Виноград- Символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Миф о Дионисе, прошедшем через страдания и возрождение, напоминает историю Иисуса, изрекшего: "Я есмь истинная виноградная лоза", в полном соответствии с теми многочисленными традициями, где воплощением бога служила лоза. Сок ее - это Свет Духа, ягоды - Святое причастие, а вино - кровь Христова. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда. Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую жизнью молодость.
В исламе имеет место двойственное отношение к вину. Легенда рассказывает, что архангел Джебраил (Гавриил), который выводил Адама и его еще по имени не названную жену из райского сада, сострадая к провинившимся, протянул им гроздь винограда из закрытого отныне для них навсегда сада. Согласно другой версии, его посох увлажнился от слез сострадания, зазеленел и дал побеги, и плоды его были как слезы ангела, круглые и сладкие. Однако дьявол Иблис напустил посредством колдовства на это растение порчу, и поэтому виноград стал, несмотря на свое происхождение как дара ангела, лишенным благодати. Хотя его потребление и сегодня строго запрещено всем верующим, однако в раю особо избранные пьют "вино, которое запечатано мускусом, пробуждающим жажду так, что они постоянно взывают к нему. И вино смешивается с водой источника Тасмин, из которого пьют приближенные Аллаха, его избранные". Также в райском потоке течет "вино, которое пьющим восхитительно по вкусу, но они не напиваются допьяна". В глубинно-психологической символике сновидений, согласно Эппли, появление вина свидетельствует о встрече с духовно-душевным содержанием личности, а не об "алкоголе" в реальном смысле. "
В средневековой символике часто проводилось сравнение Христа с виноградной лозой, а его учеников - с ее ветвями. Крест и древо жизни нередко изображаются как виноградные лозы, а сбор винограда - как символ Страшного суда в конце времен.
Символ мудрости (in vino veritas). Гроздь винограда - атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие.
Вино пробуждает в человеке дикость, склонность к грязи. Согласно древней раввинатской притче, Дьявол закопал среди корней самого первого, посаженного Ноем, виноградника, льва, овцу и свинью. Поэтому и человек, пьющий вино, нередко уподобляется какому-то из этих трех животных. "Вино пей в меру, и жизнь будет размеренной... Радуй душу и сердце. Здоровьем души и тела" (Екклезиаст 31: 32-37).
В средневековом сборнике новелл "Геста Романорум" (ок. 1300) об этом говорится так: Ной нашел дикий виноград, который называли лабруска - по меже (лабра) между пашней и дорогой. Так как этот виноград был кислый, он взял кровь четырех животных, а именно: льва, агнца, свиньи и обезьяны, смешал ее с землей и сделал из этого навоз, который он положил на корни дикого винограда. Так благодаря этой крови виноград стал сладким... Благодаря вину многие люди становятся львами, обнаруживая гнев, и потому теряют голову. Некоторые становятся стыдливыми, как ягнята, другие превращаются в обезьян вследствие любопытства и безоглядной веселости, которые у них появляются. О "свинских" последствиях опьянения текст не говорит ничего, поскольку этого рода воздействие и без того хорошо было известно.
Отсюда и отсюда