его второго брака -Маргариту, родившуюся в 1651 году, и ее младшего брата, Филиппа Проспера , родившегося в 1657 году. Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме


Фелиппе Просперо

Веласкес написал портрет инфанта Фелиппе Просперо, когда тому было 2 года. Бледное лицо и безвольная рука, положенная на спинку кресла, подчеркивают слабое физическое состояние принца.
Оригинал поражает исключительной красотой комбинации холодных серебристых тонов (серого и белого) с красными, полыхающими в занавесе и платье ребенка, глухо тлеющими в персидском ковре и бархатной обивке кресла. И даже такая частность, как собачонка в кресле, написана чудодейственной кистью. Сравните с тем же мотивом на портрете четы Арнольфини ван Эйка и вы увидите, как по-разному два великих художника передают один и тот же мотив.

Ван Эйк выписывал каждый волосок собачьей шерсти, Веласкес, два столетия спустя, добивался только общего впечатления. Фактически он шел по пути Леонардо, но гораздо дальше продвинулся в доверии нашему воображению, восполняющему все умолчания художника. Хотя в веласкесовской собачонке отдельные волоски неразличимы, она выглядит и более мохнатой, и более живой, чем у ван Эйка. Именно за эти качества французские импрессионисты ценили Веласкеса выше всех художников.

Но особенно явной была любовь Веласкеса к Маргарите
Дочь Филиппа IV и Марианны Австрийской хотя и не могла заменить долгожданного наследника престола, но была так мила и непосредственна, что стала всеобщей любимицей, оживлявшей чопорную жизнь испанского двора. Хрупкая, изящная, с белокурыми волосами, она служила удачной моделью для Веласкеса. Первый ее портрет мастер написал, когда инфанте едва исполнилось три года.


Инфанта Маргарита 1654 , Вена
Одна деталь этого портрета заслуживает особого упоминания — ручка девочки опирается на край стола, покрытого сине-зеленой скатертью, на этом столе стоит ваза с цветами — ирисы, ромашки, розы. Одна из роз — белая — лежит на зеленой ткани. Сине-зеленый стол очень красиво оттеняет пурпурно-черные тона ковра и розовость всей фигурки ребенка. Но кроме этого, ваза с цветами, один из немногих цветочных букетов у Веласкеса, поразительно современна по манере письма. Вот она-то вполне импрессионистична, и это в то время, когда «мастера цветов» в Голландии и Фландрии еще делали свои ботанически точные, но совершенно неестественные «жестяные» букеты, фантастические «икебаны» из безжизненных цветов.

Инфанта Маргарита 1654-55 гг., Лувр

Я вся — тона жемчужной акварели


Инфанта Маргарита 1660, Прадо, Мадрид

Я бледный стебель ландыша лесного


Инфанта Маргарита 1660гг., Будапешт

Я легкость стройная обвисшей мягкой ели,
Я изморозь зари, мерцанье дна морского...
***
Что же так будоражит в этом нежном, перламутровом, будто «плывущем» в нежной дымке, детском личике? Почему Веласкес писал девочку чаще всех остальных детей — шесть раз? Остается загадкой... Маргарита, долго оставаясь очень маленькой ( почти не росла), в 15 лет стала женой венского принца Леопольда, которому родила шестерых детей, и, не дожив до 22 лет, умерла от простуды. Придворный королевский художник в галерее ее изображений попытался воплотить в божественной красоте «жемчужного» колорита метафору имени «Маргарита» (в переводе с латыни — «маргарита» и есть жемчужина).
Да, Веласкес писал Маргариту не раз, но самым знаменитым ее изображением, которое заставило миллионы людей помнить лицо этой девочки, стала картина, где она стоит окруженная фрейлинами и другими придворными. Сначала эта вещь называлась «Королевское семейство», а теперь известна 'как «Las Meninas», то есть «Фрейлины» (1656), хотя искусствоведы предпочитают не переводить это название, а сохранять в испанском звучании. В чем же смысл картины? Наверное, мы никогда не узнаем замысла Веласкеса. Возможно, что художник хотел остановить мгновение жизни - задолго до изобретения фотографии. Но возможно и другое понимание.
Картина Веласкеса требует длительного созерцания,при всей кажущейся незамысловатости сюжета она полна скрытого подтекста и парадоксов. Ей посвящено большое количество исследований. Безусловно, это величайшее произведение достойно глубокого анализа, детального рассмотрения и в нашем сообществе. Но в русле поставленной темы я хочу обратить ваше внимание лишь на некоторые детали этой картины.

На знаменитом полотне «Менины» Маргарите уже пять лет: она по-прежнему хорошенькая, грациозная и по-детски естественная.

Менины
Мягкий свет падает на центральную группу и концентрируется на инфанте. Как и у Рембрандта, у Веласкеса источник света обозначен весьма приблизительно, или вообще это свет -.откуда-то, такой, какой нужен мастеру для выделения главного. Объемы — пышной юбки на жестком каркасе, тела, рук, лица Маргариты даны с помощью легких цветных теней, густое пятно тени лежит лишь у ее ног. Резко выделенных светотенью, подчеркнуто определенных черт мы не найдем и в лицах юных «менинас», прислуживающих принцессе. Мазки словно невесомо коснулись холста и оставили мягкий прозрачный след. Но стоит зрителю отойти немного назад от картины и все лица как бы проявляются, получают законченность и выразительность — и девушки, присевшей в поклоне, и карлицы, и самого художника. Манера и здесь внешне напоминает импрессионистов, а из более ранних — Гейнсборо.


Деталь
Что за детская головка,
Что за тонкие черты!
И в улыбке и в движеньях
Сколько детской простоты!.

А теперь обратим свое внимание на фигуру творца этого шедевра.

Деталь
В «Лас Менинас» он не просто предстает перед нами у пика своей творческой и придворной карьеры, но мы видим его в самый момент творчества. Белый воротник и белые рукава рубашки, виднеющиеся в шлицах рукавов камзола, несколько оживляют строгость черной одежды. Черный, белый, красный — вот все цвета автопортрета.
Он смотрит на свои модели, а нам кажется, что он напряженно и зорко всматривается в нас. Лицо Веласкеса еще не старо, хотя на лбу у него залысины, у губ лежит тень усталости и горечи, а в глазах нет блеска. Но длинные волосы изящно завиты, фигура по-юношески стройна, а костюм отличается элегантной простотой. Он непривычен для живописца, занятого своей работой. Это одежда придворного — полного достоинства и спокойной уверенности в себе. Таким представлял себя великий испанский мастер, таким хотел остаться в сознании грядущих поколений — живописцем и грандом, рыцарем, без тени униженности и раболепия. Кстати, вы заметили на его груди вышитый знак в виде креста? Похоже, это и есть тот самый знаменитый орден - крест Сантьяго.

Придворная карьера Веласкеса к тому времени достигает своей вершины король наградил его высшим орденом Испании - крестом Сантьяго. Так был создан прецедент человек искусства стал кавалером одного из древнейших в Европе рыцарских орденов.
К сожалению, художнику оставалось недолго радоваться своей новой победе. В апреле 1660 года король отправил его во Францию для подготовки своей торжественной встречи с французским королем Людовиком XIV, которая должна была засвидетельствовать окончание длившейся почти четверть века войны. Веласкес исполнил задание. Историческая встреча состоялась на испанско-французской границе в июне 1660 года.

Встреча королей . Неизвестный художник. Предположительно зять Веласкеса, его ученик, художник Хуан Матеус (Масо)
За Марией Терезией - Веласкес.
Важное для испанского двора примирение было закреплено обычным для того времени образом - браком старшей дочери Филиппа IV Марии Терезии с королем Франции Людовиком XIV
Весной того же года огромный кортеж во главе с королевским семейством двинулся из Мадрида в сторону Пиренеев — границы с Францией для передачи инфанты ее будущему супругу. В течение многих недель Веласкес с тремя помощниками действовали как квартирмейстеры. Они не только обеспечивали двору комфортабельные пристанища на всем пути, но и украшали их специально привезенными из столицы гобеленами, мебелью, тканями и другими предметами роскоши, кроме того, они организовывали парадные встречи, развлечения, празднества. После церемонии личного знакомства Людовика XIV и его невесты, необыкновенной пышной свадьбы на нейтральной территории во дворце на острове среди реки Бидассао испанцы отправились в обратный путь, но уже по другой дороге. Снова нужно было подготавливать замки и дома в городах к приему короля со свитой. Beласкес справлялся со своими обязанностями прекрасно, блистал на торжествах изысканностью костюмов и манер. Но огромное напряжение этих весенних и летнего месяцев сказалось на здоровье художника, которому минул шестьдесят один год. Двор вернулся в Мадрид 26 июня, а 31 Веласкес, как обычно, нес службу при короле. Во второй половине дня он почувствовал себя плохо. Врачи, среди них два королевских лейб-медика, ничем не могли помочь больному. 6 июля великий художник скончался. Он был похоронен со всеми подобающими члену Ордена Сант-Яго, маршалу двора почестями. Через неделю умерла его жена, верная спутница всей жизни Хуана де Миранда, урожденная Пачеко.
Его смерть в расцвете творческих сил, на гениальном взлете мастерства представляется трагическим завершением той двойственности, которая стала уделом одного из величайших мастеров мирового искусства, по собственному выбору служившему всю жизнь одному из ничтожнейших владык.

Править Испанией стали французы - Бурбоны, не признававшие другого искусства, кроме барокко, происходившего тоже из Франции. Уже первый из них, король Филипп V Анжуйский, никак не мог взять в толк, как его предшественники могли любить Веласкеса, если тот изображал их уродами?

Многие крупнейшие русские художники восхищались мастерством испанца, называли его гением, учились у него. Суриков и А. Н. Бенуа, Поленов и Репин, Крамской и Серов — вот имена только некоторых из них. Уже упоминавшийся болгарский писатель и искусствовед Богомил Райнов очень хорошо передал одну из самых важных особенностей искусства Веласкеса: «Сокровенные чувства, как и всякие сокровища, глубоко упрятаны. Они не бросаются в глаза, их надо обнаружить и достать. И если мы сумеем это» сделать, то без труда увидим, что в основе всех произведений Веласкеса лежит человечность. Именно она в есть главный судия, и именно она рождает и сострадание и порицание» .

PS: За пределами обзора остались три великие картины позднего творчества Веласкеса" "Венера", "Пряхи" и, как я уже говорила, "Лас Менинас".
Для любителей точных исторических фактов:
СПРАВКА
Рыцарский титул
Стать членом ордена Сант-Яго было непросто, поскольку кандидат должен был соответствовать ряду требований. Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии); 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови; 3) наличие состояния (кандидат — равно как его родители и деды — не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение. Художнику пришлось заявить, что он не получает денежного вознаграждения за свою живопись и, следовательно, не может считаться ремесленником, так как пишет картины исключительно по распоряжению монарха. При этом он скрыл тот факт, что до поступления на ко¬ролевскую службу на протяжении нескольких лет работал за деньги. Однако и это не помогло. Опросив 148 членов ордена в Мадриде, Севилье и других городах Испании, Совет ордена отказал Веласкесу в приеме. Это решение оспорил король Филипп IV. Он обратился напрямую к папе римском); который издал специальный указ, позволивший посвятить Веласкеса в рыцари.

Папа Александр VII, поспособствовавший тому, чтобы Веласкес стал членом ордена Сант-Яго.
СПРАВКА
Бальтазар Карлос Габсбург (Австрийский) ( 17 октября 1629 — 9 марта 1646) — принц Астурийский, наследник испанского престола, сын короля Филиппа IV и его первой жены Изабеллы Бурбонской. Был единственным сыном Филиппа IV и прямым наследником престола. В 1644 году после долгих переговором было достигнуто соглашение о том, что Бальтазар Карлос возьмет в жены свою кузину Марианну Австрийскую. Принц Бальтазар отправился на север Испании в 1646 году чтобы отпраздновать присягу принца. При остановке в Памплоне принц серьезно заболел и был перевезен в Сарагосу, где и скончался 9 октября 1646 года. Врачи, лечившие его диагностицировали оспу. После смерти принца Филипп остался без прямого наследника, поскольку его первая жена умерла в 1644 году при родах. Он был вынужден жениться во второй раз, и его выбор пал на невесту Бальтазара Карлоса совсем юную Марианну, с которой он обвенчался 8 ноября 1649 года. От второго брака родилось пятеро детей(среди них - и будущий наследник испанской короны, Карл II).
СПРАВКА
Фелипе Просперо , принц Астурийский (20 ноября 1657 — 1 ноября 1661) был первым сыном от брака Филиппа IV и его второй жены Марианны. Его рождение было встречено с большой радостью, поскольку после смерти Бальтазара Карлоса в 1646 году у испанского королевского дома не было наследника престола. Он был назван Фелиппе (Филипп) в честь своего отца и Просперо («процветание»), как надежда для семьи и страны.Надеждам не суждено было сбыться, и Фелипе умер в 1661 году за несколько дней до рождения своего брата Карла, будущего последнего короля Испании из династии Габсбургов Карла II

Стихи М.Волошина, А.Н.Плещеева
http://spbstarosti.ru/ax-vernisazh/prado-v-ermitaz...ya-parad-korolej-i-shutov.html
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gombr/19.php
http://artospace.com/index.php?page=diego-velaskes&prdpz=1,

Серия сообщений "Живопись Испании":
Часть 1 - Диего Веласкес. Начало пути.ч.I
Часть 2 - Веласкес. Художник и король. ч.II
...
Часть 5 - Веласкес -мастер портрета(1630-40 гг.) ч.V
Часть 6 - Веласкес - "Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех!???" ч.VI
Часть 7 - Веласкес. Рыцарь без страха и упрека.ч.VIII
Часть 8 - Веласкес. Я - раб. Я - князь. Кто ты будешь такой? ч.VII

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку