-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Веласкес. За честь и достоинство. ч.IV

Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 14:13 + в цитатник

К моменту появления Веласкеса при дворе группу придворных живописцев возглавлял Висенсио Кардуччо, в полотнах которого театральная пышность и внешняя красивость прикрывали отсутствие правды и глубины. Он говорил, что только невежественный художник скопирует диспропорциональную и некрасивую голову, не исправляя дефекты. Совершенный же живописец воспроизведет ее точно, одновременно исправит и приукрасит натуру.

Естественно, что Веласкес, начавший свое поприще серией портретов, отличавшихся, несмотря на их репрезентативность, реализмом, вызвал резко отрицательное к себе отношение со стороны Кардуччо.
Как вы помните, коллеги обвиняли его и в том, что, кроме портретов он, вообще ,ничего писать не умеет( об этом см. часть III). В ответ на обвинения, кроме погибшей в пожаре картины "Изгнание морисков", Веласкес пишет большую картину-композицию. По существу, он вынужден доказывать свою состоятельность как художника, но не в словесной баталии. Его оружие в споре за честь и достоинство - кисть, собственная трактовка известного мифологического, библейского и исторического сюжетов. Для начала он выбирает самую что ни на есть скандальную в испанском искусстве тему — "Триумф Вакха", или, как он ее называет поскромнее, "Пьяницы".

.


Триумф Вакха – «Пьяницы».
Картина написана, или, во всяком случае, закончена Веласкесом в 1629 году.

В ней обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника.Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический сюжет,совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их бурной, чувственной стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии Николя Пуссена. Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. От них его отличает только молодое обнаженное крепкое тело да венок виноградных листьев на голове. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата, который, вероятно, заслужил такую награду за пристрастие к выпивке. Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином, скрестив ноги. Один из участников пирушки подносит к губам волынку, чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах.Но особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо. Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны, как и все прочие, с натуры, с крепких, деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, передав правдиво и ярко их выразительный облик, огрубевшие под зноем лица, полные простодушного веселья, но в тоже время отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Но это не просто пьяная пирушка: в картине есть ощущение вакхической стихии. Художника интересует не собственно мифологическая сторона домысла, а возникающая благодаря введению мифологических персонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы приобщение к силам природы.
Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют "возвышенное" и" низменное". В его изображении Вакх - плотный юноша, с мирным простодушным лицом - приобрел чисто человеческие качества. В то же время окружающие его бродяги, в облике которых он не скрывает низменности, лишены вульгарности. В их образах, исполненных удали, душевного размаха, грубоватого веселья,есть что-то крупное и значительное.
Колорит отличается теплыми тонами, чувствуется стремление передать единство красочного многообразия мира. Переход (слева направо) от античности к реальности.Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана.
Картина прекрасна, в ней все соразмерно. Порой, кажется, что этой работой художник хотел чуть иронично улыбнуться по поводу мифологических картин, которые в те времена художники так часто писали художники с удивительной серьезностью.

Что мы видим? Правильно, опять сценку бодегонес, разбавленную мифологией.

Две другие работы, связанные с мифологией и ветхозаветной легендой, созданы вскоре после «Вакха», но менее интересны. Одна из них изображает сцену в кузне Вулкана, куда явился Аполлон, чтобы сообщить богу-кузнецу о неверности его супруги Венеры.

1630
Другая не менее драматична — старику отцу старшие сыновья приносят окровавленную одежду своего брата Иосифа и лгут несчастному, что любимый сын погиб.


Окровавленная одежда Иосифа

Обе картины написаны уверенно и крепко. Художник старательно выписывает обнаженные тела (это, должно быть, и была его главная художественная задача), он стремится передать сложную гамму чувств персонажей, психологические связи, возникающие между ними. Но в целом эти красивые полотна как-то академичны и не волнуют, хотя именно в них мастер стремился внести динамику и драматическую экспрессию.
В 1628 году в Мадрид с дипломатической миссией прибыл Рубенс, находившийся в ту пору в зените славы. Веласкес знакомил Рубенса с коллекциями Эскориала. Общение с Рубенсом и наблюдение за методом работы великого фламандца – Рубенс писал портрет короля и копировал Тициана – помогло Веласкесу усовершенствовать свою живописную манеру. Она становится шире и свободней.

Художник мечтал об Италии. Наконец, после долгих настояний король отпустил его. Путь морем Веласкес совершил вместе со Спинолой, испанским полководцем, прославившимся в войне с Нидерландами удачными боевыми операциями на фоне общего поражения испанского оружия. Позднее Веласкес запечатлел Спинолу в своей знаменитой картине «Сдача Бреды», от Спинолы же он узнал ряд подробностей этой эпопеи.

Веласкес посетил Венецию, затем Рим и Неаполь. В 1631 году он вернулся на родину после двухлетнего отсутствия.

Вскоре была написана «Сдача Бреды» (1634–1635. Прадо, Мадрид) -самое крупное, к тому же историческое, произведение Веласкеса 1630-х . Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать "Зал королей". Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха; в центре картины изображался главный герой в окружении свиты; вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др.), часто вся картина представляла собой аллегорию. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы ( поскольку это было впервые) реалистической исторической картины.

1625 год. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости Спиноле. Таков момент, увековеченный художником. В центре картины даны фигуры двух полководцев, трактованные столь выразительно, что через них раскрывается весь смысл происходящего. Согбенный под тяжестью поражения Нассау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю, готовый преклонить перед ним колено, а Спинола великодушным жестом удерживает его от этого унижения.



За Спинолой, одетым в черные сверкающие доспехи, с розовым шарфом через плечо, теснятся испанцы. Их много, каждый стремится увидеть церемонию, завершившую долгожданную победу. Стройный лес копий (отсюда второе название картины – «Копья»), взметнувшийся над головами, создает впечатление численного превосходства и непоколебимой мощи испанского отряда. Этому же служит и тяжелая фигура боевого коня на первом плане.



Монолитной группе победителей противопоставлены немногочисленные фигуры побежденных, над головами которых в беспорядке колышутся древки нескольких штандартов и алебард. Вдали, в свете утра глаз различает голубовато-зеленые холмы, окутанные пороховым дымом и озаренные отблеском пожаров. Передача световоздушной среды, которая как бы обволакивает предметы и жемчужно-серебристой дымкой объединяет черные, розовые, желтые, зеленые тона в единый гармоничный аккорд, – одно из величайших завоеваний Веласкес
Драматизм раскрывается через психологические характеристики главных действующих лиц, показанных с портретной достоверностью. В роли историографа Веласкес проявил гуманность к побежденным и сдержанность в прославлении победителей.
PS: Сумел ли Веласкес доказать свою состоятельность как художника? Для искусствоведов - да(см. ниже источник). А для вас?
Был ли на самом деле спор , или это выдумка биографов? И так ли это важно?

Источник - К. А. Шахова "Великие Европейские Живописцы XV-XVII вв.". "Высшая школа", 1988
http://staratel.com/pictures/velazquez/main.htm

 

Серия сообщений "Живопись Испании":
Часть 1 - Диего Веласкес. Начало пути.ч.I
Часть 2 - Веласкес. Художник и король. ч.II
Часть 3 - Веласкес и вся королевская рать... ч.III
Часть 4 - Веласкес. За честь и достоинство. ч.IV
Часть 5 - Веласкес -мастер портрета(1630-40 гг.) ч.V
Часть 6 - Веласкес - "Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех!???" ч.VI
Часть 7 - Веласкес. Рыцарь без страха и упрека.ч.VIII
Часть 8 - Веласкес. Я - раб. Я - князь. Кто ты будешь такой? ч.VII

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку