-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Виктор Уфимцев

Пятница, 01 Марта 2013 г. 05:34 + в цитатник

Живописец, график, сценограф

фото
Виктор Уфимцев один из многих русских художников, для кого Узбекистан стал творческой родиной. Родился в 1899 году на Южном Урале в селе Барневка. Детство провел в Тобольске и Омске. Учился в Омском коммерческом училище (1910–1919). С 1917 занимался на курсах живописи и рисования при Институте практических знаний. В 1918 был призван на военную службу; воевал в рядах Белой и Красной (с 1919) армий. С 1920 работал художником при Клубе Красной Армии и лектором Красноармейской художественной студии; участвовал в поездках на агитпароходе «III Интернационал». Недавно были найдены дневники Уфимцева , в которых он фиксировал каждый прожитый день и час. Это заметки страстного любителя путешествовать, увлеченно описывающего свои приключения. Публикация дневников дает новое представление о времени и людях, о творческих поисках художников-новаторов.



Без названия № 9. Фотомонтаж
В 1918 году, учась в студии А.Клементьева и будучи "обыкновенным реалистом", попал на лекцию Давида Бурлюка о футуризме. Вдохновленный стихами футуристов и личностью Бурлюка, Уфимцев превратился в авангардиста, пропагандиста свободного, лишенного условностей искусства. Футуризм стал для него синонимом радикальных перемен.
Восприняв футуризм как искусство будущего, определил свое творческое кредо: "Новому содержанию надо и форму новую".


Сценка из буржуазной жизни

Без названия № 2. Фотомонтаж
В 1920–1921 гг. Уфимцев начал использовать футуристические приемы и сюжеты и стал организатором омской футуристической группировки «Червонная тройка», в которую вошли художники и поэты В.Шабля-Табулевич, Л.Мартынов, С.Орлов, Б.Жезлов…

Эй, «Червонная тройка»!
Не бойся, бубни свое!
А ну, попробуйте троньте
Наше цветное житье!

Б. Жезлов

Уфимцев подготовил иллюстрированное издание «Футуристы — сборник 1» с дерзкими и остроумными решениями, линогравированными портретами участников группы.
С 1921 — участник выставок (1-я «Червонная Тройка»). Участвовал в 1-й Всесибирской выставке живописи, скульптуры, графики и архитектуры в Красноярске, Новосибирске, Томске (1927), 1-й передвижной Казахстанской художественной выставке (1928) и других. Провел персональные выставки в Ново-Николаевске (Новосибирске, 1921), Самарканде (1924; совместно с Усто-Мумином), Омске (1926).

Графика 1920

Плакат

Приезд рис.

Рисунок
Уфимцев много путешествовал. И его привычка все фиксировать в дневниках, записках необыкновенно помогала в творчестве. В 1923 г. он был направлен в Самаркандскую комиссию по охране памятников старины и искусства. Одна из ярких страниц дневников — путешествие в Туркестан, во время которого он создал серию «Турксиб», самую смелую и новаторскую в его творчестве.

Из Бухары художник сам себе написал удивительное письмо: «Белое солнце, серое небо, зеленое небо! Зелени нет. Воды мало. Земля горит. Земля добела раскалена. Ярко и в то же время хмуро».

В Ташкенте и Самарканде он познакомился с творчеством А. Волкова, М. Сарьяна, вдохновлялся разными направлениями и стилями. Его работы обретают восточный колорит. Знаменательной для него стала встреча в 1924 г. в Бухаре с архитектором-конструктивистом М. Гинзбургом, возглавлявшим экспедицию по защите и охране памятников архитектуры. По предложению Гинзбурга Уфимцев два месяца проработал в его экспедиции, что отозвалось впоследствии в его плакатах в стиле конструктивизма.

В дневниках он записывал и свои стихи. Вот одно из впечатлений о Семипалатинске:

Солнце, как в желтом блюде,
Топит лучи в песках.
Одиноко стоят верблюды,
А в верблюжьих глазах — тоска.

В 1924 г. в Туркестане он делал алогичные кубофутуристические коллажи («Ну таки ех-ех»). В композицию вплетались газетные вырезки, фрагменты фотографий, канцелярских и телеграфных бланков, надписи от руки.

«Куски жизни» - так называется дневник с рисунками, краткими пояснениями -Уфимцев никому не показывал, считая слишком личным. «Со мной маленький этюдник, сделал внутри из окна несколько нашлепков, может быть, пригодятся. Но я без них ярко представляю будущие картины большого цикла. Тут должны быть и выжженные степи с красными лентами товарных поездов, и ослепительные пески с черными причудливыми растениями. И карьеры, откуда берут камень, и белые домики только что рожденных станций, и деревянные водонапорные вышки». Эти впечатления художник записал в 1931 г., когда отправился по недавно открытой железной дороге Турксиб. В тетрадях он фиксировал все: проходящие поезда, цвет неба, земли. «У деревянной водонапорной башни встретились два поезда. Башня недавно построена. Желтые доски еще не успели сделаться черными».

Сартянка с птицами. 1920-е. Собрание И.С. Григорянца, Москва


В заметках «Путешествие по Туркестану» художник увлекательно рассказывает о своей жизни, в яркой и поэтичной манере описывает впечатления, творческие искания. Листы серии «Турксиб», отмеренные телеграфными столбами, напоминают документальные кинокадры с фрагментарными лаконичными композициями, примитивизмом языка, тонкими колористическими решениями. В этой серии много нового, дерзкого, авангардистского, созвучного духу времени. Один из самых удачных — лист с изображением черных растений на фоне белых песков и белесоватого неба.



371-й километр. Из серии «Турксиб». 1931. Частное собрание, Москва

В 1923 совершил поездку в Москву, где познакомился в В. В. Маяковским, В. Э. Мейерхольдом, А. Н. Толстым. В 1923–1925 жил в Туркестане (Ташкент, Самарканд, Бухара); сблизился с А. Н. Волковым, А. В. Николаевым (Усто-Мумин), Л. Л. Буре, А. В. Исуповым. Работал в Самаркандской Комиссии по охране памятников искусства и старины.
83443526_4474615_Yfimcev_ToTrain (500x567, 76Kb)

К поезду

Произведение "К поезду" объединило в себе смелые эксперименты молодого художника – ракурс, форма картины, смешанная техника.
Вот она - Хива 1930

Ночная Хива

Солнечная Хива
В сентябре 1925 возвратился в Омск. Работал главным художником Омского гортеатра (1926–1933). Много путешествовал по стране; неоднократно бывал на Алтае, Кавказе, Дальнем Востоке, в Средней Азии.

Горное озеро

Декхане

Арал

Аксакалы
К сожалению, не смогла повернуть правильно.
Базар
С 1933 жил в Ташкенте. Работал главным художником театра им. Хамзы (1933–1936). Принимал активное участие в создании Союза художников Узбекистана; с 1933 член оргкомитета, с 1940 — председатель правления СХ Узбекистана. В 1944 был удостоен звания народного художника УзССР. Занимался организацией выставок, творческих бригад с выездом на стройки пятилетки. В конце 1950-х — начале 1960-х совершил поездки в Афганистан, Тунис, Индию; результатом стали серии гуашей «Афганский дневник», «Тунис», «По дорогам Индии». И по-прежнему он стремится в странствиях познать мир.В 1940–1950-е гг. все больше ощущается разлад, внутренняя драма художника, вынужденного создавать монументальные полотна, пронизанные патриотическим содержанием.

К этому времени Уфимцев уже сложившийся художник. В автобиографии 1935 г. он пишет: «Что осталось у меня найденным после всех исканий? Немало. Импрессионизм научил цвету. Футуризм – быстроте и находчивости. Кубизм и конструктивизм дали устойчивость, простоту, крепость вещи, научили обработке поверхностей. Реализм – бодрость и здоровье. Но работа над собой не кончена. Учеба продолжается. Мои профессора – жизнь и зритель».


Женщины Туниса

Джерба

Индия

По дороге в Газни

Горы
Уфимцев проявил себя в различных областях искусства: занимался станковой графикой, плакатом, коллажем, оформлял самиздатовские поэтические сборники («Футуристы — Сборник1», 1921; «Автографы», 1920–1923), вел «графические дневники» («Кусок жизни», 1920-е). Создавал портреты, пейзажи, натюрморты, в 1930-х — произведения на историко-революционные темы и темы советского быта.

Весна


Дерево

Дуб

Пейзаж
 

В 1964 г., незадолго до смерти, художник передал в дар г. Ангрену свои работы, которые явились основой экспозиции галереи, названной его именем. В канун 1965 г. Уфимцева не стало.

Корзина с апельсинами


Натюрморт с сиренью
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, Государственном музее искусств Республики Узбекистан в Ташкенте, Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого в Нукусе.
Но в поздних работах нет той творческой свободы и неиссякаемого жизнелюбия, жажды экспериментирования, которые восхищают в его лучших вещах 1920–1930-х, хотя и они по-своему хороши.

Пейзаж


Натюрморт с гранатами

Натюрморт с виноградом

Рожденный в пути 1961
Сложно назвать манеру Уфимцева однообразной, в его арсенале есть работа контрастными локальными цветами, есть мягкие лиричные сочетания пастельных цветов. Немногословна в деталях работа "Рожденный в пути" (1960, коллекция В. Шпенглера). Самого "рожденного" на работе не видно, лишь характерный взгляд опущенных глаз матери, и прижимающий жест руки обозначают присутствие новорожденного. Чтобы сказать главное, необязательно сказать многое, быть может об этом творчество мастера (Н. Трегуб)


Сидящая


Двое

Пруд 1950


На закате


Девушка


Музыканты


Выставки произведений Уфимцева прошли в Москве (2007, 2009), Омске (2009).

http://art.1september.ru/articles/2009/24/02
http://artru.info/ar/14054
http://kupitkartinu.ru/painter/982/
http://artru.info/il/all/14054/

Серия сообщений "Живопись Узбекистана":
Часть 1 - Узбекский художник Акмаль Нур
Часть 2 - П.П.Беньков - очарованный солнцем
Часть 3 - ЖЗЛ (ЗИНАИДА КОВАЛЕВСКАЯ. КАК САМАРКАНД СТАЛ ВТОРОЙ РОДИНОЙ)
Часть 4 - А.Н.Волков - " поэт красок Востока"
Часть 5 - Виктор Уфимцев
Часть 6 - Урал Тансыкбаев - узбекский Гоген
Часть 7 - Художественный музей Узбекистана
...
Часть 17 - Ташкент глазами художников. ч.V
Часть 18 - Абдуллаев Абдулхак Аксакалович
Часть 19 - Владимир Иванович Бурмакин

Метки:  

Слава44   обратиться по имени Среда, 07 Февраля 2018 г. 00:56 (ссылка)
Лариса_Бабуркина, Спасибо. Можно я перепишу этот пост по-новому с дополнениями, а то у Вас картинки пропали?
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку