Жанры живописи. Бытовой жанр. ч. 1 |
Хочу предложить вашему вниманию новый цикл - жанры в живописи. Мы, конечно, не раз о них упоминали, но захотелось как-то упорядочить все знания. Думаю, что это будет и интересно, и полезно. Начну я бытового жанра. И тому есть несколько причин. Во-первых, это как бы жанр в квадрате, ибо о бытовом жанре часто говорят - "жанровая живопись"; Во-вторых - это один из древнейших, если не самый древний жанр; В-третьих, он, пожалуй, самый разнообразный; И вообще - могу я говорить в первую очередь о том, что мне самому нравится.
Но, прежде определимся с тем, что мы называем бытовым жанром. Это лучше энциклопедии не сформулировать: "Бытовой жанр, один из жанров изобразительного искусства, посвященный повседневной частной и общественной жизни (обычно современной художнику). Ведущую роль в
бытовом жанре играет бытовая (жанровая) живопись" и еще:"Жанровая живопись (от фр. genre) — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности."
Предшественниками жанровой живописи можно назвать наскальные рисунки времен неолита и палеолита. Тут, правда, есть возражение, что это анималистический жанр. Но на изображениях не только звери, но и охотники, да и сами композиции посвящены охоте. А ведь это и есть:"художественное изображение сцен повседневной жизни", ибо повседневная жизнь человека того времени заключалась в добыче пищи.
А теперь совершим большой временной скачок и бросим взгляд(не более того) на бытовой жанр Древнего Египта.
Погребальная кладовая Накта, Древний Египет 18 век до н.э.(реконструкция)
Не отставали от них и этруски.
«Танцоры и музыканты». Деталь фрески. Ок. 480—470 до н. э. Гробница «Леопардов» в Тарквиниях.
В изобразительном искусстве Древней Греции бытовой жанр, естественно был не главным. Но все же некоторые образцы сохранились и до наших дней. Надо отметить, что в древнегреческом искусстве в некоторых случаях нам уже известны имена авторов.Кстати, надо сказать, что древнегреческие
художники первые начали использовать детали быта, изображая богов. К этому же приему впоследствии часто прибегали европейские живописцы, особенно в эпоху Возрождения. Вроде обычная бытовая сценка, ан нет - это боги занимаются повседневными делами.
Коринфская пинака* с изображением рабочих, добывающих глину. 630-610 гг. до н. э.
Гончарная мастерская. Коринфская пинака из Пентескуфии. 575-550 гг. до н. э.
«Дионис на пиратской лодке» Автор - Эксекий,известный древнегреческий гончар и вазописец из Афин, творивший в 550—530 гг. до н. э.
"Юноша рассчитывается с гетерой."Краснофигурная пелика** вазописца Полигнота -древнегреческого вазописеца из Афин, одного из наиболее талантливых представителей краснофигурной вазописи эпохи высокой классики. Ок. 430 г. до н. э.
*Пинака, пинак (древнегреч. πίναξ — доска, картина) — в Древней Греции таблички из дерева, обожженной глины, мрамора или
бронзы. Они преподносились в дар богам, а также использовались для записей. Пинаки также прикреплялись к стенам гробниц.
**Пелика
(др.-греч. πελίκη) — двуручный сосуд плавных очертаний с относительно широким устьем и туловом характерной каплевидной формы на невысокой кольцевидной подставке. Назначение пелик, в отличие от большинства греческих сосудов, не вполне ясно.
Поскольку, в основном, мы будем говорить, естественно, о европейском бытовом жанре, я бы хотел хоть немного сказать и об искусстве Востока. Надо отметить, что жанровая живопись уже в Средние века была довольно популярна в восточном искусстве.
Вот, например, работа китайского мастера 8-го века Хань Хуаня "Сад ученых":
А это работа его младшего современника Чжоу Фаня - "Придворные дамы, играющие в нарды":
Живопись периода Сун(10-13 век) понимает жанровую живопись Китая на еще более высокий уровень.
Персидская и индийская живопись эпохи Средневековья - это в большинстве своем миниатюры, иллюстрации к книгам.
"Художники и каллиграфы за работой" Персидская миниатюра
Индийская миниатюра
Как я уже писал выше, жанровая живопись в течении многого времени была тесно связана с библейскими и мифологическими сюжетами. И это естественно, ибо другие сюжеты в изобразительном искусстве Средневековья и Возрождения не имели право на жизнь. Но, по большому счету, у больших мастеров это были скорее произведения бытового жанра и лишь название произведения и некая атрибутика говорила о том, кто является героями картин. Например, «Алтарь Мероде», названный так по фамилии долго владевшего им семейства, работы нидерландского живописца Робера Компена(1378 – 1444)
В левой створке алтаря - донаторы в левой части алтаря: люди, занимающиеся повседневным делом - молитвой. Центральная часть триптиха – «Благовещение» . Только крылья Гаврила говорят нам о Божественном смысле сценки. А так – обычная беседа двух молодых людей в комнате. Тут
хотел бы обратить ваше внимание на широко распространенный в бытовой живописи прием – через символизм деталей раскрывать многие важные понятия картины. В частности , в этом произведении: белые лилии в кувшине символизируют чистоту Девы Марии, раскрытая книга на столе - ее мудрость, рукомойник - воды Крещения, свеча - тот свет, что несет миру Христос. Мышеловки на столе и за окном, поставленные Иосифом, отсылают к словам блаженного Августина о том, что «крест Господа есть мышеловка для дьявола». Правая часть - это уж весьма бытовая картина – работа плотника в его мастерской. Не будь рядом Благовещения, вообще трудно догадаться, что это Иосиф.
Если уж мы заговорили о нидерландских художниках, то надо заметить, что в 15 веке творчество многих художников этой школы было отмечено насыщением религиозных сцен в живописи яркими
бытовыми деталями.В этом плане характерно творчество великого Яна ван Эйка (1385/1390 – 1441). Посмотрите, в частности, на его картину «Мадонна канцлера Ролена». Как много ярких и выразительных деталей на этом полотне. Тут и очень реалистический пейзаж с городом и рекой, и лоджия в итальянском стиле, где происходит «встреча» заказчика – канцлера Ролена с Марией, и два гуляющих горожанина, и маленький сад с розами, ирисами, ландышами , пионами. Сад этот символизирует непорочность Девы Марии, а два гуляющих на заднем плане павлина - бессмертие и гордость.
Наиболее же известное полотно ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» - это вообще типично бытовая картина. Её можно было бы назвать и по-другому - «Свадьба». Судите сами: « Оба стоят очень торжественно в окружающей их обыденной обстановке, шлейф платья у женщины аккуратно расправлен, а мужчина поднял правую руку для клятвы. Соединение рук и слова клятвы были во времена ван Эйка явным свидетельством происходящей брачной церемонии.В XV веке ещё не нужно было присутствие священника и свидетелей, чтобы сочетаться законным браком. Это можно было сделать в любом месте, например, как здесь — в спальне. Обычно на следующий день супруги вместе шли в церковь, что являлось доказательством того, что они стали мужем и женой. Свидетели, которых мы видим в зеркале, нужны были, что было обычным явлением для хорошо обеспеченных людей, для заверения письменного брачного контракта».
Интересно в этом плане сравнить «Мадонну канцлера Ролена» с аналогичной картиной еще одного нидерландского художника 15 века Дирка Баутса( 1425 - 1475) - «Автопортрет в образе Святого Луки»
По большому счету – бытовая сценка на тему: «Художник делает эскиз к портрету». Та же итальянская лоджия, тот же реалистический пейзаж, та же непринужденная бытовая обстановка. Художник старается создать «обстановку места»: мольберт, где он продолжит работу над картиной, кушетка, на которой он видимо отдыхает во время рабочего дня – все это очень приземлено, человечно.
В этом же ряду стоит и работа еще одного нидерландского художника - Рогира ван дер Вейдена (1399/1400 —1464) - «Святой Лука рисует Мадонну». Скорее всего , в образе Св.Луки, художник изобразил себя.
Работа явно написанная под впечатлением от полотна ван Эйка, с которым, скорее всего Рогир познакомился в Брюгге. Учился у Робера Компена, . что тоже чувствуется в этой работе. Заметно, что художник хорошо усвоил стремление учителя помещать в библейские сцены подробности домашнего
быта.
Здесь нельзя не упомянуть еще одного нидерландского мастера 15 века - Гертгена тот Синт Янса,иногда именуемого Герритом ван Харлемом(1460/1465 – 1495).Мы мало знакомы с его творчеством, а оно заслуживает более пристального изучения. Вот его полотно «Святая родня»:
Превосходно показана жизнь обычной голландской семьи 15 века. Тут и сидящие на первом плане 4 дамы, ведущие свой неторопливый женский разговор, и стоящие рядом двое мужчин, обсуждающие свои проблемы, и играющие на полу ребятишки. На заднем плане еще одна группа людей тоже занята своими повседневными делами. Никакого ощущения Божественности, а только мир и покой обычной семьи.
Но еще раньше, чем в Нидерландах, подобие жанровой живописи( в нынешнем понимании этого термина) появилось в Италии. Ярким представителем такого направление был Амброджо Лоренцетти (ок. 1295 — 1348) — итальянский живописец сиенской школы. Вот одна из его работ – «Плоды доброго правления».
Чем не бытовая городская сцена: кипят дела на стройке, лавки торгуют своим товаром, который им завозят прямо тут же, пастух гонит стадо, работает ткач и даже хоровод девицы завели на радости.
Картины жизни и быта встречаются и в миниатюре: братья Лимбург , Поль, Эрман и Жеаннекен (предположительно между 1385 и 1416) — живописцы-миниатюристы начала XV века, родом из Северных Нидерландов, прославившиеся благодаря созданию «Великолепного часослова герцога Беррийского».
Братья Лимбург «Великолепный часослов герцога Беррийского»: Февраль.
И в графике:
Мартин Шонгауэр « Смерть Девы»
В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных произведений, хотя иногда все же библейский сюжет и проглядывал в типично бытовых картинах.
«Две дамы венецианки» Витторе Карпаччо (ок. 1455 или 1465 — ок. 1526) —итальянский живописец Раннего Возрождения, представитель венецианской школы.
«Возвращение блудного сына» Якопо Бассано (ок.1510 —1592) — итальянский художник, представитель венецианской школы.
Сам религиозный сюжет отодвинут на задний план и почти не связан с рассказом об обычном дне обычной итальянской семьи.
Но в Нидерландах бытовой жанр обособляется более интенсивно.
«Меняла с женой» Квентин Массейс (1465/1466 -1530) — фламандский живописец.
Это уже произведение полностью бытового жанра. Меняла, занятый своим обычным делом, его жена, читающая молитвенник, но отвлекшаяся, что бы взглянуть на работу мужа. Обратите внимание на зеркало – частый спутник картин бытового жанра нидерландских живописцев. Вот что там отражается:
Картина в картине и тоже бытовая сценка – мужчина, читающий книгу.
«Игроки в карты» Лукас ван Лейден, Лука Лейденский (1494 —1533) — нидерландский живописец и гравёр.
«Танец с яйцами» Пи́тер А́ртсен (1508 — 1575) — нидерландский художник. Известен также по прозвищу Питер Длинный .
В заключение первой части рассказа о жанровой живописи - несколько работ великого Питера Брейгеля-старшего, «Мужицкого» (1525 – 1569)
«Охотники на снегу»
«Деревенская свадьба»
«Крестьянский танец»
Автор - Игорь Левитас
Серия сообщений "Искусство (разные темы, музеи)":
Часть 1 - Жанры живописи. Бытовой жанр. ч. 1
Часть 2 - Стили и направления в искусстве по материалам Википедии
Часть 3 - САЙТ ЗНАМЕНИТЫХ ХУДОЖНИКОВ
Часть 4 - Неизвестные факты об известных художниках
Часть 5 - Без заголовка
Часть 6 - Мой зонтик рвется... (Часть 3)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |