-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алллок

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.10.2011
Записей: 10407
Комментариев: 13528
Написано: 47056


Пионер джаза: Беше и его "дудка"

Суббота, 12 Ноября 2011 г. 16:10 + в цитатник
Цитата сообщения Dmitry_Shvarts Пионер джаза: Беше и его "дудка"

http://muslib.ru/bphoto/0/sidney-bechet_3732.jpg

Любой вам скажет, что джаз придумали негры: дескать, именно они, играя в притонах Нового Орлеана,  и стали его родоначальниками. Всё вроде бы так, только подмывает внести поправку: в историю этой музыки яркие страницы вписали ещё и креолы — дети, внуки, правнуки от браков белых эмигрантов с чернокожими американцами. Потому и герой нашего рассказа, Сидней Беше, хотя и имел плоский нос, но кожа его была светлой: французская кровь сказывалась.  Впрочем, играть юному кларнетисту пришлось, конечно, в негритянских ресторанчиках, но это и дало толчок джазу. Тут изюминка: музыкальные вкусы креолов тяготели к Европе, и поэтому среди негритянских блюзов звучали  и регтайм, и марш, и песенка из оперетты. Из причудливых переплетений европейских ладов и африканских ритмов теперь рождалось неслыханное прежде, то дерзкое и весёлое, что назовут джазом…

 

 

            

 

По Миссисипи шёл колёсный пароход, с палубы которого неслись синкопы: джаз-банд, в котором играл Сидней Беше, вёз новую музыку на Север. "Ребята, — сказал Беше, — Америка — это не пуп мира, а край земли. Давайте-ка двинем в Европу!" И скоро трансатлантический пароход вспарывал волны, держа нос на Англию. А на дворе стоял 1919 год: только закончилась Мировая война, и счастливые девушки тянули за руку ветеранов на танцплощадки, требуя от музыкантов всё новых весёлых мелодий. Тут джаз из Америки и пришёлся кстати: скоро Сидней гулял по Лондону с карманами, набитыми деньгами… Магазинчик, в который зашёл Беше, показался бы раем для музыканта: тут тебе и блестящие трубы, и изящные скрипки, и пузатые гитары. "Какой странный инструмент", — и Сидней потянулся к нечто похожему на кларнет, но толщиной с руку.

 

                 

      "О, это   сопрано-саксофон, —  пояснил продавец, — обычно все саксофоны изогнуты, а этот прямой. Но послушайте, какой мощный звук: разве можно сравнить с кларнетом!" "Беру!" — у Беше загорелись глаза: он представил, как нью-орлеанские друзья откроют рот от удивления, когда он загудит в этот "рог". И загудел…

 

      

 

                             

                 Зал Московской консерватории такой музыки ещё не слыхивал: со сцены играл  джаз-банд. Шёл 1926 год, и на советской эстраде царили нэпманские вкусы: цыганщина и городской романс, обильно приправленный слезами и заламыванием рук. "Что они играют?" — с любопытством спросил Луначарский, ловя то одним, то другим ухом прыгающие, нервно-весёлые звуки медных. "Джаз, — ответил профессор, подсевший к наркому просвещения, — музыку негритянских трущоб. Видите, весь состав — чёрные. У того, что с кларнетом, лицо посветлее: креол, зовут Сидней Беше. Виртуоз: говорят, в Новом Орлеане, да и в Америке, ему нет равных". "Забавно, — Анатолий Васильевич, любивший всё революционное, радостно заёрзал в кресле, — Но почему же Горький назвал это "музыкой толстых"� Скорее уж, "худых и угнетённых"… Надо его поправить…" И в мозгу большевика, мечтавшего о Мировой революции, для облегчения которой он даже собирался перевести советскую печать на латинский алфавит, зародилась смелая мысль: а что, если джаз сделать музыкой рабочего класса? "Забавно, забавно…,   и Луначарский потёр сухие ладошки. Однако не успел нарком: "толстые" тоже хотели веселья, и "музыка угнетённых", ища сбыта, перекочевала в ночные клубы Америки, Англии, Франции, к тем, чьи карманы топорщились от денег.

 


                      

    На родину предков отправился и Беше: в Париже играл джаз-оркестр, в котором он стал не последней "дудкой". Как-то на репетиции вспыхнула ссора:  "Ты играешь, как пьяный ниггер! Вали к своим черномазым!" — кричал француз, сжимая в руке трубу. Ещё немного, и она превратилась бы в дубинку, но Беше, не снёсший оскорбления, выхватил револьвер. "Бах! Бах-бах!" — и пороховой дым окутал сцену. Музыканты, роняя стулья, кинулись кто куда. Целя в обидчика, Беше садил  пулю за пулей, пока не кончились патроны: тот лежал на полу, схватившись за простреленную ногу… Спустя четверть часа, креола с заломленными руками заталкивали в полицейский фургон. Сквозь зарешёченное окно сверкали безумные глаза Сиднея: он явно не владел собой. Нет, опасно смешивать кровь француза с Африкой…

 

 
 

                           

         К счастью, рана оказалась не смертельной, и год спустя Сидней вышел на парижскую мостовую. "Советуем тебе, Беше, скорее отплыть в Штаты: Франция — не Дикий Запад", — сказали ему на прощание, и скоро огромный пароход отвалил из Гавра, унося "пионера джаза" на его родину.

К своему удивлению, Беше застал в Америке новую моду: повсюду, будь то ресторан или танцплощадка, играли свинг. Как белые, так и чёрные музыканты собирали теперь большие оркестры, где все играли по нотам, не отступая ни влево, ни вправо от своих партитур. "Нынче, старик, — печально произнёс приятель, — музыка Юга не в чести. Новоорлеанский стиль забыт, и нас никуда не зовут: все помешаны на биг-бендах". И пришлось нашему виртуозу вспомнить профессию отца: Сидней стал шить костюмы, но портняжничал он, надо признаться, нехотя…

Дверной звонок прозвучал диссонансом: музыканты, не замечая его, продолжали играть, между соло прикладываясь к початой бутылке, и лишь Сидней пошёл открывать. "Мистер Беше, когда же будет готов костюм?! — возмущался клиент, — Я уже третий день обиваю  порог, и всё без толку!" "Не волнуйтесь, мистер: завтра Вы наденете его. Приходите неприменно", — и креольское лицо расползлось в подобие улыбки. "Снова завтра…Безобразие!", — бросил на прощанье посетитель и хлопнул дверью. "Сидней, не отвлекайся, бери свой разогнутый сакс", — и приятели втянули виртуоза в свой круг, где радостно прыгала в синкопах очередная мелодия Юга…

 

 

 

                                 

        Если бы не Беше и Луи Армстронг, музыку Юга можно было бы хоронить, но, к счастью, этого не случилось: кларнет и труба этих "пионеров" возродили интерес к нью-орлеанскому стилю, и до сих пор он жив в диксилендах. Однако Беше тосковал: американцы нехотя признавали его игру, а он жаждал горячей публики. "Будь что будет, отправлюсь в Европу…", — и Париж опять рукоплескал Сиднею, а его "Маленький цветочек" стал самой известной мелодией той поры…

             

 

 

источник

Рубрики:  Путешествия
Музыка
Интересное
видео
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку