-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Веласкес -мастер портрета(1630-40 гг.) ч.V

Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 14:38 + в цитатник


Автопортрет 1630
Из первой поездки по Италии, длившейся с августа 1629 года по январь 1631 года, Веласкес вернулся домой.В Италии он изучал творчество Рафаэля и Микеланджело, а также антики. Знакомство с искусством Италии сделало стиль художника более свободным и блестящим. Практически все картины, созданные после Италии, можно отнести к числу шедевров.
После возвращения он продолжил свои государственные и художественные труды. Художник неустанно писал прославившие его портреты, можно с уверенностью сказать, что именно с этого момента Веласкес стал мастером портрета, поднявшим этот жанр на какую-то совершенно новую высоту. В его время портрет, мягко говоря, не являлся основным жанром. Он, в лучшем случае, второстепенен. Но художники барокко любили бросать вызов традициям так, что Веласкес просто действует в традициях своего времени. Только его революция, совершенная в мастерской закрытого от мира и солнца королевского дворца, незаметна со стороны. Это его личный переворот мира живописи. Его оценят потом. Хотя самому Веласкесу это признание и не требуется, он абсолютно самодостаточен.
Портреты кисти Веласкеса стоят несколько в стороне от основной барочной линии портретной живописи. В них воплощен идеал, который своими корнями уходит в национальное испанское искусство. Поэтому, наверное, нигде с такой яркостью не раскрывается чисто испанское понятие "дворянская честь", как в портретах Диего Веласкеса.



Франческо де Эсте
С этим выдающимся портретом связана курьезная история, наглядно характеризующая стиль работы Веласкеса. Как видно из датировки, создавалась картина довольно медленно, что вызвало нетерпеливые «понукания» заказчика. Отзываясь на них, доверенный человек герцога Франческо д'Эсте в своем письме к нему в Модену успокаивал своего сюзерена, мотивируя задержку тем, что, хотя Веласкес и считается выдающимся живописцем, но при этом имеет склонность работать «бесконечно» и вообще по складу натуры является «флегматиком».
Непосредственное впечатление от его портретов - в первую очередь поразительная достоверность внешнего облика человека, как бы переданного во всей жизненной трепетности. Художник изображает человека таким, каков он есть, в целостном единстве самых противоречивых проявлений характера. Портреты Веласкеса так же неповторимо своеобразны и различны между собой, как и живые люди.

По большей части образы художника как бы защищены от проникновения в их внутренний мир броней внешней бесстрастности, строгой сдержанности облика. И тем не менее острота восприятия художником человеческой индивидуальности составляет захватывающую силу его портретов — будь то грубовато-тяжеловесный, хитрый и жестокий временщик граф-герцог Оливарес (ок. 1638; Эрмитаж), суровый, хмурый стареющий вельможа дон Хуан Матеос (ок. 1632; Дрезден, Галерея), элегантный, избалованный жизнью итальянский кардинал Камилло Анстальи (1640-е гг.; Нью-Йорк, собрание Испанского общества), погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес (ок. 1637; Прадо) или овеянный благородным изяществом образ «Дамы с веером» (ок. 1648; Лондон, собрание Уоллес).


граф-герцог Оливарес
(более подробно о нем и портрете см. часть III)


Хуан Матеус или полностью МАСО, ХУАН БАУТИСТА МАРТИНЕС ДЕЛЬ (MAZO, JUAN BAUTISTA MARTINEZ DEL)
Ученик Веласкеса, на дочери которого, Франсиске, женился в 1633г. В 1643-1646 гг. был учителем рисования инфанта Валтасара Карлоса. Работая при дворе Филиппа IV, писал, главным образом, портреты и пейзажи. После смерти Веласкеса занимает его должность придворного живописца.Часто без особых оснований ему приписывается большое количество картин, выполненных в "стиле Веласкеса". Художник откровенно слабый. К примеру, посмотрите на эту работу и сравните ее с "Менинами" Веласкеса.


Семейный портрет Хуан Матеус (Масо)


Кардинал Камилло


Мартинес Монтаньес
Веласкес изобразил на портрете своего друга испанского скульптора и архитектора Хуана Мартинеса Монтаньеса (Martinez Montanez) (1568-1649). Мартинес Монтаньес учился и работал в Севилье; был главой севильской скульптурной школы XVII века. Деревянная скульптура Монтаньеса (“Распятие”, 1603, и “Непорочное зачатие”, 1630, в соборе в Севилье; “Святой Бруно”, около 1634, Провинциальный музей изящных искусств, там же; ретабло в церкви Сан Лоренсо в Севилье, 1638-1639) свободна от экзальтации, лирична, гармонична по пропорциям. Многоцветная раскраска с позолотой усиливает впечатление земной прелести образов Монтаньеса. Посмотрим и мы эти знаменитые работы друга Веласкеса.


М.Монтаньес Распятие


М.Монтаньес Деталь "Распятия"


М.Монтаньес "Поклонение волхвов"


Дама с веером
Предположительно на этом портрете изображена жена Веласкеса, Хуана де Миранда, дочь его учителя Пачеко.

Портрет молодой генуэзской дамы
Изображение портретируемых дам с веером было достаточно широко распространено в художественной среде, начиная с эпохи возрождения. Веер, с помощью которого дама могла подавать какие-либо знаки внимания своему кавалеру, был практически обязательным аксессуаром.
Хотя чаще всего мастер писал погрудные и поясные портреты, лишенные аксессуаров. В гамме красок преобладает сочетание темных тонов, соответствующее тонам одежды испанской аристократии. Однако цветовая гамма портретов при ее, казалось бы, сдержанности обладает редкой живописной красотой.


Don Pedro de Barberana

Сам черный цвет лишен непроницаемости, он полон богатейших оттенков. Строгое цветовое решение портретов оживляется изысканными сочетаниями зеленоватого и серо-коричневого, черного и золота. Художник извлекает поразительные эффекты звучания целой гаммы серых тонов, то более темных, мягких, то переходящих к оливковым, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Каждый из портретов Веласкеса выполнен в неповторимом красочном созвучии, в особом живописном ключе. Иногда это проявляется в своеобразной сдержанности колористического строя, как, например, в портрете неизвестного (1630-е гг.; Лондон, собрание Веллингтон), который выдержан в общей золотисто-коричневой тональности и весь пронизан мерцанием серо-оливковых оттенков воздушного фона.


Мужской портрет 1635

Портрет молодого человека


Портрет дамы


Мигель Ангело


Портрет дворянина с золотой цепью

В портретах он никогда не льстил моделям, показывая каждого в индивидуальной неповторимости. Достоинства колорита полотен Веласкеса сочетаются с ясностью и простотой композиции.

Портрет дворянина


Портрет доньи Антонии Ипеньерреты с сыном


Сивилла 1632
Сивиллы, сибиллы — в античной культуре пророчицы и прорицательницы, экстатически предрекавшие будущее, зачастую бедствия. В образе Сивиллы - дочь Веласкеса Франсиска.
Из истории наиболее известна кумская сивилла, авторству которой приписываются «Сивиллины книги» — сборник изречений и предсказаний, служивший в дальнейшем для официальных гаданий в древнем Риме. Кумская сивилла, по преданию, жила около тысячи лет и была современницей царя Тарквиния Гордого, которому кумская сивилла и предложила купить так называемые «Сивиллины книги».

Вышивальщица
Серо-зеленоватый фон картины «Вышивальщица» кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст.


Демокрит
Демокрита называли «смеющимся философом» (похоже, он обладал несвойственным другим античным философам чувством юмора). Не потому ли на монете, увековечивающей( до введения евро такая монета существовала в Греции) его память, с одной стороны, изображен сам Демокрит, а с другой - атом лития — химического элемента, который теперь широко используется для лечения депрессии? Атом же изображен потому , что Демокрит был первым, кто выдвинул идею о том, что кажущаяся гладкой и непрерывной материя на самом деле состоит из великого множества мельчайших и потому невидимых частиц. Демокрита не раз изображали как смеющимся, так и с глобусом. И только Веласкес объединил то и другое.Почему? Зачем?
Одинаково убедительное проникновение Веласкеса во внутреннюю сущность людей, находящихся на дне общества и вознесенных на его вершину, создает целостную картину современной ему действительности с присущими ей резкими социальными контрастами. Его произведения несут на себе печать противоречия между богатейшими духовными качествами человека того времени и невозможностью их проявления в реальной действительности. Один из аспектов этой темы находит свое воплощение в «Мениппе» и «Эзопе» (ок. 1639—1640; Прадо). На первый взгляд кажется, что он просто изобразил двух старых нищих, которых увидел на улицах Мадрида. «Менипп», насмешливый старик, вполоборота смотрит на зрителя; «Эзоп», большой и нескладный, с отекшим лицом, безразличен ко всему окружающему. Однако замысел Веласкеса значительно сложнее и глубже, нежели простое изображение двух представителей социального дна, один из которых наделен именем античного сатирика, а другой — античного баснописца.

Эзоп


Менипп
Художник сообщает этим странным фигурам своеобразное величие. Он пишет их во весь рост, заполняя почти всю плоскость холста, применяет низкий горизонт, благодаря чему его герои как бы несколько свысока взирают на зрителя. Образ Эзопа — один из самых глубоких в его творчестве — близок к образам Рембрандта по передаче сложного психологического состояния человека. Однако и здесь эмоциональное переживание как бы глубоко спрятано.Античного баснописца Эзопа художник изобразил немолодым человеком, неряшливо одетым, с равнодушным, потухшим взором. Необычно его лицо с выступающими скулами и глубоко запавшими глазами.
Философ- кинак Менипп, чья язвительная насмешка не щадит даже богов, предстает в образе потрепанного мастерового. Со злобной усмешкой смотрит он через плечо на зрителей. С той же насмешкой, с которой он относится к любому убожеству, презирает , в частности, и убожество
духовное , о чём свидетельствует разбросанные на полу свитки.
В спокойно-усталом выражении поблекшего лица, на котором годы нужды, лишений и горя оставили неизгладимый отпечаток, во взгляде почти потухших глаз ощущается и грустное безразличие к окружающему миру и настоящая мудрость большого человека, изведавшего истинную цену жизни. Это образы людей, опустившихся до уровня нищих бродяг и, по существу, отвергнутых обществом, но вместе с тем обретших полную свободу от сковывающих личность условностей и, может быть, именно поэтому с такой мудрой прозорливостью видящих то, что скрыто от других.
Мы никогда не видели этих людей и мало, почти ничего о них не знаем . Мы не в силах даже судить, насколько похож человек на свое изображение. Но чем дольше, чем пристальнее всматриваемся в их портреты, тем сильнее ощущение, что где-то встречались и знаем этих людей. Возле портретов мы думаем о мире, в котором жили эти люди, о мире, в котором мы живем . Высказывается предположение, что само слово "портрет" берет начало от латинского глагола, означающего"извлекать на поверхность, обнаруживать, выявлять".Как бы там ни было, но в том и притягательность хорошего портрета, что он извлекает наружу, делает явной самую суть натуры изображенного человека, его помыслы, чувства, его место в мире и отношения с другими людьми. Я думаю, каждого из этих людей, изображенных Веласкесом, вы могли бы охарактеризовать хотя бы одним эпитетом. А если вглядеться попристальнее, подумать...Да, это и есть то, к чему шел художник, чего добивался и в чем для своего времени совершил революцию: обнаружить связь между внешним и внутренним в человеке, между "контуром" его - чертами, отличиями фигуры, позы, движений - и тончайшими, порой трудноуловимыми приметами его души. Веласкес уже зрелый мастер ,но гениальные его портреты еще впереди. И об этом в следующей части

 

2 - Francisco de Asis Tarrega - "Capricho arabe" 05:02 
 


http://www.renclassic.ru/Ru/34/1215/ http://www.velaskes.ru/
http://smallbay.ru/artbarocco/velasquez_23.html
О Масо можно прочитатьhttp://www.benua-history.ru/1155-vlijanie-velaskes.html
 

Серия сообщений "Живопись Испании":
Часть 1 - Диего Веласкес. Начало пути.ч.I
Часть 2 - Веласкес. Художник и король. ч.II
Часть 3 - Веласкес и вся королевская рать... ч.III
Часть 4 - Веласкес. За честь и достоинство. ч.IV
Часть 5 - Веласкес -мастер портрета(1630-40 гг.) ч.V
Часть 6 - Веласкес - "Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех!???" ч.VI
Часть 7 - Веласкес. Рыцарь без страха и упрека.ч.VIII
Часть 8 - Веласкес. Я - раб. Я - князь. Кто ты будешь такой? ч.VII

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку