-Метки

ёжик Отцы и дети акварель актёры александр вертинский александр петров алиса в стране чудес англия афоризмы бог вальсы вера холодная винтаж городской пейзаж дамы дерево дети дживс и вустер джон тенниел домики духи екатерина дудник живопись животные жизнь зима ив монтан игрушки иллюстрации инженерный замок история капуста картинки картины кино конфетка корсеты кость коты кофе кошки кружево куклы луиза райнер любовь маппет-шоу мимоза михайловский замок мишки тедди мода модерн мудрость мультфильи мультфильм н.михалков николай ii новый год одри хепберн открытки павел i париж парк парфюмерия пелагея петергоф петродворец пин-ап платья поэзия прерафаэлит притча притчи резьба ретро романовы романс салат санкт-петербург сара брайтман свинг сирень сказки собаки стихи страна чудес толстушка хильда флаконы фонтаны фото фрэнк синатра холмогоры храмы художник художники цветы цирк шансонье шляпки э.артемьев эдмунд дюлак

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Моя коллекция игрушек ручной работы
Моя коллекция игрушек ручной работы
07:34 07.06.2012
Фотографий: 30
Посмотреть все фотографии серии Мои фантазии
Мои фантазии
14:47 01.01.2012
Фотографий: 38

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Калцедония

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 619


Первые цветные фото Российской империи

Вторник, 26 Июня 2012 г. 11:15 + в цитатник

История фотографии берет начало с первой половины 19 века, когда в 1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicephore Niepce) было сделано первое закрепленное изображение. Но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок “Вид из окна” (гелиография), полученный Ньепсом в 1826 году. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете.

4634571_niepce_1826 (542x400, 113Kb)



 С.М. Прокудин-Горский у реки Каролицхали, Кавказ, 1915 год, фрагмент.

 

4634571_prokudin_gorski_1915 (250x340, 23Kb)


В 1861 году английский физик Джеймс Клерк Максвелл (James Clerk Maxwell, 1831-1879 гг.) получил первую цветную фотографию с помощью так называемого аддитивного метода. В конце 19-го - начале 20-го веков фотографы ряда стран использовали для получения цветных изображений технику тройной фотографии: фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры. Но только очень малая доля этих исторических негативов сохранилась. И здесь мы остановимся на наследии нашего фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Цветные фотографии Прокудина-Горского

 Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене (Edme Jules Maumene, 1818-1898) и Адольфом Мите (Adolf Miethe, 1862-1927), совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

 

4634571_tolstoy_l_n_1908 (258x350, 35Kb)


Цветная фотография Льва Николаевича Толстого, Ясная Поляна, 1908 год

В 1909 году Прокудин-Горский получает аудиенцию у царя Николая II, высказывает ему свою идею запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию - ее культуру, историю, всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Царь одобрил планы фотографа, выделил ему специально оборудованный железнодорожный вагон. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях и не препятствовать даже в фотографировании стратегических объектов, в том числе мостов и заводов.

 

4634571_parovoz_kompaund (430x369, 52Kb)

 Паровоз “Компаунд” с пароперегревателем “Шмидта”, 1909. 

В 1909—1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы и монастыри, виды городов, поля и леса, разнообразные бытовые сцены русской глубинки. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретенный им киноаппарат для цветной киносьемки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский покинул Россию, увезя с собой почти все сделанные фотопластины (RGB-пластины), за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер (Lumière). В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского - Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).


Судьба коллекции цветных фотографий Прокудина-Горского

Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах. Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”. Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции. О получении цветных изображений из негативов Прокудина-Горского (а этот процесс достаточно сложный) подробнее можно почитать здесь (сайт Библиотеки Конгресса США).

Всего коллекция Прокудина-Горского - “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” - насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.

Вот некоторые их них:


Российская империя в цвете - 100 лет назад

 

  4634571_most_kama_1_ (430x329, 43Kb)

 Мост через Каму близ Перми.

 

4634571_krestyanskie_devushki_1909 (430x372, 91Kb)

 Крестьянские девушки предлагают ягоды гостям у избы в сельской местности на реке Шексна возле поселка Кириллов, 1909

 

4634571_monastyr_svyatogo_nila (430x379, 53Kb)


 Монастырь Святого Нила на Столобном острове на озере Селигер, Тверская губерния, 1910. 

 

4634571_chasovnya_belozersk_large (700x597, 96Kb)



 Часовня на месте основания древнего Белозерска, 1909. 

 


4634571_tobolsk_1912_large (700x613, 122Kb)


 Вид на г. Тобольск с севера, река Иртыш, 1912. 

 


4634571_gruppa_detej_large (700x593, 114Kb)


 Группа детей, 1909. 

 

Рубрики:  фото
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку