Автоматизация звуков [Л], [Л'] в речи ребёнка
Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Если есть возможность обратиться за помощью к логопеду, - не медлите! При всех родительский талантах, помощь специалиста не помешает.
Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится месяц. Не торопитесь. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте почву для последующей работы.
Итак, месяц прошел в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не прост этот звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сначала всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Потом научился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки почти идеально. Но вот в словах… Да… Снова «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями тоже можно справиться! Главное, терпение, как любил повторять один герой сказки.
Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л'] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:
ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;
ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;
ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;
ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;
ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.;
Наконец, в чистоговорках:
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.
ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.
И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:
Ой, люли, люли, люли,
Детки в люльках видят сны.
Спят на ветках гули…
Все давно уснули!
Мы ели, ели линей у ели,
Их еле-еле у ели доели.
Посидели мы у ели,
На качели поглядели.
Козлика заметили,
На поклон ответили.
Лис улёгся в тень у липы.
Лис считает листья липы.
В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:
АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);
СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);
Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).
ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.
УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.
ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.
Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся! Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:
ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;
ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;
ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;
ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.
Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.
ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.
ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.
Из потешек выберите такие:
Сова-совушка, сова,
Большая голова.
На колу сидела,
На луну глядела,
Глазами блестела.
Глазоньки хлоп-хлоп,
Лапочки топ-топ.
И – полетела!
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
(В. Лифшиц)
Сели птахи на шесток.
А котята – в уголок.
Сели-посидели,
Песенку запели.
Услыхали ложки, -
Вытянули ножки.
Услыхали калачи, -
Поскакали все с печи!
Луна лучится, как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит весёлая пчела,
Легла на лес ночная мгла.
( В. Лунин)
Шла лисичка по лесу,
Несла вязанку хворосту.
Вытопила баньку,
Искупала Ваньку
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!
Ты не бегай по лугу!
На лугу-то лужица, -
Голова закружится!
Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л'] в обратных слогах и словах с ними:
АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)
ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).
Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:
АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.
УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.
ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.
На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:
- Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].
- Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].
- Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].
Выучите и отгадайте с ребёнком, загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки:
Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный?
(Волк)
Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.
Колкую, зелёную в гости позовём.
(Ёлка)
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле живёт в тепле?
(Белка)
Этот комок с яблони – скок!
Упал, покатился, в листья забился.
(Яблоко)
По небу катается,
Ночью появляется.
То толстеет, то худеет.
Светит, но совсем не греет.
(Луна)
Я землю копала.
Ничуть не устала!
А кто мной копал,
Тот и устал.
(Лопата)
6. Автоматизация звуков [Л], [Л'] на материале скороговорок и текстов
В завершение работы над звуками Л, Л используйте скороговорки и тексты, насыщенные этими звуками:
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
Коля колья колет.
Поля поле полет.
Толкал лапой Полкан палку.
Полкан палку толкал лапой.
Мама Милу мыла с мылом.
Мила мыло не любила.
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
В зимний холод всякий молод.
Всякий молод в зимний холод.
Наш Полкан попал в капкан.
Кот молоко лакал,
А Витя булку в молоко макал.
Дятел дуб долбил, да не додолбил.
Котик ниток клубок укатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
Поле-то не полото, поле-то не полито.
Надо полю-то попить, надо поле-то полить.
Надо ли говорить, что любая детская книжка даст вам массу речевого материала для автоматизации звуков [Л], [Л']:
Колокольчик
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики цветы
Очень вежливы. А ты?
(Е. Серова)
Обменяла куклу
Куклу Милу Лида мыла,
С куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
Полиняла, как могла.
От обиды куклу Лида
Обменяла на осла.
(Н. Кончаловская)
Зиму всю мели метели
Зиму всю мели метели, -
Клёны, липы поседели…
А весной повеселели,
Зацвели, зазеленели.
(И. Демьянов)
7. Маленькое предостережение
Хочется предостеречь родителей от чрезмерной перегрузки ребёнка. В рекордно короткие сроки справиться с трудными звуками [Л], [Л'] вряд ли удастся. Довольствуйтесь тренировками не более получаса каждая. Конечно, если ребёнок не устаёт, можно проводить их и два, и три раза в день через какой-то промежуток времени. Но, как только вы увидите в глазах малыша усталость, или он перестанет проявлять интерес к занятиям, необходимо отложить работу, или поменять форму занятия. А результат? Он обязательно появится!
Автор статьи: Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории
источник
http://логопед-класс.рф/index.php/skazki/50-2012-03-16-15-13-59.html