-Цитатник

ЦЕЗАРЬ КЮИ - (0)

О жизни и творчестве замечательных людей России. Цезарь Кюи. Це́зарь Анто́нович Кюи&...

Джон Кейдж и "4'33" - (1)

Джон Кейдж..."4'33" -Сегодня День памяти композитора-авангардиста....4 минуты,33 се...

О Густаве Малере - (0)

Вселенная Малер: часть 12 Густав и Альма...Письма на фоне музыки Тангейзер: Предла...

Мировые музыкальные театры - (1)

Крупнейшие оперные театры мира тыц тыц Большой театр в Москве ...

Доброе утро...)Клод Дебюсси с замечательным видеорядом...) - (0)

Клод Дебюсси с замечательным видеорядом...)

 -Рубрики

 -Всегда под рукой

Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вечная_Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.09.2011
Записей: 6093
Комментариев: 5407
Написано: 12231


Cергей Танеев:Симфония N4.К 157-летию со Дня рождения выдающегося русского композитора.

Понедельник, 25 Ноября 2013 г. 05:44 + в цитатник



"Он был образцом во всем, в каждом деянии своём, ведь, что бы он ни делал, он делал только хорошо".

Сергей Рахманинов о своём учителе Сергее Танееве

Тангейзер:Сегодня в День рождения выдающегося русского композитора  предлагаю послушать одно из его лучших произведений - Симфонию N4.Н.А.Римский-Корсаков дал очень высокую оценку :"Считаю Вашу симфонию прекраснейшим современным произведением:благородный стиль,прекрасная форма и чудесная разработка музыкальных мыслей."Уверен,что любители симфонизма, даже не читая этих строк Николая Александровича,прослушав произведение,сами придут к такому же выводу.Я не стал помещать(что делал ранее) текст с биографией С.И.Танеева,а решил отправить всех кто интересуется его биографией и творчеством вот на этот замечательный сайт:http://m-dutkovo.ru/

СИМФОНИЯ N4

Состав оркестра: 3 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 3 кларнета, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, малый барабан, тарелки, струнные.

История создания

Сергей Танеев (Sergey Taneyev)

Первую свою симфонию (ми минор) Танеев написал еще во время обу­чения в консерватории, в 1874 году, но, не удовлетворенный ею, решил не исполнять ее и не дал номера опуса. Через три года он вновь обратил­ся к жанру симфонии, но на этот раз даже не закончил ее, хотя работа продолжалась около двух лет. Третью симфонию он писал в течение 1884 года, но сочинение вновь не удовлетворило чрезвычайно взыскательно­го художника. И лишь четвертая по счету его симфония получила нако­нец опус.

Город Владимир-на -Клязьме,где 25 ноября 1856 года родился будущий композитор

Симфония до минор создавалась в период полного расцвета таланта композитора. По-видимому, обычные для него эскизы, этюды и наброс­ки были сделаны в течение 1896 года, так как в своем дневнике в начале 1897 года он отметил, что начал работу над симфонией, но имелся в виду уже замысел всего цикла. Как всегда, трудился Танеев над новым сочинением долго и кропотливо. Были написаны и отброшены многие варианты. К сожалению, обычно записывающий все свои занятия в дневник, который он вел на протяжении многих лет (опубликованные, его дневники составили три тома), композитор на этот раз отступил от сво­его правила, и не вел записей именно те два года, в которые протекала работа над симфонией. Поэтому ни подробности творческого процесса, ни факты жизни Танеева в этот период неизвестны.

Симфония была окон­чена 11 января 1898 года и посвящена Глазунову.

На этот раз Танеев был удовлетворен своим трудом. И действи­тельно, симфонию до минор отличает удивительное, потрясающее ма­стерство.

Московская консерватория,с которой Сергей Иванович был связан четыре десятилетия

Музыка четырехчастного цикла поражает технической «сделаннос­тью», размахом симфонического развития, тщательной продуманностью, стройностью и завершенностью формы, единством тематизма, выдержан­ным на всем протяжении величественного симфонического полотна. Особенно занимала Танеева в те месяцы возможность единства тематиз­ма во всех частях симфонии. Еще до начала работы он записал в дневни­ке: «Отсутствие резкого деления на части и введение проходящих через все сочинение тем. Дальнейший шаг: сохраненный тематизм во всех ча­стях, но вернуться к разграниченным ясно формам». Это и было вопло­щено в произведении, над которым он вскоре начал работать, причем воплощено с редким совершенством. В музыке симфонии совсем не ощущается та огромная «работа мысли» (выражение Танеева), которая была приложена композитором. Развитие цикла совершенно естествен­но и свободно, сложнейшие «хитросплетения» величайшего мастера- полифониста нигде не производят впечатления надуманных, сложней­шие формы представляются единственно возможными.

Париж конца 19 века,где подолгу жил Сергей Иванович

Музыка

Первая часть — сонатное аллегро — начинается мощным унисоном фортиссимо (струнные, валторны и тромбоны) — мотивом, состоящим всего из трех звуков. В нем — и властность, и энергия, и тревога неразрешенного вопроса... Как бы в ответ ему начинается неуверенное, «ползущее» движение на фоне неизменно выдержанной ритмической пульсации, которое и приводит к вступлению мужественной, сурово-драматической главной темы. В ее интонациях явственно просвечивают контуры мотива вступления. После лаконичного, словно сжатого в кулак, звучания глав­ной партии вступает побочная — мягкая, распевная, с гибкой волнообраз­ной мелодией, вальсовым аккомпанементом. В заключении экспозиции вновь появляются драматические черты, происходит возвращение к обра­зам вступления и главной партии. После краткого эпизода с интонациями печально-молящего характера экспозиция завершается несколькими энер­гичными аккордами. В соответствии с классическими традициями экспозиция повторяется. После второго ее проведения наступает разработка, отличающаяся активным тематическим развитием, блестящим полифони­ческим мастерством. Ее центральный раздел — фугато, основанное на модифицированной главной теме. Все темы экспозиции в разработке по­лучают свое отражение, драматизируются; напряженное музыкальное раз­витие приводит к кульминации, на гребне которой у труб и тромбонов поток разработочного движения «прорывает» властное звучание темы вступления. Реприза не приносит успокоения. Разрешение конфликта — впереди.

На родине великого Моцарта Сергей Танеев побывал в 1913 году(Зальцбург в наши дни)

Вторая часть — непревзойденный образец прекрасной, возвышенно-светлой и глубокой лирики. Трехчастное адажио напоминает бетховенские, а может быть, и брукнеровские медленные части своей простотой, мудрой сосредоточенностью и ясностью. «Длить музыку как глубокое раздумье — это искусство, далеко не всем дающееся в руки и почти уте­рянное. Только в Танееве русская классическая музыка имела великого представителя эпохи мудрых созерцателей-симфонистов», — писал об этой части Асафьев. Адажио основано на двух образах. Первый (край­ние разделы) — словно гибкая, бесконечно разворачивающаяся лента с напряженной мелодической линией, в которой просвечивают интона­ции вступительного мотива.

Второй (на нем основан средний эпизод), начинающийся сумрачным звучанием басов, взволнованными синкопа­ми ползущих хроматизмов, создает яркую картину природы. Проста и ласкова пасторальная тема гобоя, прозрачны трели деревянных духо­вых инструментов. Характерен выбор тональностей: это издавна исполь­зуемые самыми различными композиторами как «пасторальные» фа ма­жор и ре мажор. Третий раздел адажио, возвращающий к образам начала части, более насыщен по звучанию, обогащен полифонически.

В 80-е годы 19 века композитор побывал на Северном Кавказе

Новую грань настроений обрисовывает третья часть. После острых конфликтов сонатного аллегро, после философской углубленности ада­жио здесь — беспечная игривость, простодушие, изящество. В оживленном легком движении проносятся веселым хороводом мелодии, в от­дельных оборотах которых различаются мотивы вступления, побочной — лирической — темы первой части, мелодии начала адажио... К концу скерцо все исчезает, растворяясь в легком беге. Кажется, это совершен­но свободная игра темами, мелодиями, звуками. На самом же деле скер­цо являет собой образец строго выверенной формы — сонаты с трехчастным эпизодом вместо разработки.

Могила композитора сегодня

Финал симфонии, написанный в форме рондо-сонаты с наложением репризы на разработку, возвращает к образам первой части. Уже нача­ло — решительное, маршевое, основанное на главной теме первой части, — вводит в атмосферу борьбы. С каждым тактом нарастает на­пряженность. Непрерывной цепью чередуются знакомые по предшеству­ющим частям темы. Все большую роль приобретает мелодия, служив­шая фоном в среднем эпизоде адажио. Ее трехкратное проведение приводит к апофеозному звучанию лирической темы первой части. За­ключение симфонии, в котором в последний раз, величаво и торжествен­но, проходит вступительный мотив, утверждает победу светлого оптимистического начала.

Надвратная церковь

Донской монастырь в Москве,где похоронен Сергей Иванович Танеев

Л. Михеева

Рубрики:  Симфонии - вторая половина 19 века
Великие русские композиторы
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку