-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лариса_Бабуркина

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) ПОМОЩЬ_НОВИЧКУ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 436
Комментариев: 235
Написано: 929


Веласкес. Художник и король. ч.II

Четверг, 10 Ноября 2011 г. 18:25 + в цитатник

 



Веласкеса манила столица. Он понимал, что его дарование не сможет полностью развернуться в одной Севилье. В 1622 году он в первый раз едет в Мадрид, а в 1624 году обосновывается там надолго, чтобы работать для короля Филиппа IV. В качестве придворного художника Веласкес делает быструю карьеру, при этом имея назначенное юным королем высокое по тем временам жалованье в 20 дукатов. В этот период одна за другой появляются несколько картин с изображением этого монарха, правда, не всегда точно датированных. На портретах король всегда по-разному одет, но его психологическая характеристика неизменно точна.
Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Мастерская художника находилась в королевских апартаментах, и там было установлено кресло для Его Величества. Король, имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника».




Портрет Филиппа IV 1628 г., который считается первым, хотя на самом деле первый портрет был написан летом 1623 года (обозначаем его как "А"). К сожалению, нет возможности его увидеть, поскольку Веласкес, не удовлетворенный результатом, спустя пять лет, переписал эту картину (обозначен как "С"). Но представление об этой работе дает рентгеновский снимок портрета, переписанного в 1628 г. поверх живописи 1623 г. Кроме того, существуют два авторских повторения, написанных с некоторыми упрощениями для верноподданных заказчиков (обозначены как "В").

Первый портрет представляет собой сдержанное и благородное использование схемы парадного портрета, изображающего модель в рост, с чуть заметной застылостью, подчеркивающей величие портретируемого. Молодой монарх изображен в «черном платье испанца» — он вступил на престол лишь два года назад, и у него еще нет необходимости носить доспехи полководца, подобно его отцу Филиппу III. Кроме того, как мы увидим далее, подобное сдержанное облачение будет близко модели на протяжении всей его жизни, являясь выражением его характера и жизненных принципов. Абсолютную черноту фигуры короля разнообразит лишь белый воротник и манжеты и, естественно, цепь Ордена Золотого Руна. Король написан на сдержанном серо-бежевом фоне, в интерьере, лишенном какой-либо определенности. Филипп IV поднимает левую руку в легком движении, как бы отказываясь завершать жест столь определенно, как это делали его предшественники на многочисленных парадных портретах, жестко фиксируя свою руку на каком-либо атрибуте. В совокупности картина создает впечатление благородства и великолепного мастерства.


А
рентген полотна 1623 г., переписанного в 1628 г.
Мадрид, Прадо


В.авторское повторение 1624 г.

.
С
Фрагмент С. 1628 г.
(запись полотна 1623 года)
Мадрид, Прадо

Попытаемся провести сравнение.
Первый из портретов — начальная проба художника в изображении короля, но второй воплощает тот образ, который был создан художником по прошествии нескольких лет своего наблюдения за ним, нескольких лет совместного проживания под одной крышей. Возникает ощущение, что, впервые получив возможность написать портрет своего сюзерена, художник уловил скорее внешнее, чем внутреннее, запечатлел то, что лежало на поверхности. И лишь по прошествии некоторого времени Веласкес нашел тот путь изображения своей царственной модели, который вполне удовлетворил и собственное отношение к реализму, и его верноподданнические мысли, и его чувство прекрасного.

К 1628 г. Веласкес нашел образ, сочетающий все эти качества, и тогда переписал заново ту картину, с которой начал свою карьеру. Что же изменилось? Сравним авторское повторение 1623 г. и новое лицо Филиппа 1628 г. Можно ли сказать, что первое полотно реалистически показывает предпоследнего Габсбурга, человека ослабленной крови? А второе, созданное уже придворным, превращающимся в искусного царедворца, наоборот — льстит ему и идеализирует?

Безусловно, изменилось выражение лица. Оно исполнилось большего величия и достоинства, а главное — гармонии, спокойствия; взгляд кажется более умным. Облик приобрел благообразие.

Возможно, эта метаморфоза, безусловно, связана с тем, что у художника было время познакомиться со своей моделью поближе, проникнуть в глубины его души. Второй портрет явно написан с большей симпатией к королю. Расплывчатые черты 18-летнего юноши, чуть склонного к полноте, теперь округлились, налились зрелостью.
Теперь фигура стала гораздо пропорциональней, а, кроме того, тяжелый квадратный габсбурговский подбородок, унаследованный Филиппом IV от матери художник делает более благообразным, придав ему чуть более заостренную форму. Безусловно, на всех портретах короля, написанных после 1623 г., подбородок все равно останавливает взгляд, но он заметно изящней первоначального варианта.
Филипп ІV (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости.
Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца.

Портрет Филиппа IV(1631-32)
195 х 110см
Национальная галерея, Лондон
Видимо, это был первый портрет короля, написанный Веласкесом после своего возвращения из Италии в 1631 году. Пока художник находился в отъезде, Филипп IV не желал позировать другим живописцам, что нашло отклик в атмосфере, пронизывающей эту работу. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Этот портрет - одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Подпись - своего рода оценка художником собственного труда. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым; стоит отступить на пару шагов назад, и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал».

Подробности этикета:
1.Массивная золотая цепь со знаком ордена Золотого руна красуется на груди Филиппа IV.
В рыцари этого ордена, основанного в XV веке,посвящались только представители знатнейших фамилий.
2.Подпись Веласкеса зафиксирована на листке бумаги, который держит в руке король.
3.На столе лежит шляпа Филиппа.
Король снял ее с головы,
словно в ожидании встречи с явившимися на аудиенцию посетителями.
4.Левая рука Филиппа лежит на эфесе его шпаги.
Этот жест является традиционным знаком власти и могущества
Картина Филипп IV Испанский в коричневом и серебряном, написанная в 1631-1632 годах, считается одной из лучших во всей обширной галерее портретов этого друга и покровителя Веласкеса. Изображенный в полный рост роскошно одетый монарх стоит между столом, за которым вершит свои государственные дела, и ярко-красными свисающими драпировками, как бы подчеркивающими величие короны. Прекрасно написано лицо этого человека - образованного монарха и изысканного кавалера, любителя красивых женщин. Мягкими локонами падают на плечи золотые волосы, задорно торчат кончики закрученных усов, грудь украшает орден Золотого Руна.


Портрет Филиппа ІV

Филипп IV в доспехах
Счастливо найдя формулу передачи внешности короля, Веласкес использует ее и в «Портрете в доспехах». Собственно говоря, голова короля на этом портрете — та же самая, которую мы видим на изображении 1628 г.
Отказ от тотального черного, появление золотистого блеска металла и ярких цветовых тканей создает впечатление праздничности.
На картине присутствует некоторое число исправлений и записей, внесенных самим автором. Но стоит отметить лишь одно существенное изменение — несколько лет спустя после написания этого портрета, Веласкес набрасывает на черные с золотом доспехи короля нежно-красный шарф, и от этого краски на лице Филиппа IV становятся более живыми. От соседства этого яркого цвета оттенки начинают играть на бледном лице короля.


Ла Фрага 1644

Портрет, называемый «Ла Фрага», считается одним из шедевров Веласкеса, поскольку в нем он соединил свое мастерство живописца с глубоким психологическим видением, передав душевную печаль своей модели. Художник уже овладел в совершенстве канонами испанского придворного портрета, он научился ими управлять и чувствует себя совершенно свободно, не замечая их рамок.
Весной 1644 г., король, сопровождаемый большой свитой, которая включала Веласкеса, отправился к своим отрядам, занятым освобождением города Лериды от французских сил.
Когда король присоединился к своим войскам, он носил военное платье, поскольку он формально вступил в Лериду после того, как французы были оттуда изгнаны. Факт, что Филипп IV появился в военном платье перед войсками, был особо отмечен в отчетах о кампании, поскольку считалось, что своим появлением монарх поощрил и даже вознаградил армию. Благодаря интересу, вызванному этим появлением, мы имеем весьма точные описания двух мундиров, которые носил король в течение той кампании — один из них — тот наряд, в котором его изобразил Веласкес в июне 1642 г.
Именно во время остановки в городе Фрага Филипп решил позировать для портрета. В конце мая и в начале июня для Веласкеса был сделан мольберт; дом, где он стоял на постое, был отремонтирован. Было устроено новое окно так, чтобы он мог "работать и писать". Для портрета Филипп позировал три дня, что установили по счету за камыш, которым застилали пол в течение этого времени.

Документы позволяют установить метод работы Веласкеса над портретами. Сначала он делал набросок модели, а затем заканчивал портрет в мастерской без нее, видимо, дописывая костюм. Для этого в мастерской Веласкеса в королевском дворце стояли манекены, одетые в костюмы, и именно они, по существу, являлись его главными натурщиками.

«Ла Фрагу» Веласкес закончил в своей походной мастерской, и король остался очень доволен результатом. Он послал этот портрет супруге, в Мадрид, где полотно имело большой успех. В течение продолжительного времени оно было выставлено в церкви Сан Мартин, где большое число людей его увидело. Было сделано множество копий. Этот портрет является своеобразной противоположностью лондонскому портрету Филиппа IV и воспринимается как своего рода живописная феерия.
Уже само сочетание розовато-малиновой одежды и жемчужно-серебристых кружев, покрывающих ее тонким узором, необычайно красиво. Художник как будто совсем незаметно обогащает это основное созвучие серо-перламутровых и красных тонов портрета введением золотисто-коричневых оттенков, то более темных и интенсивных в волосах Филиппа, то более освещенных в изображении некоторых деталей костюма. Переливчатость нежных, приведенных в нерасторжимое цветовое единство красок оттеняется темным пятном большой широкополой шляпы, которую держит король. С виртуозным мастерством написано красное страусовое перо на красном фоне; свободными мазками передана фактура плотного матового шелка камзола, хрупкого кружева, жесткого пергаментного свитка в руке монарха. Ничто не преувеличено, все естественно, все сохраняет близость к натуре, и вместе с тем создано произведение, редкое по великолепию колорита.

Однако красочная сторона жизни никогда не становилась для Веласкеса главным объектом изображения. Даже в этом портрете, который должен был бы отличаться особой парадностью, видно, насколько объективно и глубоко раскрывает он внутреннюю сущность человека. В «Ла Фраге» торжественно-спокойная поза, богатство роскошного костюма, совершенство живописного исполнения лишь оттеняют душевную вялость испанского монарха, прозаичность и заурядность его натуры.
Это произведение является результатом собственной точки зрения художника на портрет. Отсутствие аксессуаров и атрибутов, отказ от говорящих жестов или какого-либо движения, практически полное отрицание интерьерных фонов и применение пейзажных лишь тогда, когда их диктует программа (серии охотничьих и конных портретов),

Портрет Филлипа IV в охотничьих доспехах

Конный портрет Филипа IV
Около 1632 года Веласкес получил заказ на украшение нового королевского дворца Буэн Ретиро картинами, где членов царствующего дома следовало изобразить в виде всадников.
Конные изображения были задуманы как парные и так помещены в специальном зале. Парадному портрету Изабеллы соответствовал такой же Филиппа IV.


Конный портрет Изабеллы 1635
Они нарисованы так, чтоб лица были обращены друг к другу. Королева сидит на великолепной белой лошади в богатой упряжи и расшитой попоне. Гнедой конь короля с длинной волнистой черной гривой и хвостом, белой полосой на морде и в серебристо-белых «чулках» замер, изящно присев на задние ноги и по-цирковому поджав передние. Эту излюбленную художником позу называют полукурбетом, она эффектна и потому часта в конных скульптурах и портретах, хотя малоестественна, В шерсти коня множество оттенков от золотистого до лиловато-коричневого, от красноватого до зеленовато-черного. Изукрашенная золотом упряжь, такое же седло с кистями, золотые поводья — все придает коню сказочный вид. И только придворный льстец мог бы счесть главным на этом полотне не красавца-скакуна, а его всадника, хоть костюм того тоже пышно изукрашен золотым шитьем, а его черный колет сверкает золотыми полосками и точками.
Кажется, что главной задачей мастера, прожившего всю свою жизнь у ступеней трона, было сначала запечатлеть. А возвеличить — уже потом.

Продолжение этой традиции мы увидим в последнем портрете Филиппа IV, вышедшем из-под кисти Веласкеса.


1654?
Дружба Филиппа IV и Веласкеса сохранилась до последних дней художника, хотя все вокруг изменилось неузнаваемо - тот же Филипп за это время превратился из гордого владыки самой могущественной в мире империи во второразрядного европейского монарха.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера - портрет Филиппа IV (1654). В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает усталость, разочарование, горечь, которые не могут скрыть горделивая осанка и привычно надменное выражение.

Справка
Король с 1621. Из династии Габсбургов. Был далёк от государственных дел, являясь игрушкой в руках фаворитов (Оливареса – до 1643, Л. де Аро в 1643–1661).
Со вступлением Филиппа IV в марте 1621 года на престол началась реализация программы, нацеленной на обновление и реформирование Испании. Правление Его Католического Величества должно было завоевать ему всеобщее признание в качестве вождя христиан.Филипп IV и его первый министр Оливарес прежде всего стремились увидеть Испанию единым политическим целым. Филипп постоянно чувствовал угрызения совести и был буквально одержим идеей, будто в корне всех зол и бед страны лежат его собственные грехи.
Такие удары судьбы, как тяжелая болезнь в 1627 году, смерть сына или отсутствие наследников во втором браке с Марианной, воспринимались Филиппом как Божья кара за личные прегрешения. Поражения на поле битвы согласно этому миропониманию являлись наказанием за грехи монарха и пренебрежение моральными нормами в его государстве.
Несмотря на все покаяния, которые он прописывал себе и своему народу (порой запрещались театральные представления, роскошная одежда и вводились высокие штрафы за сексуальные вольности), ему никак не удавалось избавиться от своих мнимых грехов. Его восхищали прекрасные произведения искусства, он развил у себя подлинное пристрастие к театру (в своих замках он приказывал сооружать сцены), общался с великими литераторами своего времени, в том числе и с Франсиско де Кеведо (пока последний не впал в немилость), покупал по всей Европе полотна выдающихся мастеров (это было поручено Рубенсу, который иногда приезжал в Мадрид, и придворному живописцу Веласкесу) и собрал таким образом одну из величайших коллекций своего времени. «Золотой век» испанского искусства и литературы нашел в лице Филиппа IV страстного покровителя. Часто Филипп инкогнито посещал публичные театральные представления. Единственный признанный им побочный сын, Хуан Хосе Австрийский, родился от связи с актрисой. От этих противоречий ему столь же мало удалось избавиться, как и приблизиться к подлинному пониманию причин своих провалов.
Филипп IV не смог реализовать поставленную им же задачу: вернуть Испании ее исконную неоспоримую гегемонию. И конечную неудачу, несмотря на чувство личной вины и упреки, которые делал себе монарх, нельзя списывать на счет его неспособности. Политический закат Испании начался уже в конце XVI века; Франция, Англия и Соединенные Нидерланды рвались к власти, и этот процесс невозможно было остановить.

http://ru.wikisource.org/wiki/%
http://bibliotekar.ru/kVelaskez/index.htm
http://independent-academy.net/science/library/balashov_velaskes7.html

 

Серия сообщений "Живопись Испании":
Часть 1 - Диего Веласкес. Начало пути.ч.I
Часть 2 - Веласкес. Художник и король. ч.II
Часть 3 - Веласкес и вся королевская рать... ч.III
Часть 4 - Веласкес. За честь и достоинство. ч.IV
...
Часть 6 - Веласкес - "Я - шут, я - Арлекин, я - просто смех!???" ч.VI
Часть 7 - Веласкес. Рыцарь без страха и упрека.ч.VIII
Часть 8 - Веласкес. Я - раб. Я - князь. Кто ты будешь такой? ч.VII

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку