П.П.Беньков - очарованный солнцем |
Стало традицией связывать импрессионизм с Францией, где он зародился. Но и в далеком от Парижа Самарканде в первой половине ХХ века работал очень интересный художник, писавший свои произведения в лучших традициях импрессионизма.
Автопортрет ( в некоторых исследованиях утверждают, что этот портрет Бенькова кисти его жены-художницы З.М.Ковалевской
Беньков Павел Петрович родился на берегах Волги в Казани 20 (8) декабря 1879 года. Мальчик с детства любил рисовать, поэтому сомнений в выборе профессии у него не было. Удивительно, но паренек довольно-таки легко поступил в 1901 году в Петербургскую академию художеств, где быстро зарекомендовал себя самобытным начинающим живописцем, тяготеющим к пленэрной живописи с её буйством красок.
На террасе
Золотой плес
Его учителями были известные мастера-реалисты и крупные педагоги Д. H. Кардовский, Я. Ф. Циоглинский, П. E. Мясоедов, Г. P. Залеман. Беньков посещал также мастерскую И. E. Репина, оказавшего большое влияние на молодого художника. В 1906 г. он уехал в Париж и продолжил обучение в академии Жюлиана , где были традиционно сильны позиции импрессионизма, что сыграло немаловажную роль в его становлении как художника. Затем последовало путешествие по ведущим европейским центрам живописи. Посещение Италии и Испании произвело на начинающего художника огромное впечатление, но ему хотелось поскорее вернуться в Россию. и попробовать новые приемы живописи в передаче прелести родной русской природы. По возвращении 30 декабря 1909 г. Беньков выставил картину «Покорность» в качестве дипломной работы и был удостоен звания художника. Картина написана в небольшом красивом итальянском городке Ассизи. Причина выбора такого сюжета неизвестна. В центре картины на смертном одре лежит молодая женщина, у ног которой, на каменных плитах пола, согнулась сломленная горем мать. Обе фигуры прекрасно завязаны в единый композиционный и психологический узел. Лица матери и дочери на одной диагональной прямой, сложенные на груди руки умершей как бы повторяются в повисшей, лишенной сил руке старой женщины.
Покорность Дипломная работа 1909
Действие происходит в интерьере старинного храма, в полумраке которого просматриваются дверные проемы, особенности архитектуры, внутреннего убранства. Дневной свет из окна освещает часть пола, фигуру умершей, цветы. Свеча, горящая у изголовья, и свет из окон создают сложную игру дневного и искусственного освещения. Пустота в храме усиливает ощущение невыносимой безысходности. Лишь в глубине едва просматривается согбенная фигура одинокого посетителя.
Журнал «Нива» (1910, № 10) писал об этом произведении: «…В картине П. Бенькова «Покорность» много настроения и чувства глубокой подавленности перед роком, разбившим молодую жизнь и пощадившим старую, отцветшую. Много настроения и в окружающей обстановке — в этом старинном храме, где стоит гроб молодой женщины и тускло горят восковые свечи».
Из заграничной поездки юноша вернулся в Казань.Здесь он не только преподавал живопись в учебных заведениях города, но много и плодотворно работал. Художник пробовал свои силы в различных жанрах, писал пейзажи, портреты, жанровые полотна, оформлял спектакли. У Павла сложился свой узнаваемый живописный стиль с характерным широким мазком и пленэрной яркостью красок. К Бенькову пришла известность.Душевным светом и теплом проникнуты портреты казанского периода его творчества (1909 - 1929 годы). Здесь он создал такие значительные произведения, как портреты историка П.Траубенберга, актрисы Н.Роммы, жены О.Беньковой, детей Ковалевских, "Даму в красном". В 1912 году полотна художника экспонировались на международной выставке в Риме. Кстати, практически все они тогда были раскуплены европейскими любителями живописи.
"Портрет детей Ковалевских". 1914 - 1915 гг.
Портрет дамы в красном
Портрет Ковалевской З.М.
.А в 1919 году он ушел вместе с отступающими войсками Колчака в Сибирь, где работал в Иркутском и Омском театрах декоратором, пока Сибирь была «белой». После разгрома Колчака снова вернулся в Казань, преподавал в казанской художественной школе, сотрудничал с Русским драматическим театром…
В Казанской художественной школе Беньков преподавал одновременно с Николаем Фешиным.
Автопортрет Н.Фешина 1920
А вот портрет самого Павла Петровича, написанный в 1921 году его другом и выдающимся художником Николаем Фешиным. Написал он его перед отъездом за границу. Они как бы "обменялись" портретами - Беньков исполнил портрет Фешина, который тот увез в эмиграцию.
Н.Фешин Портрет П.П.Бенькова ок. 1923
Именно их считают одними из основателей самобытной татарской школы живописи. Их ученик Н.К. Сверчков, ставший впоследствии известным советским живописцем, вспоминал о том периоде: «Мы ждали с нетерпением появления их в стенах школы. Нам казалось, что молодые учителя в обычное течение учебных занятий внесут что-то новое, хорошее, и мы сделаем большой скачок в наших успехах, усвоим новые истины об искусстве, что новые руководители поведут нас к вершинам искусства быстрыми темпами, и перед нами откроются широкие горизонты в деятельности художника-творца. Наше ожидание в основном оправдалось: под влиянием молодых преподавателей получился перелом в наших занятиях по рисунку и живописи».
Сам же Павел Петрович никуда не хотел уезжать из родного города, к которому был очень привязан и где сформировался как живописец и как весьма незаурядная личность. С Казанью оказался связан первый 20-летний этап творчества П.Бенькова.
В 1928-29 годах Беньков совершил поездки в Среднюю Азию, которая буквально потрясла его яркостью красок и все растворяющим солнечным светом Бухары, Самарканда, Хивы. Перед поездкой в Бухару Павел Беньков переживал период тяжелейшего личного и профессионального кризиса. В 1926 году умер его старший сын от первого брака, семнадцатилетний Виктор, с женой были непростые отношения, наконец, Беньков ушел из Русского драматического театра в Казани, разругавшись с главным режиссером и не сумев сделать декорации для спектакля «Принцесса Турандот» в той условной манере, как требовал постановщик… Видимо, художнику было настолько плохо, что хотелось уехать куда глаза глядят. Какими неисповедимыми путями он выбрал именно Бухару – неизвестно.
Если бы той поездки не случилось в его жизни, Беньков так и остался бы одним из многих и многих художников, чьи имена сегодня известны лишь узким специалистам. Но он поехал. Судьба.
Минарет
Prayer in mosque
Караван-сарай
Старый Ташкент. Прошлое
Почти в пятьдесят лет, в июле 1928 года, Беньков оказывается в Бухаре – и его жизнь кардинально меняется. В возрасте, когда большинство людей боятся что-либо стронуть в своей устоявшейся и привычной жизни, Беньков решает начать все с чистого листа – потому что вдруг находит край, в котором его личное цветовое восприятие жизни совпадает с естественными и природными красками Востока.
Базар в Бухаре
Улочка Бухары
Bukhara bureaucrats
Khuja Zainutdin bobo's mosque
Мечеть Хаджи Зайнуд- дина Боба
Хауз с водоносами
Художник считал, что Средняя Азия даст ему возможность по настоящему реализовать себя как живописца, позволит в полной мере раскрыть возможности пленэрной живописи.
Девушка-хивинка 1931 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва
“ ... именно этот край стал источником творческих открытий для П. Бенькова, а его природная среда – основой нового уникального импрессионистического видения, в котором главную роль начала играть светоносная атмосфера, непосредственная работа на пленэре, погрузившая художника в живописную стихию. Самарканд с его красочной сутолокой базаров, яркой бирюзой бездонного неба, белесой, выжженной солнцем землей стал для Бенькова тем же, чем для импрессионистов соборы Руана и лондонские туманы, для П. Кузнецова – “киргизские” степи, для П. Гогена – загадочный остров Таити,” – так пишет о Павле Петровиче Нигора Ахмедова.
Самарканд
Видимо, Павел Беньков так и жил всю жизнь, сообразуясь лишь с собственным ощущением своих задач, своего ритма жизни и того, чем ему следует – а чем не следует заниматься. Это ощущение иногда плохо совпадало с тем, что от художника требовали люди вокруг. Он вообще никогда не спешил, даже на поезда постоянно опаздывал. Или считал возможным жить одновременно с двумя женщинами, потому что, может быть, любил обеих. Но переезд в Самарканд стал самым крутым, отчаянным и счастливым поворотом в его жизни, потому что оказавшись на Востоке, художник вдруг увидел, что – вот, это и есть его место на земле. Его цвет. Его краски. И его настоящая жизнь.Навсегда. Почему? - Он был очарован востоком...
В Самарканде мастерство Бенькова засверкало новыми гранями, его картины наполнились солнечным светом, в них заструилась вода арыков и затрепетали листья акаций, заклубилась пыль южных улиц и дымки мангалов. А главное - он познакомился с древней самобытной культурой и новыми людьми, которых искренне полюбил и стал с удовольствием их писать Художник создал большую портретную галерею - крестьян, ремесленников, мастеровых, торговцев.
Продавец воды
Таджик с пиалой 1928
Портрет колхозника - ударника
Художники в Шахи-Зинда
Мать героя
Чтобы лучше понять новую для него жизнь и увидеть все интересное и необычное, Беньков много путешествовал по Узбекистану, посещал развалины старых городов и небольшие кишлаки.
Свои работы мастер старался всегда писать на воздухе. Крупные многофигурные композиции и портреты, написанные им в этот период, буквально пронизаны светом. Но с особой любовью он пишет небольшие узбекские дворики и сады, где у небольших прудиков так приятно проводить время в полуденный зной. Эти работы художника и в наши дни пользуются необычайной популярностью.
Весна. Персик цветет 1942
Дворик 1944
Он работал не покладая рук, не щадя себя, - и жил, повинуясь внутреннему неспешному ритму. Полюбил халаты, которых собрал целую коллекцию, разъезжал по Самарканду на видавшем виды тарантасе, запряженном в старую клячу, собирал у себя учеников и друзей «на картошку и пивцо», и они вели довольно смелые по тем временам беседы.
Именно самаркандский период творчества сделал Бенькова признанным мастером. Его картины, написанные в то время, теперь можно увидеть в музеях и картинных галереях многих стран, несколько его работ представлены и в Третьяковке.
Девушка с дутаром
Овощной базар
Хивинские пряхи
Подруги (письмо с фронта)
Chigir in Kharezm
Сюжеты полотен Павла Бенькова просты, непритязательны, обыденны. Чайхана в Бухаре, пустынные улочки и дворики, арыки и сады, узбекские девушки и прочий простой люд. Особенно привлекали его восточные базары. Павел Беньков изображал их настолько выразительно и образно, что буквально слышишь весь этот разноголосый, разноязычный гам и гвалт, чувствуешь терпкий запах восточных пряностей и сладостей, знойность всепроникающего и всепоглощающего солнца.
Чайхана в Бухаре
Чайхана
При этом произведения Павла Бенькова лишены того налета экзотичности, который мы привыкли видеть на картинах многих художников, работавших в Средней Азии. Особенно у старых наших мастеров. Павла Петровича же не интересует чисто этнографический облик городов, аулов, людей, их быта. Он не выписывает, положим, узоры ковра или живописное одеяние женщин. Художник "берет" глубину, образность и широту народной жизни и народного уклада. Этим он своеобразен и неповторим.
Старик с дутаром
Женский портрет
Павла Бенькова, одного из немногих русских художников, работавших в Средней Азии, называют основоположником узбекского национального изобразительного искусства.
Говоря о Бенькове, нельзя не сказать и о его педагогической деятельности. Подобно таким русским художникам, как А. Н. Волков, А. В. Николаев, Р. М. Мазель, он сыграл большую роль в деле подготовки национальных художественных кадров для молодых среднеазиатских республик. Не случайно Самаркандское училище, где Беньков преподавал в течение девятнадцати лет, а также Ташкентское республиканское художественное училище носят его имя. Носило до недавнего времени...
Училище имени П. Бенькова окончили в свое время очень многие известные в Узбекистане художники, среди них академики Рахим Ахмедов, Нигмат Кузыбаев, Бахтияр Бабаев, Владимир Бурмакин, Рузы Чарыев, Баходыр Джалалов, Джавлон Умарбеков.
Беньков и художники
Большинство его работ осталось в Узбекистане, и ныне они находятся в музеях Ташкента, Бухары, Самарканда, Нукуса, то есть уже за границей.Увидим ли мы их когда-нибудь на российских выставках?
Павел Петрович Беньков умер в Самарканде 16 января 1949 года.
Но остались его солнечные полотна, остались его ученики и последователи, а значит, дело, которому он преданно служил, продолжает жить.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22390/
Серия сообщений "Живопись Узбекистана":
Часть 1 - Узбекский художник Акмаль Нур
Часть 2 - П.П.Беньков - очарованный солнцем
Часть 3 - ЖЗЛ (ЗИНАИДА КОВАЛЕВСКАЯ. КАК САМАРКАНД СТАЛ ВТОРОЙ РОДИНОЙ)
Часть 4 - А.Н.Волков - " поэт красок Востока"
...
Часть 17 - Ташкент глазами художников. ч.V
Часть 18 - Абдуллаев Абдулхак Аксакалович
Часть 19 - Владимир Иванович Бурмакин
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |