Во́инство Царя́ Небе́снаго/ па́че земна́го возлюби́в,/ служи́тель пла́менный Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́./ Наставле́ния Кроншта́дтскаго па́стыря/ в се́рдце свое́м слага́я,/ да́нная ти от Бо́га многообра́зная дарова́ния/ к по́льзе наро́да Бо́жия преумно́жил еси́./ Учи́тель благоче́стия/ и побо́рник еди́нства Церко́внаго быв,/ пострада́ти да́же до кро́ве сподо́бился еси́./ Священному́чениче Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Тропарь, глас 5
Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился 9 июня 1856 года, правнук знаменитого адмирала В.Я. Чичагова, одного из первых исследователей Северного Ледовитого океана. Образование Леонид получил в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии и в Пажеском корпусе, после чего был зачислен в Преображенский полк. Полковником стал в возрасте 37 лет. Был женат на Наталье Николаевне Дохтуровой.
С самого раннего детства будущий Митрополит отличался религиозностью, блестящая военная карьера тяготила его. В 1891 году Леонид Михайлович оставил военную службу. Близкие непросто приняли это его решение, особенно супруга. Известны слова Отца Иоанна Кронштадского, сказанные ей: «Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот».
Леонид Михайлович переехал с семьей в Москву и стал готовиться к рукоположению, которое состоялось в 1893 году в кремлевском Успенском соборе. Вскоре неожиданно скончалась супруга, Наталья Николаевна, и Леонид Михайлович принял решение об иночестве, поступив с Троице-Сергиеву лавру, поручив воспитание своих четырех дочерей двум доверенным лицам. В 1898 году он принял постриг с именем Серафим, а затем был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Ефимьева монастыря. Через некоторое время его возвели сан архимандрита и назначили благочинным монастырей Владимирской епархии.
Одним из самых значительных трудов его явилась «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» - данный труд содержит очень подробное описание создания монастыря. В 1904 году будущего Митрополита назначили настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, а в 1905 году он был хиротонисан в епископа Сухумского. В 1906 году Владыку перевели в Орел, где он пробыл до 1908 года. В это время им было составлено СОбращение к духовенству епархии по вопросу о возрождении приходской жизни». В 1907 году Владыку Серафима назначили членом Синода, а еще через год – епископом Кишиневским и Хотинским. В Кишиневе он прослужил до 1912 года, и затем был назначен архиепископом Тверским и Кашинским,
События 1917 года застали архиепископа Серафима в Санкт-Петербурге.
Архиепископ Серафим был избран членом Поместного Собора 1917/18 годов. Во время Первой мировой войны из Польши в Россию была эвакуирована большая часть духовенства. В январе 1921 года архиепископ получил указание о необходимости организовать возвращение в Варшаву православного духовенства. Но в мае того же года владыку вызвали на допрос в ЧК, арестован же он был в сентябре. Дочери его обратились в ВЧК с просьбой смягчить участь больного отца. 13 января начальником 6-го секретного отделения ВЧК, Рутковским, по распоряжению ВЦИК, было составлено заключение по делу митрополита: «С упрочнением положения революционной соввласти, в условиях настоящего времени гр. Чичагов бессилен предпринять что-либо ощутительно враждебное против РСФСР. К тому же, принимая во внимание его старческий возраст 65 лет, полагаю, постановление о высылке на 2 года применить условно, освободив гр. Чичагова Л.М. из-под стражи». 16 января владыка вышел на свободу и всю зиму тяжело болел.
Но уже 22 апреля 1922 года Рутковский дал новое заключение по делу митрополита: «Принимая во внимание, что Белавиным, совместно с Синодом, по-прежнему ведется реакционная политика против советской власти и что при наличии в Синоде известного реакционера Чичагова лояльное к власти духовенство не осмеливается открыто проявлять свою лояльность из-за боязни репрессий со стороны Чичагова, а также и то, что главная причина последовавшего освобождения Чичагова от наказания его, якобы острое болезненное состояние, не находит себе оправдания после его освобождения и нисколько не мешает Чичагову заниматься делами управления духовенства, полагаю...Чичагова Леонида Михайловича... задержать и отправить этапным порядком в распоряжение Архангельского губотдела для вселения на местожительство, как административного ссыльного сроком по 24 июня 1923г.» 25 апреля судебная коллегия ГПУ приговорила митрополита Серафима к ссылке в Архангельскую область. В Архангельске митрополит пробыл до апреля 1923 год, а затем вернулся в Москву.
«1б апреля 1924 года гр. Чичагов Леонид Михайлович был арестован секретным отделом ОГПУ по имеющимся материалам: в 1903 году Чичагову было поручено руководство и организация открытия мощей Серафима Саровского...»
Арестованный митрополит давал объяснения следователю ГПУ Казанскому относительно своего участия в открытии мощей преподобного Серафима: «Я принимал непосредственное участие в открытии мощей Серафима Саровского по распоряжению Синода, утвержденному Николаем; последний узнал о моей близости к Дивеевскому монастырю от бывшей княгини Милицы Ивановны. Я знаю, что Серафим был особо чтимым угодником у Романовых. Приблизительно лет за 5 до открытия мощей Серафима я написал из разных источников «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».
В 1924 году владыка поселился с разрешения настоятельницы в Феодоровском женском монастыре около города Шуи, в 1928 году был назначен управляющим Санкт-Петербургской епархией, где прослужил пять лет. Свою первую литургию в Петербурге совершил он в Преображенском соборе.
Митрополит снова был арестован в 1937 году в возрасте 84 лет. 7 декабря 1937 года Тройка НКВД постановила: митрополита Серафима – расстрелять.
Незадолго перед расстрелом митрополит Серафим произнес: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен Святой Апостольской Церкви – тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и православие снова восторжествует. Сейчас многие страдают за веру, но это – золото очищается в духовном горниле испытаний. После этого будет столько священномучеников, пострадавших за веру Христову, сколько не помнит вся история христианства».
По материалам - Игумен Дамаскин (Орловский) «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 2». Тверь. 2001. С. 423–450