-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Веласкес и вся королевская рать... ч.III

Воскресенье, 24 Марта 2013 г. 13:05 + в цитатник

ВЕЛАСКЕС И вся королевская рать...Часть III



Автопортрет
Работая при дворе Филиппа IV, Веласкес неоднократно писал портреты короля и членов его семьи.

В XVII столетии парадный портрет получил широкое распространение. Выработался определенный канон: фигура изображалась в рост, фоном служили драпировки, архитектура или условный пейзаж, тщательно передавались детали роскошного костюма, модель идеализировалась. Веласкес не льстил своим заказчикам и в лучших портретах достигал высот социального обобщения.
В его ранних портретах фигуры несколько неподвижны, их темный силуэт выделяется на нейтральном фоне. Обычно портретируемые держат в одной руке перчатку или письмо, другой опираются на край стола или эфес шпаги. Впрочем, такой тип портрета нравился заказчикам и мастер обращался к нему и позднее.

Веласкес Королева Изабелла Бурбонская


Веласкес Королева Изабелла 1632


Веласкес Конный портрет Изабеллы 1635
Перед конем королевы на переднем плане — куст с четко прорисованными ветвями и листьями, а за ее спиной — ярко освещенный холм с деревьями разных пород. Впервые в картинах Веласкеса пейзажу уделено столько внимания, он так светел, многообразен, многопланов, впервые в картинах так много зелени и голубизны. Такой же тщательно прописанный пейзаж и на других картинах этой конной серии.
СПРАВКА
Изабелла Бурбонская (22 ноября 1602, Фонтенбло — 6 октября 1644, Мадрид) — французская принцесса, первая жена Филиппа IV, королева Испании и Португалии.
Изабелла была старшей дочерью Генриха IV, короля Франции и его второй жены Марии Медичи.
Изабелла 25 ноября 1615 года в Бордо была выдана замуж за короля Испании Филиппа IV и родила ему восемь детей, из которых только самая младшая дочь Мария Терезия достигла совершеннолетия и стала впоследствии женой французского короля Людовика XIV.
 




Марианна Австрийская
Портрет Марианны, непривлекательной и крайне несимпатичной, несмотря на юность (ей всего 18-19 лет), производит чудесное впечатление своей изящной нарядностью, гармонией черного, серебристого, белого и красно-кораллового тонов.
Марианна одета по моде 1650-х в платье на огромном каркасе из металлических стержней, с обилием горизонтальных позументов (шитая серебром тесьма), небольшим лифом, округлым скромным декольте и не очень широкими рукавами, сквозь разрезы которых видна тончайшая ткань рубашки. Силуэт прически полностью повторяет форму юбки и придает завершенность этому вычурному костюму. Такая прическа состояла из плотно уложенных и туго завитых прядей волос, как естественных, так и накладных, а также всевозможных украшений – перьев, розеток, драгоценностей. Подобная гротескность форм обладала яркой художественной выразительностью и абсолютно соответствовала этикету испанского двора. Туалет Марианны Австрийской, в котором сочетается строгость и роскошь, глубина черного цвета с воздушностью белого, серебро галунов с золотом цепи представляет собой образец эстетических предпочтений того периода.


Марианна Австрийская 1655

Филипп IV 1655 парный портрет
Справка:
Марианна Австрийская (23 декабря 1634, Вена - 16 мая 1696, Мадрид) - испанская королева, вторая жена Филиппа IV, мать Карла II, последнего испанского короля из династии Габсбургов.
8 ноября 1649 года Филипп IV женился на Марианне Австрийской (1635-1696). Женитьба была обусловлена смертью его единственного сына и наследника престола Бальтазара Карлоса. Бальтазар Карлос умер вскоре после того, как с императором Фердинандом III была достигнута договорённость, что он возьмёт в жёны его дочь Марианну. 42-летний Филипп IV решил жениться на невесте своего умершего сына, хотя она была его племянницей, и ей в ту пору было всего 13 лет. Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года, к моменту брачной церемонии ей было 15 лет.
Его дети от Марианны появлялись на свет мертворождёнными или умирали вскоре после рождения. После 9 лет супружества только дочь Маргарита была единственным ребёнком, оставшимся в живых; она впоследствии вышла замуж за своего дядю Леопольда I.
Наследник, Карл II, появился на свет 6 ноября 1661 года. Он был из-за инцеста, практиковавшегося на протяжении поколений в династии Габсбургов, инвалидом и не имел наследников.
Кроме того, у Филиппа IV был внебрачный сын Хуан Хосе.

Филипп IV умер 17 сентября 1665 года, его сыну Карлу II был только 3 года и.Марианна стала его регентшей.
По своей природе очень жизнерадостная, молодая девушка она с годами под воздействием строгого испанского дворцового этикета становилась все более угрюмой, меланхоличной и замкнутой.

Вдова Марианна Портрет в монашеском облачении Хуан Карреньо де Миранда
Она умерла в 1696 году, предприняв до этого многочисленные попытки утвердить одного из Габсбургов в качестве наследника своего сына. Однако все ее усилия окончились провалом и после смерти Карла II разразилась война за Испанское наследство




Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы.

Мария -Анна королева Венгерская
Справка: Младшая сестра французской королевы Анны Австрийской и испанского короля Филиппа IV.


Кардинал-инфант Карлос1633
Младший брат Филиппа IV инфант Карлос похож на
старшего, как близнец. И все-таки это совсем другой человеческий тип, в нем есть благородство, смятенность души, ранняя усталость. Он ближе к шекспировскому принцу Гамлету, чем к своему венценосному родственнику. Портреты братьев в полный рост, на первый взгляд, кажутся решенными совсем одинаково. Но реалистическая зоркость глаза художника помогла ему сходными средствами воссоздать две совсем разные личности.


Граф-герцог Оливарес
Со временем своего приезда в Мадрид Веласкес неоднократно портретировал графа - герцога Оливароса. На картине 1624 года перед нами мощная фигура Оливароса, изображенного в полный рост, которому, кажется, тесно в ее рамках. Художник отказывается от фронтального расположения фигуры: легкий разворот корпуса и постановка ног придают позе аристократичность и элегантность. Такие изменения характерны для портретного творчества молодого придворного живописца, который, однако, не считал себя вправе поступаться жизненной правдой и идеализировать модель. На Оливаросе темный камзол и черный плащ рыцарского ордена Алькантары. Бант главного королевского казначея на груди и перекинутая через плечо золотая цепь образуют цветовые акценты. В правой руке в вертикальном положении он держит хлыст - отличительный знак оберегермейстера, главного королевского егеря, левой рукой опирается на эфес шпаги.


граф-герцог Оливарес

Этот портрет Оливароса был написан в 1630-е годы, когда в творчестве мастера появляются скромные погрудные изображения короля и придворных, где главное внимание художник уделяет раскрытию внутреннего мира портретируемых.
"Портрет графа де Оливареса"- всемирно признанный шедевр Веласкеса . Влиятельнейший человек Испании, граф Оливарес принадлежал к одному из знатнейших родов и был первым советником Короля Филиппа IV. Королевский фаворит изображен без обычных атрибутов власти. Нет ни золотой цепи, ни генеральского жезла, ни роскошного мундира — обязательных атрибутов парадного портрета. На графе простая темная одежда и скромный строгий белый воротник. На серо-серебристом фоне отчетливо выделяется бледное лицо Оливареса. Широкая черная лента прикрывает вышитый на груди золотой орденский знак Алькантары. Силуэт портрета подчеркнуто прост. Это придает ему величественность и монументальность. На лице графа светская улыбка, но за вкрадчивой любезностью он словно прячет свой острый "оценивающий" взгляд. В этом портрете Веласкес создал удивительно глубокий многогранный образ натуры сложной и коварной.


Конный портрет графа Оливареса
около 1634
Граф сидит верхом на скакуне такой же гнедой масти, как и у короля (см. часть 2), только ноги коня в черных, а не белых «чулках». Та же вздыбленная поза коня показана с крупа, что делает ее более убедительной и создает иллюзию реального движения. Всадник в роскошном боевом снаряжении с тускло-красным шарфом через плечо одет пышнее, чем сам король. Шарф весь расшит золотыми узорами, завязан на боку в огромный бант и отделан по краям толстой золотой бахромой. О скромности, о которой так пекся испанский монарх, не может быть и речи. Все в облике Оливареса должно демонстрировать его силу, власть, полководческие таланты. В подтексте портрета словно скрыта мысль о том, кто же истинный властитель страны, командующий ее войсками, творец побед испанского оружия. И хотя сам первый министр в сражениях участия не принимал, он пожелал быть изображенным на командном пункте битвы. Жезлом министр словно указывает войскам направление штурма. Вдали очень мелко изображен сам бой, скачут всадники, движется пехота, дымки от пушечных выстрелов подымаются в небо, как и дым от пожара,— где-то горит деревня или город. Оливарес слегка повернул голову и смотрит на зрителя через плечо с высоты вздыбленного скакуна. Он монументален и патетично напыщен. Превосходно соединены зелено-голубой пейзаж и золотисто-коричневый конь. Все краски очень тонко сгармонизированы, ничто не выпадает из общего колорита. В черном колете есть рефлексы зеленого, перевязь с лиловатыми тенями по цвету связана с гнедой шерстью коня, золотые отливы этой шерсти продолжаются в кипящем золотом костюме, есть золотистая желтизна в листве дерева (его изгиб повторяет линию тела всадника). Конь упирается задними ногами в зеленую траву холма, его передние копыта словно подняты над обрывом, обозначенным более темной зеленью. Этот невольный символ — всадник над пропастью— возник случайно, Веласкес не мог предполагать в 1635 году, что его покровитель неудержимо приближается к роковому краю своего могущества.
Существует исторический анекдот о том, что один из самых великолепных портретов Оливареса, созданных Веласкесом, народ забросал камнями. И даже есть предположение, что такая участь постигла и некоторые другие, не дошедшие до нас изображения временщика.



СПРАВКА
Valimiento (фаворитизм) как институт Филипп IV унаследовал от своего отца. На сей раз он воплотился в фигуре дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога Оливареса. Филипп отличал Оливареса уже в детстве, на что указывает огромное доверие, оказываемое тому молодым королем. Приняв руководство мировой державой в возрасте шестнадцати лет, Филипп был вынужден опираться на опыт почти вдвое старшего и закаленного в дворцовых интригах Оливареса.
Со второй половины тридцатых годов можно даже говорить о неограниченной диктатуре valido. Оливарес правил железной рукой, следя за любым движением в государстве и контролируя его. Свою политику он претворял в жизнь, ни с кем не считаясь. Малейшее сопротивление его планам приравнивалось к государственной измене.
Руководство Оливареса все более превращалось в тиранию.
В 1643 году наконец пробил час. Ядро оппозиционной группировки, осуществившей долгожданное свержение Оливареса, составили королева Изабелла, начинавшая оказывать все большее влияние на политику, и принцесса Маргарита Савойская, кузина Филиппа IV. Судьба valido была решена. Когда в конце 1642 года король вернулся в столицу, оппозиция против королевского фаворита была настолько велика, что ее больше невозможно было сдерживать.
В начале 1643 года Оливарес был уволен с государственной службы и сослан в свое имение в Кастилии. Там, с горечью в сердце, он сошел с ума и скончался спустя несколько лет.




Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела его к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину «Изгнание морисков». На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории – изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение. Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в восторг от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса (Картина "Изгнание морисков" сгорела с шедеврами других великих художников в Мадридском Алькасаре в 1734).
А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. И это не смешно...

http://richelieu.f.qip.ru/?1-12-40-00000002-000-10001-0
http://www.ref.by/refs/31/38072/1.html

Серия сообщений "Живопись Испании":
Часть 1 - Диего Веласкес. Начало пути.ч.I
Часть 2 - Веласкес. Художник и король. ч.II
Часть 3 - Веласкес и вся королевская рать... ч.III
Часть 4 - Веласкес. За честь и достоинство. ч.IV
Часть 5 - Веласкес -мастер портрета(1630-40 гг.) ч.V
Часть 6 - Веласкес - "Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех!???" ч.VI
Часть 7 - Веласкес. Рыцарь без страха и упрека.ч.VIII
Часть 8 - Веласкес. Я - раб. Я - князь. Кто ты будешь такой? ч.VII

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку