-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мадам_Валенсия

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 315


Без заголовка

Среда, 26 Октября 2011 г. 14:12 + в цитатник
Цитата сообщения Nora_Eleo Ольга Хохлова-Пикассо (1891-1958)






Ольга Хохлова-Пикассо

(1891-1958)




Пабло Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой в Риме весной 1917 года. К тому времени она уже пять лет находилась в знаменитой труппе «Русский балет» Сергея Дягилева. Танцовщицей была старательной, имела хорошую технику и неплохо смотрелась на сцене, но так и не стала примой и, не считая нескольких сольных партий, обычно выступала в кордебалете.


409px-Olga_Ruiz_Picasso_nee_KhoklovaОльга Руиc Пикассо (409x599, 53Kb)

Olga_Ruiz_Picasso_nee_KhoklovaОльга Руиc Пикассо


Ольга родилась в 1891 году в украинском городе Нежине в семье полковника русской императорской армии. Она пошла в балет, несмотря на запрет родителей. К ней доброжелательно относился Дягилев, который любил, чтобы в его труппе были девушки из «хороших семей». Внешность Ольга имела приятную, черты правильные, хотя, судя по фотографиям, настоящей красавицей не была. Но – отличалась прекрасными манерами и особым русским «шармом», всегда ценившимся в Европе.





Серж Дягилев, привлекая к работе над балетами самые громкие имена, пригласил знаменитого художника Пикассо оформить одну из своих постановок. Как же случилось, недоумевали друзья художника, что он влюбился в балерину, которая, по их мнению, во всех отношениях являлась личностью непримечательной?


349px-Picasso_Pablo_Olga_PauloФотография Ольги Хохловой, Пабло Пикассо и Пауло Пикассо (349x600, 63Kb)

Фотография Ольги Хохловой, Пабло Пикассо и Пауло Пикассо


Пикассо, пользовавшемуся в Париже шумной и скандальной известностью, было тогда тридцать шесть лет. Возможно, что пресыщенному в любви и не слишком разборчивому в связях живописцу ординарность Ольги и казалась экзотикой? Впрочем, он находился как раз в «русском периоде», когда ему нравилось все русское. Немудрено, что в подобные пристрастия хорошо «вписывалась» и русская балерина. «Осторожно, – предупреждал с усмешкой Дягилев, – на русских девушках надо жениться». «Вы шутите!» – отвечал художник, который считал, что останется хозяином в любой ситуации.

Впрочем, балерина не спешила отвечать на его бурные чувства, хотя Пикассо ей нравился. Женщин в нем привлекали особый магнетизм, внутренний огонь, взгляд черных глаз, словно бы «заряженных электричеством». К тому же Ольга прекрасно понимала, что карьеру в балете ей уже не сделать, надо думать об устройстве семейного очага. «Может ли художник быть человеком серьезным?» – допытывалась у Дягилева ее мать. «Не менее серьезным, чем балерина», – отшучивался тот.

В мае 1917-го в парижском театре «Шатле» состоялась премьера балета «Парад», оформленного Пикассо. Постановка успеха не имела. Дурной прием зрителей ничуть не смутил Дягилева, и он повез «Парад» в Мадрид и Барселону. Туда же последовал и влюбленный художник. В то время он много рисовал Ольгу, причем в манере сугубо реалистической – на этом настаивала сама балерина, не любившая непонятные ей эксперименты в живописи. «Я хочу, – говорила она, – узнавать свое лицо».

В Барселоне Пикассо познакомил Ольгу с будущей свекровью. Она тепло приняла девушку, ходила на спектакли с ее участием, но однажды предупредила: «С моим сыном, который создан только для самого себя и ни для кого другого, не может быть счастлива ни одна женщина».

Когда «Русский балет» отправился в Латинскую Америку, Ольга решила остаться – она сделала выбор между трудной жизнью рядовой танцовщицы и браком со знаменитым и преуспевающим живописцем.

«Его понимание русского характера стало еще тоньше, когда он женился на одной из артисток нашей труппы, – писала Тамара Карсавина. – Ольга дебютировала у нас как довольно способная любительница, но под руководством Чекетти в ней развилось подлинное дарование, и ее учитель очень сердился, когда она бросила сцену».


328px-Picasso_Pablo_OlgaФотография Ольги Хохловой, Пабло Пикассо (328x599, 61Kb)

Фотография Ольги Хохловой, Пабло Пикассо


Во Франции влюбленные поселились в маленьком доме в парижском пригороде Монруж – со служанкой, собаками и птицами. Художник продолжал много работать, обычно по ночам. Именно в Монруже написал Пикассо знаменитый «Портрет Ольги в кресле». Сравнивая его с фотографией, сделанной в момент позирования, нетрудно заметить, что художник несколько приукрасил ее черты.

Многие друзья отговаривали Пикассо от брака с Ольгой, считая, что он будет неудачным. Художник не внял их советам. 12 июля 1918 года в мэрии одного из парижских округов прошла церемония бракосочетания Пабло Пикассо и Ольги Хохловой. Оттуда они отправились в русский собор Александра Невского, где состоялось венчание. Среди гостей и свидетелей находились Дягилев, Аполлинер, Кокто, Матисс.

Художник был убежден, что женится на всю жизнь, поэтому в брачный контракт вошел следующий пункт: все имущество супругов – общее. В случае развода это подразумевало его раздел поровну, включая все картины.

Ольга без всякого сожаления превратилась в «мадам Пикассо»… Мэтр живописи не имел ничего против того, чтобы она покупала себе дорогие наряды, но сам предпочитал ходить в одном и том же костюме. Деньги он тратил на приобретение каких-либо экзотических вещей и щедро помогал неимущим собратьям. Его жена, напротив, стремилась к жизни светской. Ей нравились обеды в дорогих ресторанах, приемы, балы, устраиваемые парижской знатью. Ольге даже удалось на какое-то время отдалить от художника его богемных друзей. Вместе с молодой женой он повсюду оказывался в центре внимания и постепенно втягивался в вихрь светской жизни. Он заказал себе множество костюмов, стал носить безупречный смокинг, золотые часы в кармашке жилета и не пропускал ни одного званого обеда.

Постепенно необузданная художественная натура Пикассо вошла в противоречие с той светско-снобистской жизнью, которую его вынуждали вести. С одной стороны, он хотел иметь семью и любил жену, а с другой – назревал-таки конфликт с Ольгой. Ведь художник стремился остаться, как и прежде, полностью свободным и был готов во имя этого пожертвовать всем остальным.

4 февраля 1921 года у четы Пикассо родился сын Пауло (Поль). Так знаменитый художник в свои сорок лет впервые стал отцом… Это событие взволновало его и наполнило гордостью. На многочисленных полотнах и рисунках того периода появились образы счастливой матери и младенца.

Ольга относилась к ребенку почти с болезненной страстью и обожанием. Она надеялась, что рождение сына укрепит их семью, в основании которой появились первые трещины. Молодая женщина чувствовала, как ее муж постепенно возвращается в свой внутренний мир, мир искусства, куда она не имела доступа. Уставший от бессмысленной светской жизни, он замкнулся в себе и словно отгородился от жены невидимой стеной. К тому же у нее не сложились отношения с большинством друзей Пикассо, кроме Аполлинера, да и тот скончался в ноябре 1918 года после тяжелого ранения на фронте…

В сущности, всю жизнь Пикассо главной его страстью было творчество. Он часто рассказывал о французском художнике-керамисте Бернаре де Палиси, жившем в XVI веке, который для поддержания огня в печи во время обжига бросал туда свою мебель. Пикассо очень любил эту историю и видел в ней настоящий пример «горения» во имя искусства. Сам он утверждал, что бросил бы в печь и жену, и детей, лишь бы не угас огонь.

Видя равнодушие со стороны мужа, Ольга теряла спокойствие, нервничала, пила кофе чашку за чашкой и вызывала раздражение Пикассо, желавшего освободиться от ее назойливой опеки. Художник с каждым днем все больше и больше тяготился узами брака с вечно недовольной толстушкой, в которую превращалась изящная когда-то женщина.

…В январе 1927 года на улице, в толпе, выходящей из метро, Пикассо увидел красивую девушку с серо-голубыми глазами. «Он схватил меня за руку и сказал: «Я Пикассо! Вы и я вместе совершим великие вещи», – вспоминала впоследствии Мари Терез Вальтер. Ей было тогда семнадцать лет. Она ничего не знала ни об искусстве, ни о Пикассо.

«Каждый раз, когда я меняю женщину, – говорил Пикассо, – я должен сжечь ту, что была последней. Таким образом я от них избавляюсь. Они уже не будут находиться вокруг меня и усложнять мне жизнь. Это, возможно, еще и вернет мою молодость. Убивая женщину, уничтожают прошлое, которое она собой олицетворяет».


Ненависть к Ольге стала воплощаться в живописи. В серии картин, посвященных корриде, она изображалась в виде лошади или старой мегеры. Объясняя впоследствии причины их разрыва, художник сказал: «Она слишком много от меня хотела… Это был наихудший период в моей жизни».

В 1935 году у его любовницы и натурщицы Мари Терез родилась дочь Майя, после чего отношения родителей как-то сразу сошли на нет. Да и внимание Пикассо уже привлекла новая модель – художница и фотограф Дора Маар, с которой он познакомился в кафе… Их связь длилась до 1946 года. Наверное, и впрямь «малыш Пикассо» (его рост чуть-чуть превышал 1 м 60 см) обладал какой-то магнетической притягательностью для женщин всех возрастов!

Тем не менее он не желал развода, в результате которого потерял бы половину своего состояния, в том числе картин. Первой не выдержала Ольга. Она не смогла больше выносить ни ненависти мужа, ни присутствия бесконечных соперниц. После очередной, особо тягостной семейной сцены в июле 1935 года она вместе с сыном покинула дом. Вскоре с помощью адвокатов было поделено имущество, но с юридической точки зрения развода так и не произошло, и Ольга официально до самой своей кончины оставалась женой Пикассо…

В 1943-м Пикассо познакомился с художницей Франсуазой Жило, которой шел двадцать первый год. На какой-то период она стала его новой музой. Это был очередной удар для Ольги – она продолжала ревновать бывшего мужа ко всем его новым связям, писала ему гневные записки на смеси испанского, французского и русского. Обычно она прикладывала к посланиям портреты Рембрандта или Бетховена и объявляла ему, что он никогда не станет таким же великим.

Летом Ольга отправлялась в средиземноморский городок Гольф Жуан, где жили Пикассо и Франсуаза с их сыном Клодом, и буквально преследовала по пятам молодую женщину. Та молча переносила оскорбления, а порой и удары, ибо понимала, что Ольга страдает от одиночества и отчаяния.

В середине 1950-х Ольга Хохлова часто навещала внуков. Она «часто рассказывала… сказки на красивом и мелодичном русском языке, – вспоминала внучка. – …и никогда мы от нее не слышали дурного слова о Пикассо, бросившем ее на произвол судьбы».

Ольга скончалась после долгой и мучительной болезни в феврале 1955 года. Художник не приехал на похороны. Он пережил первую жену на восемнадцать лет…




picasso295Pablo Picasso. Portrait of Paul Picasso as a Child. 1923. Oil on canvas. Collection of Paul Picasso, Paris, France. (565x700, 26Kb)

Pablo Picasso. Portrait of Paul Picasso as a Child. 1923.
Oil on canvas. Collection of Paul Picasso, Paris, France.




picasso293Pablo Picasso. Portrait of Mme Olga Picasso. 1922-23. Paste (484x700, 16Kb)

Pablo Picasso. Portrait of Mme Olga Picasso. 1922-23. Paste




picasso276Pablo Picasso. Madame Olga Picasso. 1923. Oil on canvas. The National Gallery of Art, Washington, DC, USA. (550x672, 20Kb)

Pablo Picasso. Madame Olga Picasso. 1923.
Oil on canvas. The National Gallery of Art, Washington, DC, USA.




picasso23Pablo Picasso. Portrait of Olga in the Armchair. 1917. Oil on canvas. Musée Picasso, Paris, France (500x700, 22Kb)

Pablo Picasso. Portrait of Olga in the Armchair. 1917.
Oil on canvas. Musee Picasso, Paris, France






  • olga-xoxlova-pikasso
    .




  • Серия сообщений "история любви":

    Часть 1 - история любви Джахангир и Нур Джахан
    Часть 2 - Откровенно о сексе
    ...
    Часть 21 - Великий затворник Чайковский
    Часть 22 - Русская возлюбленная "короля вальсов"
    Часть 23 - Ольга Хохлова-Пикассо (1891-1958)


    Серия сообщений "Портреты":
    Часть 1 - Без заголовка
    Часть 2 - Без заголовка
    Часть 3 - Без заголовка

    Метки:  

     

    Добавить комментарий:
    Текст комментария: смайлики

    Проверка орфографии: (найти ошибки)

    Прикрепить картинку:

     Переводить URL в ссылку
     Подписаться на комментарии
     Подписать картинку