-Цитатник

ЦЕЗАРЬ КЮИ - (0)

О жизни и творчестве замечательных людей России. Цезарь Кюи. Це́зарь Анто́нович Кюи&...

Джон Кейдж и "4'33" - (1)

Джон Кейдж..."4'33" -Сегодня День памяти композитора-авангардиста....4 минуты,33 се...

О Густаве Малере - (0)

Вселенная Малер: часть 12 Густав и Альма...Письма на фоне музыки Тангейзер: Предла...

Мировые музыкальные театры - (1)

Крупнейшие оперные театры мира тыц тыц Большой театр в Москве ...

Доброе утро...)Клод Дебюсси с замечательным видеорядом...) - (0)

Клод Дебюсси с замечательным видеорядом...)

 -Рубрики

 -Всегда под рукой

Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вечная_Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.09.2011
Записей: 6093
Комментариев: 5407
Написано: 12231


"Орфей" ...к 445-ой годовщине со дня рождения Клаудио Монтеверди

Воскресенье, 14 Апреля 2013 г. 13:49 + в цитатник


Монтеверди Клаудио

Монтеверди Клаудио

Монтеверди Клаудио

Итальянский композитор, виолист и певец.

Рождение
15 мая 1567

Кончина
29 ноября 1643

композитор
певец ,
исполнитель

Итальянский композитор Клаудио Монтеверди родился 15 мая 1567 года. С детских лет служил певчим в Кремонском соборе; здесь обучался у органиста М. А. Индженьери, от которого воспринял технику полифонического письма (в первую очередь в жанре духовных мадригалов). В 1590 году переехал в Мантую и в течение 12 лет выполнял там обязанности певца и виолиста, позже - помощника капельмейстера. В 1599 году совершил поездку во Фландрию, где имел возможность познакомиться с фламандской и французской музыкой.

4000491_MONTEVERDI (408x500, 52Kb)

Первоначально Монтеверди получил известность как автор канцонетт и особенно мадригалов - светских и духовных. Первые три юношеских сборника мадригалов Монтеверди были изданы в 1582-1584 годах. Уже в этих ранних произведениях Монтеверди видна высокая полифоническая техника.

 

4000491_MONTEVERDI4 (301x400, 46Kb)

При жизни Монтеверди было опубликовано около 10 сборников 4- и 5-голосных мадригалов; наиболее значительные из них - 5-голосные мадригалы, изданные в 7 сборниках в 1587-1619 годах. Отдельный сборник был посвящен "Любовным и воинственным" мадригалам (1638). В мадригалах Монтеверди вводит много новшеств в области гармонии и полифонии: скачки на септиму и нону, септаккорды, хроматизмы, параллельные квинты. Наряду с полифонией в мадригалах Монтеверди появляются черты аккордно-гармонического склада. К вокальным партиям Монтеверди часто добавлял инструментальное сопровождение (клавесин, лютня).

4000491_MONTEVERDI1 (700x693, 314Kb)

Сочинение мадригалов и канцонетт явилось важным этапом в подготовке Монтеверди к оперному творчеству. Немалую роль сыграло также знакомство Монтеверди с творчеством композиторов-флорентинцев, авторов первых опер - Пери, Каччини и др. В 1607 году Монтеверди получил заказ написать музыку к театральному представлению в Мантуанском герцогстве. Это была первая опера Монтеверди "Орфей", поразившая слушателей необычной трагедийной трактовкой мифологического сюжета. Вслед за "Орфеем" появился ряд других опер Монтеверди, упрочивших его славу оперного композитора (пост. в Венеции): "Ариадна" (1608), из которой сохранилась единственная знаменитая ария "Плач Ариадны", "Прозерпина" (1630), "Возвращение Улисса" (1641), "Коронация Поппеи" (1642). Наиболее новаторским произведением Монтеверди является "Коронация Поппеи", впервые в истории оперы написанная на подлинный исторический сюжет (события времен Нерона).

4000491_MONTEVERDI3 (350x550, 23Kb)

С 1613 года и до конца жизни Монтеверди служил руководителем капеллы святого Марка в Венеции. В течение 30 лет им было написано много церковной музыки; новаторство Монтеверди распространилось и на эту область творчества.

4000491_MONTEVERDI2 (401x500, 41Kb)

В 1637 году в Венеции при непосредственном участии Монтеверди был открыт первый оперный театр, в котором ставились и его оперы (в частности, "Ариадна" — 1639).

4000491_MONTEVERDI_DISK (500x500, 84Kb)

До наших дней сохранилась музыка трех опер Клаудио Монтеверди: "Орфея", "Возвращения Улисса" и "Коронации Поппеи". Многие видные современные композиторы (Ф. Малипьеро, Респиги, Л. Даллапиккола, В д'Энди, Орф и другие) перерабатывали оперы Монтеверди для современного исполнения. Полное собрание сочинений Монтеверди в 16 тт. издано в Италии под редакцией Ф. Малипьеро (1926-42).

4000491_ORFEI_AFIShA (500x500, 73Kb)

Опера Клаудио Монтеверди «Орфей»

L'Orfeo

12.01.2011 .

Опера в пяти действиях с прологом Клаудио Монтеверди на либретто (по-итальянски) Алессандро Стриджо.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

ОРФЕЙ, певец (тенор)
ЭВРИДИКА, его жена (сопрано)
АПОЛЛОН, бог музыки (тенор)
ПЛУТОН, бог подземного мира (бас)
ПРОЗЕРПИНА, его жена (меццо-сопрано)
ХАРОН, перевозчик на реке Стикс (бас)
СИЛЬВИЯ, вестница (меццо-сопрано)
МУЗЫКА (меццо-сопрано)
НАДЕЖДА (меццо-сопрано)
ПЕРВЫЙ ПАСТУХ (контртенор)
ВТОРОЙ ПАСТУХ (тенор)
НИМФА (сопрано)
ПЕРВЫЙ дух, в подземном царстве (высокий тенор)
ВТОРОЙ дух, в подземном царстве (тенор)
ЭХО (сопрано)

4000491_ORFEI_1 (472x480, 43Kb)

Время действия: мифическое.
Место действия: Фракия и подземное царство.
Первое исполнение: Мантуя, февраль 1607 года.

Фредерик Лейтон. «Орфей и Эвридика»

В монументальном труде д-ра Альфреда Ловенберга «Анналы оперы» (Loewenberg Alfred. Annals of Opera. (1597 — 1940). Compiled from the original sources by A. Loewenberg. London, Calder, 1978) вы можете найти необходимые сведения (в хронологическом порядке) о каждой опере, независимо от ее художественного значения (а порой и вовсе незначительной), поставленной на сцене в период между 1597 и 1940 годами. «Сказание об Орфее» является шестой в этом реестре, а во многих «Историях оперы» вы можете прочитать, что она заслуживает того, чтобы быть первой.

4000491_ORFEI_2 (243x400, 31Kb)

Приводимый в пользу этого довод тот, что ранние оперы (две из которых, кстати, также повествуют об Орфее) отнюдь не были операми в современном понимании. Они имитировали античные пьесы, идеей которых было представить на сцене драмы, подобные греческим трагедиям, в том виде, как они, согласно представлениям итальянских литераторов того времени, ставились в древних Афинах. То есть стихи должны были декламироваться на музыкальный манер и сопровождаться скромным ненавязчивым аккомпанементом. Главным в этом были стихи, а не музыка.

4000491_ORFEI (400x400, 22Kb)

В наше время современный слушатель, которому случайно доведется послушать «Орфея» Монтеверди, не знающий истории оперы или итальянского языка, может быстро прийти к такому же заключению по поводу этого великого творения. Большая часть того, что звучит в течение примерно двух часов — это длинные поэтические ламентации, положенные на такого рода мелодию (главным образом в минорной тональности), которая будет поражать непривычное ухо как нечто напоминающее разработанный хорал. Аккомпанемент, разнящийся в каждом номере инструментовкой, все время остается на заднем плане. Собственно мелодии, которые можно различить как таковые, появляются только в хорах (они звучат подобно аккомпанируемым мадригалам и, в сущности, таковыми и являются), а также в оркестровых вступлениях и интерлюдиях между вокальными пассажами (называемыми ritornelli — ритурнелями).

4000491_ORFEI_EVRIDIKA_I_HARON (600x447, 68Kb)

Если же слушатель знает итальянский язык или потрудится следить за исполнением оперы по переводу текста на родной язык, он будет вознагражден совершенно новыми для него музыкальными впечатлениями. Он откроет для себя, что этот незнакомый музыкальный язык необычайно выразителен, что мелодическая линия тонко соответствует смыслу и ритму поэзии, что гармонии, поначалу казавшиеся ему монотонно простыми, на самом деле звучат поразительно современно, особенно благодаря своим диссонансам, и что общий эффект оказывается одновременно и глубоко серьезным, и страстно трагическим. Даже неподготовленный слушатель найдет значительное разнообразие в том, как смело хор комментирует происходящее, как свежо звучат вступления к множеству дуэтов (впервые нашедшим применение в опере), сколь богато оркестровое письмо.

4000491_ORFEI_S_EVRIDIKOI (700x582, 88Kb)

Оркестровка «Орфея» — вещь совершенно исключительная для того времени. Оркестр здесь состоит из 2 клавесинов, 1 двойной арфы, 2 киттароне, 2 басовых цитр (которые весьма приблизительно можно охарактеризовать как очень большие лютни), 3 басовых виол да гамба (предшественниц контрабаса), 2 органов с деревянными трубами и 1 с язычковыми (регаль), 2 скрипок пикколо во французском роде, 12 виол различных размеров, 4 тромбонов, 2 корнетов, 2 высоких блокфлейт, 1 высокой трубы (называемой кларино) и 3 засурдиненных труб. В наши дни большая проблема заполучить такую коллекцию инструментов и собрать сорок музыкантов, хорошо владеющих ими. В наши дни для исполнений этого произведения используют транскрипцию партитуры для современных инструментов.

4000491_ORFEI_I_EVRIDIKA_FIN (472x623, 583Kb)

Аналогичным образом современные вокальные техники столь отличаются от того, что имел в виду Монтеверди, что вокальные партии также подвергаются переработке, например партия Орфея иногда исполняется баритоном (хотя музыка XVII века не ориентировалась на голос, аналогичный современному оперному баритону), иногда тенором, а как-то раз — на Флорентийском фестивале 1949 года — переодетой в мужское платье контральто Федорой Барбьери.

4000491_ORFEI_TAShIT_EVRIDIKY (387x453, 56Kb)

Короче говоря, мы не можем в настоящее время исполнить оперу так, чтобы она прозвучала похоже на то, что слышал сам композитор. Но что касается меня, то я далеко не уверен, что такое звучание, окажись у нас возможность услышать его, нам бы понравилось. Вкусы, особенно вкусы музыкальные, меняются кардинально и необычайно быстро. Не будем огорчаться по этому поводу. Пока исполнители компетентны, пока царит дух понимания, пока публика будет давать себе труд слушать, внимая разумом и сердцем, величие этого творения будет цениться.

4000491_ORFEI_TERYaET_EVRIDIKY (700x631, 79Kb)

 

 

Серия сообщений "Великие оперы":

Рубрики:  Великие оперы
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Вторник, 06 Августа 2013 г. 10:17 (ссылка)
Оригинальная вещь. Познавательная. Браво!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку