-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Париж Альбера Марке

Пятница, 15 Марта 2013 г. 17:27 + в цитатник

Ирина Егорова

Ах,Париж..  Альбер Марке (1875-1947)

В дождь Париж расцветает,
Точно серая роза…
Шелестит, опьяняет
Влажной лаской наркоза.
А по окнам танцуя
Всё быстрее, быстрее,
И смеясь и ликуя,
Вьются серые феи… 

(Максимилиан Волошин)
 
Жизнь и искусство дают нам немало примеров, когда глубокое содержание облекается в доступную форму. И, нередко, внешняя ясность принимается за простоту, или упрощенность. Творчество Альбера Марке (1875 — 1947) многим казалось далеким от злобы дня, острых проблем XX века. Но век прошел, а пейзажи Марке не утратили своего обаяния. Проведя перед ними некоторое время, начинаешь смотреть вокруг глазами художника более пристально, доброжелательно, восприняв способность видеть мир прекрасным
и гармоничным.


Aвтопортрет  1904

Альбер Марке родился в 1875 году в Бордо (Франция). Очень рано у мальчика появилась тяга к изображению всего, что он видел. Кусочек угля в его руках довольно точно передавал его впечатления от жизни, а холстом для него служили его же школьные тетради. Поэтому никто совершенно не удивился, когда после окончания школы Альбер вместе с матерью отправился в Париж для того чтобы поступать в Школу декоративных искусств, после окончания которой в 1895 году поступил в Школу изящных искусств и начал
учиться у Гюстава Моро. Моро и был тем человеком, который научил Марке работать с натурой. На всю жизнь Альбер запомнил слова учителя: «Копировать природу надо с воображением, только воображение делает нас
художниками» и пронес эту заповедь через все свое творчество. Много работая над техникой изображения и над особым видением пространства, «взглядом художника»,  Марке создал тот стиль, который стал его визитной карточкой – выразительный с упрощенными формами, но передающий внутренний мир изображаемых героев. Все произведения Марке показывают живые эмоции и чувства персонажей, независимо от того, что на них изображено – городской пейзаж или портрет человека.


Портрет матери художника  1904



Ярмарка в Гавре 1906 музей Бордо Париж


El estudio en Marsella 1906


The Minaret at Sidi Bou Saïd 1923


Регата в Меллерой  1927, Музей искусств, Бордо


Caballo en Marsella  1916

В годы учебы у Моро Марке сдружился с А. Матиссом, А. Мангеном, Ж. Руо, Ш. Камуэном. Чуть позже у него завязались близкие отношения с М. Вламинком, Р. Дюфи, А. Дереном и О. Фриезом. После смерти Моро учиться в школе стало совершенно неинтересно, поэтому Марке и его друзья покинули учебное заведение, даже не написав программную работу, имея в кармане лишь удостоверение учителя рисования начальной школы. Марке навсегда сохранил теплые чувства к учителю, соединившему культ профессионализма с
широтой взглядов. Особенно близки были ему мысли Моро об опасности увлечения модой, погони за успехом: «Положитесь на время, которое все рассудит. Если то, что я сделал, ничего не стоит, мои работы исчезнут,
как мертвые листья под осенним ветром, независимо от того, что о них говорят». Но не сразу художник пришел к полному пониманию того, как именно он хочет писать. Ранние работы Марке (конец 1890 — начало 1900-х)главным образом представляют собой пейзажи и портреты, написанные в традиционной манере импрессионистов.


Портрет отца художника 1898

В творчестве Марке был период, когда, увлеченный работами фовистов, он перенял их манеру изображения, его увлекла присущая фовизму яркость красок и необычность световых отражений. Марке экспонировал свои работы в Осеннем салоне 1905 года и в Салоне Независимых 1906 года вместе с
группой фовистов.


Гавань в Ментоне  1905 Эрмитаж Санкт-Петербург


Сержант колониальных войск  1906, Музей изящных искусств, Бордо

Но постепенно в работах Марке начали прослеживаться черты, которые отличали его от фовистов – краски стали приглушеннее, а изображения мягче   В феврале 1907 года, на стене одного из домов на улице Фобур
Сент-Оноре можно было увидеть афишу: Галерея Дрюэ. С понедельника 11 по субботу 23 февраля — выставка Альбера Марке. Большинство выставленных холстов составляли парижские пейзажи, которые сделали мастера знаменитым. Перед нами город, но это и царство природы, окрашивающее жизнь в светлый, чуть праздничный тон. В движении спешащих куда-то людей есть особая размеренность. Кажется, они проделывают свой каждодневный путь по набережной с такой же точностью, как и движущееся над городом
солнце. Их фигурки наполняют пейзажи легким утренним шумом, ритмы, которыми живут природа и человек, сливаются в едином потоке городской жизни. После этой выставки начали говорить о «Париже Марке», поскольку виды французской столицы были пронизаны собственным, глубоко личным отношением, они обладали лиричной интонацией и щемящей свежестью.


The Gate of St. Cloud, Paris 1904


1 Marquet 1904


Puerta de Saint Cloud 1904


5 Marquet 1906


The Pont Neuf, 1906


Вид Лувра  1906-1907. Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург


8 Marquet 1906-7




Новый мост под дождём. Париж. Холст, масло, 1935 г.1


Вид на Сену и памятник Генриху IV


Аллея Люксембургского сада

Альберт Марке умел как никто писать парижские каменные набережные и мосты, грифельные парижские крыши... Его стихия –камень и вода, серая Сена и серый остров Ситэ с Дворцом правосудия, собором Парижской богоматери и Префектурой полиции. Самое же главное у него – это небо, прозрачное
парижское небо в серые дни, а именно в такие дни Париж по-настоящему зачаровывает.


 
Notre Dame в легком тумане 1902



3 Marquet 1906



12 Marquet 1913

Как и все парижане, Марке не представляет французской столицы без Нотр-Дам. Иногда он выглядит определенно, иногда, подобно миражу, вырастает из воды, тумана и снега, приобретая символическое звучание. Значительную часть этих полотен живописец создал на высоте шестого этажа, что
позволяло сделать композиционное построение особенно выразительным. Композиционные линии отличаются динамизмом и притягивают взгляд зрителя в глубину. Такова выработанная самим художником манера, и одним из лучших ее примеров является «Дождливый день в Париже. Нотр-Дам» (1910,
Эрмитаж, Санкт-Петербург).



Дождливый день в Париже. Нотр-Дам» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Смысловой и композиционный центр Нотр-Дам, приземистой темной массой возникающего из сероватой мглы, находится на заднем плане. Наталкиваясь на него, взгляд некоторое время блуждает в поисках выхода, удлиняя паузу, и лишь затем начинается медленное обратное движение- возвращение к поверхности
холста. Теперь глаз замечает все, не упускает ни одной подробности. С трех сторон зажата пустынная площадь перед собором. Ее пересекают редкие экипажи, пропадающие в сероватой завесе дождя. От фигур на дальнем берегу Сены, подчиняясь ритму, заданному художником, внимание переключается на темное пятнышко человека, идущего против ветра к Маломумосту. Две фигуры на углу подхватывают эстафету и направляют движение вправо через мост, вслед за проезжающим экипажем. Вместе с ним мы переходим в нижнюю часть холста, спускаемся по набережной Сен-Мишель. Совсем внизу экипаж с лошадкой, еще мгновенье, и его движение уведет нас за раму, за пределы картины. Восприятие художественного произведения осуществляется одновременно по простой и сложной траектории, и  достигается главное- полная завершенность мира картины.



13 Marquet 1927



El bside de Notre-Dame 1932


Марке много путешествовал. Он побывал в Италии, Тунисе и Марокко, долгое время жил в Алжире. После пребывания в Неаполе художник создал полотна, изображающие, скорее, не реальное море, а мечту о бескрайних просторах, морскую стихию как абсолют. Алжир дал Марке возможность показать эффект
палящего солнца, «солнца без теней». Города он воспринимал в их индивидуальной цветовой гамме. Как известно, Париж Марке был серым, Неаполь — голубым, Алжир — белым, Гамбург — желтым.  А еще в Алжире произошла самая важная встреча в его жизни – именно там он познакомился со своей будущей женой Марсель Мартине, с которой прожил 26 лет до самой своей смерти.



Портрет жены художника



Place du Gouvernement, Algiers 1927



Неаполитанский залив 1909 Эрмитаж Санкт-Петербург



Гамбургский порт 1909 Эрмитаж  Санкт-Петербург

Перед самым началом Второй мировой войны Марке с женой поселились в Париже, но спокойная жизнь в доме с видом на Сену продолжалась недолго. Когда началась война, Марке с присущей творческому человеку прямотой открыто осудил фашизм, и супруги были вынуждены вновь вернуться в Алжир. Там художник тяжело заболел, но работу не оставил, продолжая трудиться над новыми полотнами, изображавшими так поразившие его пейзажи Алжира и портреты живущих там людей. В 1945 году Марке с женой вернулись в Париж. Но болезнь, начавшаяся в Африке, не отступала. После ряда операций, перенесенных через два года после возвращения, художник почувствовал себя лучше и даже вновь принялся за работу, написав восемь новых картин.Но это были его последние картины. В  последние годы парижской жизни Марке много болеет, почти не встает с постели. «Я чувствую, что каждый день все больше и больше погружаюсь в усталость». В начале 1947 года он переносит операцию, но буквально через неделю неожиданно встает, подносит мольберт к окну и начинает писать. Он чувствует необычный подъем, работает легко, с  упоением, как прежде. Затем сам убирает краски, чистит палитру, моет кисти, хорошо, если бы завтра снова шел снег, надо успеть закончить. …Плотным розовым туманом окутан утренний Париж. Он кажется еще более непроницаемым из-за густых хлопьев снега, кружащихся в воздухе. Этот город, этот мост, такой огромный и такой неуклюжий, пушистые и немного беспомощные деревья, грузовики и автобусы,
напоминающие медлительных божьих коровок, в них есть что-то мягкое и таинственное. Нет здесь ни камня набережных, ни железа опор, ни фонарей, нет грохота, наполняющего горожанина обычным беспокойством. Неподвижная Сена, словно застывшая во сне, отсвечивает блеклым зеленым цветом,
изгибается в неясных очертаниях.



19 Marquet 1946-47


Так прекрасен и загадочен один-единственный город на свете, город, существовавший и не существовавший на самом деле, рожденный в душе человека, неказистого и забавного, но хранящего утонченность чувства,
доброту и поэзию — в душе Альбера Марке. Это — его Париж — город, который он написал последним в своей жизни, и в нем сохранился, дошел до нас живой образ художника.



11 Marquet 1909-10


Понт-Нёф и набережная Сент-Августин . 1910—11 музей изящных искусств Гренобль


15 Marquet 1935


El Puente Nuevo bajo la nieve 1938


18 Marquet 1938


Набережная Лувра, лето 1


Площадь св. Троицы


Мост Сен-Мишель в Париже. ГМИИ им.Пушкина


16 Marquet 1935-39

14 июня 1947 года Альбер Марке умер. Он ушел, но оставил нам всем свой мир – свои произведения, свои города, полные воздуха и особенного, ни с чем не сравнимого света.

Сайт с  работами художника:http://pintura.aut.org/BU04?Autnum=11801&Empnum=0&Inicio=1
Ист.:
http://www.agavaart.com/rus/index.php?ggid=100321
http://forum.artinvestment.ru/showthread.php?t=17015
http://www.5arts.info/mir_albera_marke_1875-1947/#.UJVbQ2dm6t8
http://www.artinheart.ru/post/people/485.shtml

Серия сообщений "Живопись Франции":
Часть 1 - Париж Альбера Марке

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку