![800px-Liotard-Lady_Pouring_Chocolate (579x700, 405Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/496/161496632_800pxLiotardLady_Pouring_Chocolate.jpg)
Ж. Э. Лиотар. «Дама с шоколадом» — другая картина художника на близкий сюжет. Национальная галерея, Лондон
![i-6210 (600x428, 209Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/496/161496797_i6210.jpg)
Натюрморт с чайным сервизом
![i-6211 (462x600, 272Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/496/161496798_i6211.jpg)
Жан Этьен Лиотар "Пожилая женщина у камина", 1760 год.
Уникальность этой картины – в ее технике исполнения – художник использовал эмалевую технику (технику тонкого стекловидного покрытия). Это полотно является подтверждением того, что известный пастелист Лиотар, которого прославила его картина «Шоколадница», проявлял интерес к разным техникам.
![i-6217 (600x466, 279Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/496/161496842_i6217.jpg)
Madame Liotard and her daughter (Мадам Лиотар и ее дочь)
![915e15f01646.gif](https://i8.wampi.ru/2024/01/12/915e15f01646.gif)
2.) Павел Андреевич Федотов. «Завтрак аристократа» — комичная сценка из жизни столичного франта.
С тонкой насмешкой мастер изобразил типичного франта-хвастуна и каждой деталью выразительно подчеркнул несоответствие его внешнего образа и внутреннего содержания. Листок с надписью «УСТРИЦЫ» рядом со скудным завтраком демонстрирует, что деликатесы доступны аристократу только на бумаге. На столе стоит колокольчик для вызова слуги, но лакея у молодого человека нет. Главный герой произведения, как та мусорная корзина, маскирующаяся под античную вазу, всеми силами старается казаться чем-то значительным и интересным, хотя на самом деле весьма приземлен и прозаичен. Сам Федотов назвал картину «Не в пору гость», также работа известна под названием «Ложный стыд», а свое нынешнее наименование она получила уже после смерти живописца в 1862 году.
![915e15f01646.gif](https://i8.wampi.ru/2024/01/12/915e15f01646.gif)
3.) Джузеппе Арчимбольдо. "Времена года". 1573
Четыре портрета олицетворяют четыре времени года, четыре этапа жизни и состояния человеческого бытия. Самая ранняя и трогательная пора - детство, представлено “Весной”, временем рождения и расцвета всего прекрасного в природе. Цветущая “Молодость” изображена как “Лето”. “Осень” - пора “Зрелости”, пора сбора “урожая” “Молодости” и накопления опыта. “Зима” олицетворяет “Старость”. Портреты составлены из фруктов, овощей, цветов и других растительных элементов, характерных для каждого времени года.
Пьер Огюст Ренуар. Завтрак гребцов в «Мезон Фурнез». 1880–1881
Картина «Завтрак гребцов» в наследии Ренуара, наверное, одна из самых знаменитых. Многочисленные репродукции, реконструкции и даже шаржи говорят о её непреходящей популярности. Эта картина играет важную роль в культовом французском фильме «Амели» с Одри Тоту в главной роли.
По сути «Завтрак» это групповой портрет близких Ренуару людей, где каждый персонаж узнаваем. На переднем плане блестяще выполненный в виде натюрморта сам завтрак — бутылки вина, недопитые бокалы, тарелки с грушами и виноградом.
Картина была написана на террасе модного в те годы ресторанчика «Maison Fournaise», находящемся на небольшом островке посреди Сены рядом с городом Шату недалеко от Парижа.
![Maison_Fournaise03 (700x525, 388Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497135_Maison_Fournaise03.jpg)
Современный вид Дома Фурнез
Сегодня городок Шату с полным основанием называют «городом импрессионистов», а «Мезон Фурнез» — его главная достопримечательность. Кухня ресторана традиционно французская. Здесь подают запечённую утиную грудку с мандаринами, говядину под беарнским соусом, суп-пюре из белой спаржи, фуа-гра. В качестве аперитива предложат коктейль «Альфонсина» — смесь шампанского, апельсинового сока и ликёра «GrandMarnier».
![915e15f01646.gif](https://i8.wampi.ru/2024/01/12/915e15f01646.gif)
4.) Зинаида Евгеньевна Серебрякова. «За завтраком».Известно, что на ней изображены собственные дети художницы. Мать запечатлела их сидящими за столом в ожидании трапезы.
![image125 (510x700, 415Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497275_image125.jpg)
«На кухне. Портрет Кати»
![image028 (574x700, 480Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497266_image028.jpg)
«Портрет Жени»
![image214 (495x700, 375Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497233_image214.jpg)
«Девочки у рояля»
![image139 (467x700, 370Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497232_image139.jpg)
«Автопортрет с двумя дочерьми»
Следует обратить внимание на то, как сервирован стол. Это сделано в благородных традициях того времени: белоснежная скатерть, особым образом сложенные салфетки, изящный графин, фарфоровый сервиз. В числе последнего особенно обращает на себя внимание расписная фарфоровая супница, которая и создает для современного человека обманчивое впечатление, что на картине изображён обед. Подобная сервировка стола напоминает нам о былых временах, когда жизнь людей была более спокойной и размеренной. Однако есть на столе и другие, более простые предметы: стаканы, сахарница, кувшин для молока. А при взгляде на аппетитные румяные булочки мы словно чувствуем исходящий от них аромат. М-мм…
![915e15f01646.gif](https://i8.wampi.ru/2024/01/12/915e15f01646.gif)
5.) Борис Михайлович Кустодиев. «Купчиха за чаем»
![Teatime_(Kustodiev,_1913) (700x546, 515Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497334_Teatime__Kustodiev_1913_.jpg)
«Чаепитие», 1913
![the-merchant-s-wife-at-tea-1920.webp](https://im.wampi.ru/2024/01/12/the-merchant-s-wife-at-tea-1920.webp)
Купчиха за чаем, 1915
![Кустодиев_-_Купчиха,_пьющая_чай_-_1923 (700x574, 591Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497303_RSSSRRRyoRR__RSRSRyoSR_RSSSRS_SRR__1923.jpg)
«Купчиха, пьющая чай», 1923
![800px-Мордюкова_-_Белотелова_(Женитьба_Бальзаминова) (700x525, 362Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497304_800pxRRSRSRRRR__RRRRSRRRRR__RRRRyoSSRR_RRRSRRRRyoRRRR_.jpg)
Кадр с Мордюковой в роли Белотеловой в фильме «Женитьба Бальзаминова»
В 1918-ом, когда была написана «Купчиха за чаем», эйфория, которую Кустодиев испытывал в связи с революцией, сошла на нет.
Современники Кустодиева находили в ней горькую иронию. Особенно сознательные наделяли картину сатирической интонацией: им казалось, что Кустодиев – теперь уже советский художник – нарисовал карикатуру на купеческое сословие, эдакую леди Макбет Мценского уезда. Только по прошествии десятилетий стало очевидно, что эта картина – одна из самых личных у Кустодиева. И уж, конечно, художник писал её без фиги в кармане.
![915e15f01646.gif](https://i8.wampi.ru/2024/01/12/915e15f01646.gif)
6.) Виктор Иванович Говорков. Агитационный плакат «НЕТ!» 1954
Раз уж речь зашла об интернет-мемах, как о мерилах успешности того или иного художественного произведения, то пальму первенства мы безоговорочно вручаем самому знаменитому плакату в истории рунета. Ведь советский соцреализм, как жанр, по мнению многих и многих экспертов считается вершиной и высшим пилотажем в изобразительном искусстве. Если не вдаваться в идеологические подробности соцреализма, то с этим даже можно согласиться.
Советский социальный плакат «Нет!» несёт антиалкогольную направленность. Автор плаката - художник В.И. Говорков. Плакат создан в 1954 году с целью агитации против пьянства и алкоголизма. На плакате изображён чисто одетый мужчина, которому предлагают выпить рюмку, но он жестом руки отстраняет рюмку с водкой. Название плаката говорит само за себя - алкоголю нет. И это правильно!
![1Suin (521x700, 386Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497497_1Suin.jpg)
Говорков Виктор Иванович
![493236@2x (700x508, 467Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497573_4932362x.jpg)
Виктор Иванович Говорков - Во имя коммунизма!, 1951
![915e15f01646.gif](https://i8.wampi.ru/2024/01/12/915e15f01646.gif)
7.) Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» 1495–1498
На самом деле «Тайная вечеря», конечно же, не картина, а фреска. Но мы в этом обзоре никак не могли обойти стороной самую знаменитую трапезу в истории человечества.
Со временем этот живописный символ таинства Причастия переместился за границы религиозных представлений и стал предметом внимания всех масс-медиа. Это подтверждает огромное количество реплик, интерпретаций, ремейков и интернет-мемов «Тайной вечери».
На фоне такого массового тиражирования, парадоксально выглядит персона самого Леонардо — загадочной и малоизученной личности прошлых веков. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку всё, к чему прикасалась рука этого художника, инженера, архитектора и предсказателя, наполнялось таинственным смыслом.
Разгадкой тайн Леонардо мы заниматься не будем. Не наше это дело )))
![915e15f01646.gif](https://i8.wampi.ru/2024/01/12/915e15f01646.gif)
8.) Франс Снейдерс. «Натюрморт с корзиной фруктов»
![image054 (580x403, 204Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497684_image054.jpg)
Снейдерс, Франс (1579-1657) - Натюрморт с охотничьими трофеями, корзиной фруктов и овощами
![korzina-s-fruktami-kartina (700x494, 312Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/497/161497685_korzinasfruktamikartina.jpg)
«Корзина с фруктами». Дата написания: около 1633 г. Автор: Франс Снейдерс
Натюрморт как самодостаточный жанр сложился в творчестве голландских и фламандских художников в конце 16-го века, а уже следующее столетие по праву назвали «золотым веком натюрморта». Живописные полотна старых мастеров, работавших в этом жанре, принадлежат к числу выдающихся достижений мировой художественной культуры. Среди них достойное место занимает и творчество фламандского художника Франса Снейдерса. Его работы отличает высокая степень реалистичности изображения, элегантность композиции и особая тщательность в передаче разных текстур.
Фламандский натюрморт как жанр отличает ярко выраженная декоративность и работы фламандцев традиционно насыщены роскошными цветами и не менее роскошной посудой. Золотые чаши и кубки, серебряные блюда и столовые приборы выписаны с особой тщательностью и мастерством.