-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ольга52

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.10.2011
Записей: 8554
Комментариев: 153
Написано: 8955


Пять фактов из жизни Елизаветы I Английской, которые, возможно, вы не знали

Воскресенье, 24 Февраля 2013 г. 10:35 + в цитатник

Нормандское завоевание означало, что верховную власть и власть, как сейчас говорят, «на местах» заняла норманнская верхушка, которая говорила на своём, нормандском (тогда ещё старонормандском) языке, сформировавшемся, в основном, на базе варианта народной латыни с галльскими (германскими) нюансами. Это значит, что знать, которой в то время было чуть больше процента населения, и народ говорили на разных языках.

Ситуация была странной, но не запутанной: на англосаксонском говорили крестьяне и мещане; двор и администрация – на старонормандском; церковь – на латыни. При этом – удивительный факт – англосаксонский язык в течение двух веков, 11-13, не имел своей письменности, а ведь на нём говорило 95% населения.

Официальный старонормандский язык сохранялся в Англии даже когда Нормандия была отнята у английской короны Францией. Попытки вернуть Нормандию вылились не только в Столетнюю войну, но и в то, что старонормандский язык, даже со всеми временными преобразованиями и заимствованиями из английского, стал восприниматься, как язык врага. Но, как ни странно, он всё равно остаётся языком, которому отдаётся предпочтение в судах, университетских лекциях, портах, различных хрониках, художественной литературе.

Распространение почти на всю Францию парижского диалекта коснулось и изменений в официальном языке Англии – он обогащается теми же парижскими элементами и превращается в англо-французский официальный язык. А один из его вариантов, который назывался «правовой французский язык», был обязательным языком английского судопроизводства почти до середины 18 века, и, кроме того, на нём велись университетские дебаты.

Елизавета I Английская – одна из самых значительных женщин – возможно, самая значительная – в английской истории. Испанская Армада, Мария Стюарт, Френсис Дрейк, и ещё множество, множество запоминающихся меток в удивительной биографии английской монархини.

Кажется, уже столько прочитано о годах её правления, и всё равно, время от времени ты вдруг «вычитываешь» какие-то факты, на которых раньше не фокусировал свое внимание, и в старой истории начинают играть новые краски. Возможно, именно эти пять моментов из жизни Елизаветы Английской вы пока не знаете.

Елизавете Английской за столом прислуживали на коленях

Средневековый европейский монарх в отношениях с подданными выступал как Божество, и действительно, по праву решать судьбы людей и страны он был подобен Богу, и только лишь в отношениях с Богом проявлялась его человеческая сущность.

Коронование – вступление на трон государя – сопровождалось процедурой помазания. Это таинство было характерно для православной, католической и англиканской церквей. Вступающий на трон монарх получал дары Святого Духа – силу и мудрость, необходимые для того, чтобы управлять своей страной.

Обряд коронования имел глубокий мистический смысл и сопровождался ритуалами и религиозной символикой: корона означала величие, скипетр – мудрость и милосердие, держава – владычество на Земле, порфира (алая мантия) – покровительство подданным, трон – возвышение над остальными, приближение к Богу.

Ежедневная жизнь королей по тем же самым причинам также сопровождалась ритуалами – ведь прислуживали помазаннику Божьему, что считалось высокой честью.

Несмотря на то, что короли Франции помазывались особым миром – с добавлением миро из Святой Ампулы, принесённой голубем во время крещения Хлодвига в конце 5 века, католическая церковь Франции считала короля не «единодержцем», а «старшим сыном Церкви», правой её рукой, и это проявлялось в некоторой «простоте» придворных церемоний французского двора.

В 16 веке придворных и пажей, обслуживающих королевскую трапезу было немало, при входе в зал каждый из них преклонял колени, тут же поднимался, после чего делал своё дело. Непосредственно королю за столом прислуживали главные хлебодар, кравчий и виночерпий – при дворе это были одни из самых почётных званий – но и они в редкие, положенные по церемонии ритуальные моменты лишь на мгновение преклоняли перед королем колени, затем ловко с них поднимались, и церемония продолжалась.

Кто читал «Княгиню Монако» Александра Дюма-Старшего, возможно, вспомнит удивление французов по поводу того, как прислуживали испанским монархам: «…его величество в окружении врача и всех своих грандов ел гранат ложкой и пил воду с корицей. Ему прислуживали, стоя на коленях»… «королева и инфанта … ели, но очень мало и очень медленно. И, разумеется, в полной тишине. А прислуживали им дамы в белом, которые весь обед провели, стоя на коленях!» К церемониям испанский двор относился с особенной серьёзностью, придворные лица за свою приближенность к правящим особам должны были расплачиваться участием в сложных и изнурительных процедурах.

Моды на коленопреклонение не избежала и Австрия – на коленях подавались прошения, проезд королевской кареты сопровождался поголовным вставанием на колени встреченного по пути населения на протяжении всего маршрута следования, не взирая на табели о рангах. Со временем, как и в других странах, коленопреклонение превратилось в реверанс, а ещё позже – в лёгкий мужской поклон и изящный дамский книксен – символы коленопреклонения.

Английский двор из общей тенденции не выбивался. Сохранились воспоминания Франсуа Вьейвиля, французского маршала, присутствовавшего при ритуале, сопровождающем королевские обеды при английском дворе ещё доелизаветинских времён. (Mémoires de la Vie de François de Scepeaux, Sire de Vieilleville,1547, Paris). Они переизданы и в наше время, и в них можно прочитать о том, как рыцари Ордена Подвязки вносят подносы с едой и, приближаясь к столу, опускаются на колени. К ним приближается гофмейстер, тоже становится на колени и уже на коленях подаёт еду королю – и в таком же положении обслуживает его на протяжении всей трапезы.

Немецкий путешественник Paul Hentzner в своих записках 1598 года «Journey into England» переносит нас в обеденный зал времен Елизаветы Английской.

Он пишет: «Два джентльмена вошли в зал, у одного в руках жезл, у другого скатерть. Они три раза преклоняют колени и застилают стол. Потом, немного ещё постояв на коленях, выходят. Входит следующая пара: один с жезлом, второй с солонкой, блюдом и хлебом. Трижды становятся на колени, после чего ставят принесённое на стол и удаляются из зала с теми же церемониями, что и первая пара. За ними входит пара знатных дам, одна замужняя, вторая – нет, приносят собой ножи для дегустации, и, повторяя уже известный ритуал, натирают солью и хлебом блюдо и остаются в зале уже до конца обеда».

Народ прибывает и все выказывают столу те же церемониальные знаки внимания, как если бы за ним уже сидела сама королева. Телохранители королев, вносят 24 блюда с едой, дамы с ножами отрезают от всего по кусочку и дают на дегустацию телохранителям, чтобы избежать попыток отравления государыни. Гарольды и музыканты сопровождают действие музыкой… В конце церемонии из покоев королевы выходит дама, которая отрезает кусочек мяса и относит его Елизавете, всё оставшееся съедается придворными.

Видимо, государи время от времени тоже хотели почувствовать себя обычными людьми и провести вечерок в тишине и покое.
При дворе Елизаветы Английской говорили на французском языке

В современном английском языке 70% слов – заимствованные, и связано это с историей Англии. Схематично историю образовании Англии можно изложить так: после ухода римлян с территории Британии в начале 5 века большую часть острова, постепенно тесня кельтские племена и отбиваясь от скандинавских викингов, завоёвывают три германских племени: англы, саксы и юты, которых соседние племена вытеснили с их «исторической родины», территории между Эльбой и Одером, и к концу 7 века здесь образовывается семь королевств, которые в начале 10 века объединятся в одно большое Королевство Англия. Это значит, что на англосаксонскую основу в те времена легли дополнения из других языков: кельтской группы, скандинавских и романских. Слов, заимствованных у кельтов, не так уж много, но некоторые из них известны и нам: «tory» (ирл.: разбойник), «clan» (ирл.: племя), «whisky» (виски). Иными словами, до вторжения Вильгельма Завоевателя в 1066 году язык развивался постепенно.

 

Рубрики:  История и не только
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку