-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


А.Н.Волков - " поэт красок Востока"

Воскресенье, 09 Декабря 2012 г. 02:07 + в цитатник

"Ташкентский лев", "легенда Ташкента"... - это об Александре Николаевича Волкове, необычном человеке и художнике, авторе знаменитой картины "Гранатовая чайхана", находящейся ныне в Третьяковской галерее.

Автопортрет

Александр Николаевич Волков родился в 1886 году в городе Скобелев ( нынешней Фергане) в семье гарнизонного врача. Детство его прошло в Туркестане. С раннего детства мальчик испытывал чувство восторга перед окружающим миром, яркой южной природой.
Фергана – инжир и гранат.
Песни петь о тебе я так рад.
И под арбенный сладостный скрип
Голос мой от восторга охрип.


В отличие от большинства русских художников, совершавших путешествие на Восток ради встречи с красотами Востока, он отправился на Запад за знаниями.
В 1905 году после окончания Оренбургского кадетского корпуса, он поступил в Петербургский университет, но проучившись несколько лет, оставил его, поступив учиться в мастерскую акварелиста Д. И. Бортникера, затем в Высшее Художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт — Петербурге, в класс В. Е. Маковского (1908—1910). Большое влияние на судьбу будущего художника оказали занятия в частной школе М. Д. Бернштейна, где преподавали Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, скульптор Л. В. Шервуд (1910 — 1911 года).
Своё обучение А. Н. Волков продолжил в Киевском художественном училище (1912 — 1916 годы), у Ф. Г. Кричевского и В. К. Менка.

Лик Христа 1913-1914


Женщина на фоне мазаров 1914


На молитву 1915

Для ранней живописи Волкова характерны стилистика модерна.


Обнаженная (Золотая) 1915



Мазары под луной 1915


Раздумье 1916
После окончания в 1916 году вернулся в Ташкент.


Автопортрет 1916
В начале ХХ века на улицах Ташкента с его халатами, тюбетейками, чалмами и паранджами он смотрелся необычно: черный берет, рубашка с отложным воротником, бархатный плащ, короткие шаровары и... военная выправка.

Из воспоминаний Мельникова(художник женился на его сестре Елене):
" Я увидел человека, мимо которого невозможно было пройти, не обратив на него внимания. И дело не только в необычной одежде: своеобразная черная куртка, распахнутая на груди, под ней – нечто вроде тельняшки, короткие, чуть выше колена, штаны, черные чулки и черные штиблеты. Нет! Дело было в нем самом, его внешности. Невысокого роста, крепко сбитая, спортивного вида, фигура, широкая грудь, на мощной шее ладно посаженная голова и лицо римлянина. Черные, тонкие, красивого рисунка, брови, классической формы нос, волосы, кругообразно, от виска к виску, слегка начесанные на красиво вылепленный лоб. И, главное, глаза! Черные, глубокие… Глаза орла, глядящего, не смыкая век, на солнце".


Автопортрет

жена А.Волкова Е.С.Волкова-Мельникова
У него был сильный, яркий, с большим диапазоном, тенор.Он с удовольствием пел арии из опер, обязательно что-то напевал во время работы.
А ещё он писал стихи!

За подъемом всегда вьется дым очага
И всегда открывается новая даль.
Сколько верст я кругом отшагал,
Чтоб сравнить глаза и миндаль.


В чайхане (В пути) 1917


Горы


Солнце 1916


Под солнцем
Горы – лучеприемники,
Золотого счастья цепь.
Мы здесь – только кочевники.
Верблюд да юрта, да степь...


Караван 1(Шествие караванов на фоне мазаров) 1917
Пыль и шелка Бухары
Скрипы арбы на извилистых улицах,
Стадо баранов под арбами крутится.
Пыль и шелка Бухары!
Крики мальчишек в чуплашках с корзинами,
Свиста погонщиков, вопли ослиные.
Пыль и шелка Бухары!
Втиснулись клином верблюды горбатые,
Сбоку идут каравано-вожатые.
Пыль и шелка Бухары!
Звоны пиал в чай-ханэ разливаются,
В пыль дым чилима спирально врывается.
Пыль и шелка Бухары!
Девушки с визгом кричат за дувалами,
В щели впиваются лица их алые.
Пыль и шелка Бухары!
А старые люди листают страницы,
И стих из Корана в губах шелестится.
Пыль и шелка Бухары!
1924


Узбекские дети в юрте 1920

Мозаики Киевской Софии, Джотто, Врубель, которого художник считал своим духовным учителем, кубизм и футуризм - все переплавилось в индивидуальную пластическую систему, главным в которой осталось - непосредственное восприятие жизни.


Беседа под солнцем 1920
В мае 1921 года в Ташкенте он познакомился с Сергеем Есениным. Александр Николаевич написал тогда: "Это было так неожиданно и просто". Мастерская художника была увешана картинами и этюдами, она "горели" красками. Золотисто-оранжевый колорит напоминал о солнце Туркестана. Именно Есенин назвал Волкова "поэтом красок Востока". А потом они читали друг другу стихи. Сергей Есенин был восхищен творчеством Александра Волкова и посоветовал ему устроить выставку в Москве, обещая посодействовать.
Действительно, спустя два года выставка состоялась в клубе Университета трудящихся Востока. Волков представил на ней 120 своих работ.

Арба 1920


Женщины 1921


Три музыканта 1921-22

Оплакивание (Надгробный плач) 1921

На первых этапах творческого пути А. Н. Волкову сопутствовала слава ниспровергателя классического искусства. В поисках выразительных средств он обращается к исконным принципам народного творчества - смелым контрастам ярких и чистых цветов, уплощению и геометризации формы.


Караван 2 Третьяковская галерея, Москва;1922-23

Караван III

Караваны в вихре рваном
В ржавых кружевах кружат.
Расшвыряв мешки с шафраном,
Жарко жженый жжется жар.

Караван, поднявшись рано,
Гор горбов качает ряд.
В золотых верхах барханов
Заалел зари наряд.

Каравана звон жестяный –
Хруст песков пустых пустынь.
В круг горячий неустанно,
Раскалено льется синь.

Караван в цветах куржума,
В грудях женщин кочевых.
Вихрем звончатого шума
Разметало плечи их.

Караваны в вихре рваном
В ржавых кружевах кружат.
Расшвыряв мешки с шафраном
– Жарко жженый жжется жар.
1924


Караван 3, Музей искусств народов Востока; 1922–1923

«Пройдя через ряд живописных течений - футуризм, кубизм, экспрессионизм, подошел к примитиву, в котором ввел систему треугольников, добиваясь простой, но крепкой и выразительной композиции. Этот цикл был закончен в 1924 году картиной «Гранатовая чайхана» - писал художник.


Гранатовая чайхана

В известнейшем полотне Волкова – Гранатовая чайхана (1924) патриархальный быт преображен пламенем багрово-красных тонов, прекрасных и трагических одновременно
В этой картине была соблюдена идеальная и органичная для него мера условности изображения. Фигуры трех склонившихся над белым чайником героев сложены из треугольников, которые не расчленяют пространство, как у кубистов, а собирают его в четком ритме. Живописная условность представляет традиционное восточное чаепитие как таинство, влекущее зрителя, но непостижимое для его понимания. И чалмы у героев как нимбы, и лица как лики, и слишком уж таинственно сгущена атмосфера вокруг них. И эта тайна вместе со светоносным цветом превращают «Гранатовую чайхану» в одну из лучших картин русской живописи


Деталь
К середине 20-х годов стало тесно в жестких рамках геометрических композиций и схем и он, по его собственному выражению, «вернулся к человеку». Он много странствует по родным краям, накапливает, творчески перерабатывает и синтезирует впечатления, перенося их на холст. Все художественные импровизации Волкова всецело посвящались жизни и быту Узбекистана.


Танец 1924

Танец
Тыни мини тын тын,
тыни мини тын …
Под удар дутара тюбетейки клин
Взвился точно кречет к серой бидане
Перья крыл трепещут в пыльной синеве.
Ах, моя услада,
сладость спелых дынь,
Золотятся ноги – тыни мини тынь …
Дост!!!
Лапа лапа лап лап, лапа
лапа лап…
Барабанов трепет в яром скрипе арб.
Хруст циновок нежен, взор ее – цветок.
В исступленьи диком кружится сто ног.
Барабанов вопль – тяпы дапы ляп
Бубен бьет под пляску --
Лапа лапа лап.
Дост!!!
Тыка тыка тын тын, тыкы тыки тын
Пиала Аллаха и кальяна дым.
Так пылают щеки – точно два граната,
Падают в истоме руки от халата.
Ах, моя услада, спелых много дынь
На больших подносах тыка тыка тын.
Дост!!!

Чайхана с кальяном 1927


Певцы - узбеки 1927


Слушают бедану 1927


Фергана. Кишлак 1926


Продавщицы хлопка 1926


Осень 1926


Окучка хлопка

Караваны, арбы, типцы, чайханы встречались в его работах на протяжении всего творческого пути. Даже самые незначительные жанровые сценки жизни становились в картинах Волкова волнующе поэтическими или философски созерцательными, наполнялись глубоким смыслом.


Верблюды в пустыне 1926


Караван 1928


Чайхана (С портретом Ленина)


Даже сцены колхозного труда, которые можно отнести к соцреализму, обретают у него подобие эпических фресок (Девушки с хлопком, 1932).

Живопись Александра Волкова отличает праздничное буйство красок. Известный турецкий поэт Назым Хикмет писал: "У этого прекрасного мастера все отлично: и линии, и форма, и композиция. Но великолепнее всего его краски".


Старик и мальчик с ослом


Свадьба


Продавцы фруктов


Красный натюрморт 1927

В 1927-1930 Волков был членом местного объединения "Мастера нового Востока", объединившего в своих рядах художников разных национальностей, а в 1931-32 гг. создал художественное объединение «Бригада Волкова».


Бригада Волкова
В ее состав входили У. Тансыкбаев, Б. Хамдами, Н. Карахан, А. Ташкенбаев, Ч. Ахмаров, П. Щеголев, А. Венедиктов, А. Подковыров.



Бригадой художники выезжали на новостройки и в самые отдаленные уголки Узбекистана, создавая тематические полотна, устраивая отчетные выставки, встречи и творческие дискуссии. В атмосфере бурных споров рождалось новое профессиональное искусство.


Красный обоз 1930


Строители Ферганского канала 1930-е годы


Дехкане на отдыхе 1930


На стройке 1932


Дорога в горы 1931-32


Полдень в Шахимардане 1933


Автопортрет 1933


Вечернее солнце 1935


Портрет жены Е.С.Волковой-Мельниковой 1936


Чайхана 1936

Первый директор Государственного музея искусств Средней Азии (1919 год), директор театра Пролетарской культуры (1922 год), преподавал в Туркестанских художественных мастерских (1919 — 1921 годы) и Ташкентском художественном училище (1929 — 1946 годы).

Автопортрет 1940

В 1946 году А. Н. Волкову было присвоено звание Народного художника Узбекистана, и в том же году (игры Фортуны) был за "формализм" отстранен от преподавания в Ташкентском художественном училище.


Цветы. Натюрморт 1944


Автопортрет (Мне 60 лет) 1946

Последний период жизни мастера был нелегким. Старая слава формалиста создавала незаслуженный вакуум вокруг художника, находившего опору лишь в кругу друзей и семьи, тогда, когда он переживал новый расцвет в своем творчестве и достиг вершин в своем мудром своеобразном реализме.


Портрет старика (Шашлова) 1950


Портрет Врубеля 1955


Сбор винограда 1956

Юбилейная выставка 1956 года - в год семидесятилетия художника, вызвала необычайно бурную дискуссию - зал Союза художников не смог вместить всех желающих. Но художнику не суждено было увидеть ее - он не вставал с постели. Он листал книгу отзывов, в которой нападки и уничижительные характеристики чередовались с выражениями благодарности и восхищения. Он мог быть удовлетворен, такие страсти вызывают лишь значительные явления в искусстве.
Художник в полной мере пережил и славу, и признание, и забвение.Но никогда не сдавался обстоятельствам.

По солнцу и звездам,
с звериной повадкой,
К голому камню - голым плечом.
Радость схватить,
мимоходом в охапку,
Крутость дорог мне
всегда нипочем.

Так писал А. Волков в одном из своих стихотворений начала 20-х годов ХХ века.
Русский по происхождению, рожденный в Туркестане, получивший образование в Петербурге, Москве и Киеве, Волков сумел соединить в своем творчестве европейскую традицию начала XX века с народным декоративным искусством Востока. Неповторимый живописный язык художника, присущая его работам колористическая насыщенность, глубина и свечение красок, постижение традиций народного примитива в соединении с библейскими сюжетами и суфийскими мотивами восточных религий придают его творчеству особые качества, позволяющие считать его выдающимся мастером первой половины ХХ века.
Умер Волков в Ташкенте 17 декабря 1957.



Памятник на могиле Боткинского кладбища в Ташкенте был поставлен на средства семьи. Автором бюста из бетона стал младший сын художника, молодой скульптор Александр Волков.

PS:
Живописные творения Александра Волкова хранятся и экспонируются в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Востока в Москве, музеях Ташкента, Нукуса, Ферганы, частных собраниях в России и странах Зарубежья.Благодаря стараниям сыновей , Валерию и Александру, тоже художникам, известным и самобытным, в марте 2007 Третьяковская галерея подготовила выставку Александра Волкова к его 120-летию.

Сыновья и внук А.Волкова проживают в Москве.

http://artru.info/a
http://www.fergananews.com/articles/4815 - интервью с сыном А.Волкова
http://museum.kr.uz/Uzbek_arts
http://www.tashkentpamyat.ru/volkov-aleksandr-nikolaevich-khudozhnik-.html

Серия сообщений "Живопись Узбекистана":
Часть 1 - Узбекский художник Акмаль Нур
Часть 2 - П.П.Беньков - очарованный солнцем
Часть 3 - ЖЗЛ (ЗИНАИДА КОВАЛЕВСКАЯ. КАК САМАРКАНД СТАЛ ВТОРОЙ РОДИНОЙ)
Часть 4 - А.Н.Волков - " поэт красок Востока"
Часть 5 - Виктор Уфимцев
Часть 6 - Урал Тансыкбаев - узбекский Гоген
...
Часть 17 - Ташкент глазами художников. ч.V
Часть 18 - Абдуллаев Абдулхак Аксакалович
Часть 19 - Владимир Иванович Бурмакин

Метки:  

Аноним   обратиться по имени Понедельник, 01 Мая 2017 г. 16:25 (ссылка)
Здравствуйте, спасибо за интересный материал. Вы не подскажите, где можно найти литературный материал, т.е. произведения, написанные Александром Волковым?
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку