Нести нелегкий этюдник с красками, кистями и пр., найти место, стоять при минусовой температуре почти не двигаясь и писать пейзаж зимой несколько часов — к этому надо серьезно готовиться.
Поэтому сегодня мы будем учиться у мастера пейзажей — русского художника Шишкина. Образцом я выбрала его зимний этюд. С этюдов начинается путь художника. Художники ходят и пишут много этюдов, учатся, изучают природу, наблюдают. На основе маленьких этюдов даже пишут потом крупные работы. Этюд — это быстро написанное произведение, где главное взять верно тон, зафиксировать цветовые пятна в это время суток (освещение очень быстро меняется), достаточно обобщенный рисунок без тщательного прописывания деталей. К тому же копирование произведений лучших художников — это один из этапов обучения во многих художественных учебных заведениях.
1. Сначала намечаем простым карандашом рисунок. У нас три плана: земля под снегом, лес вдалеке и небо. Самые темные цветовые пятна это стволы деревьев и ветки. Поскольку они на переднем плане, их будем писать в конце.
2. Из леса, неба и земли самое темное по тону это лес, с него и начнем. По правилам живописи писать начинают с темных пятен.
Пишите небольшими вертикальными мазками,короткими, с разным наклоном. Вы не красите забор, взяли одну краску и залили одно пятно. Приглядитесь к лесу, деревья какие-то светлее, дальние темнее, кусты перед лесом на горизонте темнее. В основном это смесь белил с ультрамарином, я немного добавляла в темные пятна Ван-дик (чуть-чуть), разнообразить цвет.
! Сразу заведите три кисти: 1 — для самых светлых пятен, 2 — для средних, 3 — темных.
Светлой кистью в темные пятна на палитре не лезем, иначе её нужно будет тщательно вытирать или даже мыть, потому что попала темная краска в волоски и будет «грязнить» светлые тона.
3. Небо светлее леса,поэтому теперь пишем его. Обратите внимание,что в небе уже присутствуют помимо голубых оттенков (белила с ультрамарином) желтые оттенки (охра желтая). Небо и лес можно писать плоско (не фактурно, не толстыми мазками краски), потому что это всё дальний план.
4. Теперь пишем передний план — снег на земле. Он самый светлый по сравнению с лесом и небом. Эго следует писать фактурно, краску брать гуще, использовать щетинные кисти, они дают дополнительный рельеф от волосков. На снегу тоже присутствуют охристые оттенки.
Пока пишем сравниваем по тону небо,лес и снег на земле. Верно ли взяли тон,не перетемнили,не высветлили? Корректируем по мере необходимости.
5. Начинаем прорабатывать деревья на переднем плане. Сначала я наметила самые темные стволы деревьев, а потом решила написать все ветки деревьев, потому что видно, что стволы на многих написаны поверх.
6. Когда пишем ветки, добавляем в голубые замесы зеленый. Чистого зеленого нет, везде присутствует голубой (иней). Анализируем, где-то зелень хвои больше видна, где-то в инее (белилила с ультрамарином), где-то поверх веток лежит голубой снег (белила с голубой ФЦ). Пишем разнообразно. Взяли темно-зеленый и прошлись везде, где в ветках присутствует этот зеленый, потом замешиваем голубой и пишем голубые ветки в инее. Там чуть-чуть добавили коричневый в зеленый, там больше голубой, где-то по зелени прошлись поверх голубым (покрыли инеем), охру в зеленый добавили.
Так же пишем стволы деревьев. Нет однотонных палок! Линии «ломанные», под ветками стволы темнее, ближе к земле светлее (отражение от поверхности снега). В стволах присутствуют и зеленые пятна, и коричневые,и фиолетовые и голубые, и охра.
7. В завершении смотрим обобщенно, может где-то в снег надо добавить зеленого, в кусты коричневого, прописать веточки.