Округ этих рек стихийно образовывались казачьи поселения, административное устройство которых также ранилось и в большей мере имело лишь 1 общий посыл - быть готовым в любой момент вскочить в седло и отразить нападение лютого врага.
Недаром в 1690 году вышел указ, запрещающий донским казакам заниматься земледелием - им было нельзя привязываться к земле, обрастать корнями.
Особой лаской к земле не пользовались и украинские казаки, предпочитая заниматься вольным промыслом в степи и на воде.
Первые упоминания в летописях
1-ое упоминание о донских казаках было в сохранившейся «Гребенской летописи» от 1471 года, которую написали в Москве:
«...Там, в верховьях Дона, народ христианский воинского чина зовомии казаци, в радости сретающе его (великого князя Дмитрия Донского) со святыми иконами и со кресты поздравляюще ему о избавлении своем от супостатов и, приносящее ему дары от своих сокровищ...»
В 1489 году появилось 1-ое упоминание в летописях об одном из украинских казачьих отрядов, укрепившихся в низовье реки Днепр.
Об украинских казаках в истории европейской мысли упоминали в 15 веке, дату образования 1-ой Запорожской Сечи историки называют 1553 или 1556 годом.
Лица белые и смуглые
Лица русских казаков, согласно изучениям историком от антропологии разительно отличаются от украинских.
В большинстве своей русские казаки имели светло или темно русые волосы, они светлолицы и отличались от своих одноименных украинских товарищей, которые имели темные волосы и смуглый цвет лица поскольку в их крови текла кровь тюркских народностей - черкасов-адыгов.
Галушки против щей
Созданный писателями - Гоголем, Шевченко - характерный образ украинского казака стал для многих поколений ориентиром для общей характеристики представителей этого народа: немного хитрости, лукавства, сообразительности и расчетливости.
А вот об образе жизни русских казаков отзывы были малоприятные: смесь монастыря и казармы - вот как описал один из путешественников свое впечатление от пребывания в казачьем поселении.
Украинский казак - горячий поклонник национальных блюд.
Гастрономические интересы у украинских и русских казаков также были разные.
Если на Украине предпочитали кулеш, тетеря (из жидкой муки готовили суп), вареники, то на Дону большой популярностью пользовались наваристая уха, щи.
Донские казаки
Запорожский казак
Шаровары с лампасами
Одежда и военное обмундирование донских и украинских казаков было различным.
Широкие шаровары, расшитые украинским узором просторные рубашки, кафтан, остроконечная меховая шапка, самопал, 2 пистолета, нож - вот небольшой перечень походной одежды и оружия для украинца.
На голове у донского казака была папаха, одет он был в шаровары с лампасами, сапоги, обязателен был капюшон-башлык, сверху надевался полукафтан - бешмет, а сабля была главным оружием.
Впоследствии различия в одежде и обмундировании увеличивались.
Усы на голове и на лице
Внешний облик также отличался - запорожцы носили, как правило, длинные усы, которые свисали им чуть ли не до плеч и такой же висячий «ус» они оставляли на выбритой полностью голове.
Тогда как донские казаки волосы с головы стригли очень коротко и никаких экзотических прядей не оставляли, считая, что это может помешать в бою.
С развитием иррегулярных войск во 2-ой половине 19 века в моду вошла еще 1 традиция, которая получила законодательную основу - по указу донцы нижних чинов должны были носить бороду.
В качестве украшения - это особенно ярко стало проявляться во 2-ой половине 19 века - донские казаки стали выпускать наружу чуб, которому делали своеобразный начес для красоты и высоты прически.
Серебряная серьга - еще 1 элемент мужского украшения также встречался у украинских казаков, так и у русских казаков.
У них серьга прочно вошла в моду и сохранилась до наших дней, тогда как у украинцев эта мода не прижилась.
А еще украинцы примерно с 1640 года стали носить карманные часы, что считалось признаком богатства.
Отношения с властью и первые военные походы
Пальму первенства на верность высшей власти историки отдали украинским казакам.
Они смогли организовать свою военную и обычную жизнь под знаменем Запорожской сечи быстрее, чем русские казаки, которые жили по берегам реки отдельными отрядами и не смогли создать крупное военизированное поселение.
В 1572 году часть украинских казаков из Запорожского Низовья встала под знамена польского короля и получала от него неплохое жалованье.
В 1625 году украинцы вошли в новообразованный реестр казачества в соответствии с Куруковским договором: под единое знамя вошло 5 полков.
Донские казаки присягнули в служении на верность своему государю Алексею Михайловичу в 1671 году.
Самый 1-ый свой военный поход донцы совершили в 1552 году.
Тогда как украинцы смогли собраться централизованно намного раньше, в 1516 году.
В истории развития казачьих войск пальму первенства можно отдать донцам за их умение впервые ввести в свои войска не только искусство владения мечом и шашкой, но и более грозным оружием 18 века - регулярной артиллерией.
Умение пользоваться этим орудием прославило донских казаков во время русско-турецких войн.
Благодаря сотрудничеству с властями о подвигах донских казаков было больше известно потому, что о них в благосклонном тоне писала правительственная печать, а вот украинцы не могли иметь такую возможность и упражнялись в эпистолярном жанре сами.
Картина «Письмо турецкому султану» верное тому доказательство.
Источник