-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Багиреныш

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 2) Схемы_для_вышивки Царство_Кулинарии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.09.2011
Записей: 29679
Комментариев: 562
Написано: 30324


Русское золотое шитье. Часть 1.

Пятница, 08 Ноября 2019 г. 21:26 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka Русское золотое шитье. Часть 1.


Церковное шитье, как и иконопись, есть творчество литургическое. Это особый путь, и цель этого пути — единение с Богом, обретение духовной целостности и гармонии.

Золотошвейная мастерская «Убрус»






Пелена с образом Богоматери «Тихвинская»


Дошедшие до нас памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры, в которых сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц. «Живопись иглой» – так назвал это искусство один из его исследователей.





Пелена с образом Богоматери «Владимирская»


Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — большая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.


Пелена с образом Богоматери «Казанская»


Русское лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. История его зарождения уходит в глубину веков. Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течении истории поступали из Византии памятники ее искусства.




Чудо Св. Георгия


Лицевое шитье, возникнув внутри византийского региона, на Руси вобрало в себя и богатые традиции славянской культуры языческой поры с ее радостным, красочным звучанием, привнесло свое самобытное, напоенное национальным звучанием слово.


Спас Нерукотворный


Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.


Преп. Сергий Радонежский



Преп. Сергий Радонежский


С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим издревле орнаментальным шитьем стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье.


Св. равноап. Нина





Пелена с Игоревской иконой Богоматери


Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).












Белая митра


Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов — и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.








Красная митра











Синяя митра с херувимами


В основном это предметы церковного назначения: судáри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздýхи», «воздýхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые пелены под иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства; редко шитые иконы. Эти произведения сделаны из дорогих тканей серебряными, золотыми и шелковыми нитями.




Фиолетовая митра



Желтая митра




Золотая митра



Лиловая митра


Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведённые для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жёны и простые мастерицы. Само вышивание было трудоёмким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.

Голубой литургический комплект

















Богородичные плащаницы



Богородичная плащаница (Валаам)







Богородичная плащаница для храма Александра Невского



Плащаница «Успение Пресв. Богородицы»


Желтый литургический комплект
















Орнаментальные покровцы





Голубые покровцы для храма Александра Невского







Зеленые покровцы для храма Александра Невского





Бирюзовый комплект покровцов





Голубой комплект (мон. Острог, Черногория)






Голубой комплект покровцов



Красный комплект







Постовой комплект для храма Александра Невского







Синие покровцы



Темно-красные покровцы для храма Александра Невского



Фиолетовые покровцы


Пасхальные яйца








Закладки для Евангелия









Серия сообщений "Иконы, религия":

Часть 1 - Святой лён.
Часть 2 - Уникальные иконы, вышитые бисером.
Часть 3 - Русское золотое шитье. Часть 1.
Часть 4 - Русское золотое шитье. Часть 2.
Часть 5 - Какая в храме благодать!
...
Часть 29 - Петергоф. Часть 37.
Часть 30 - Современный художник Юшкевич Виктор Николаевич - мастер пейзажной живописи.
Часть 31 - У каждого есть свой ангел-хранитель и своя икона-заступница.


Рубрики:  Вышивка/Золотое шитье
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку