В пещерах древнего буддистского монастыря Дуньхуан в Китае находятся уникальные фрески и статуи первых веков нашей эры. «Когда я впервые вошел в таинственный мир Дуньхуан, - пишет китайский художник Zeng Hao (Цзэнхао), - сказочные картины и скульптуры словно открыли мне глаза. Блеск и глубина искусства Дуньхуана потрясли меня. Я посещал эту святую землю буддизма позже много раз, как паломник, чтобы видеть и учиться, преисполненный решимости открыть величие искусства Дуньхуана для всего мира»...
Таинственная женщина Востока,
В ней столько неги, страсти, красоты,
Сама богиня или дочь порока,
Ее прекрасные изменчивы черты.
Искусство танца ей дано не в меру,
В нем выражение невольничьей души,
Любви рабыня или королева,
Движенья плоти не желанья, а мечты,
Они идут из чистого истока,
Как трепет сердца нежный взмах руки...
Обворожительная женщина Востока,
Манящий образ тайне вопреки!...
Художник почувствовал, что глубокий религиозно-мифологический дух скульптур и фресок Дуньхуана вполне соответствует эстетическому вкусу современных людей и что можно воспроизвести в картинах маслом в романтическом стиле. Он встретился с классикой с ее будистско-китайской спецификой, как художники европейского Ренессанса с античной, а классика всегда современна.
Художник не стал исходить из образов прошлого, а из моделей своего времени, начала XXI века, в полном соответствии с эстетикой Ренессанса, но с идеями и аксессуарами двух тысячелетий. Он создал свою Богиню (или сонм богинь), вместо Будды, как в искусстве Дуньхуана Будда постепенно приобретал женственность, пока не превратился в эпоху Тан и после в прекрасную юную женщину, танцовщицу и певицу.
«В образе богини Дуньхуан, - говорит Цзэнхао, - я объединил черты женщин Запада с моих же картин с обликом Дуньхуан вдоль Шелкового пути между Восточной и Западной частями мира. Я сплавил черты классической красоты и современной красоты в образе Богини, что есть не только предмет религии и веры, а романтический образ мира, спокойствия, Рая, что я ощущаю в своем сердце, живя в современной, вполне материальной действительности».
«Дуньхуан - это культура, - говорит художник, - в которой традиции и творческие идеи сосуществуют изначально. Я понял это и интерпретировал дух Дуньхуан с точки зрения нашего времени и выразил миросозерцание буддизма под новым углом зрения. Мои картины более оригинальны и гуманизированы, сплетаясь с прелестями современных женщин. Они выражают не только идеальный образ реального мира, но и ретроспективно связаны с древней традиционной культурой.
Я могу с гордостью сказать, что Дуньхуан Богиня создана мною, это реальная богиня в моем сердце. Она также является душой чистой истины, добра и красоты».