Невидимый град Китеж. |
В детстве попалась мне книжка Веры Жаковой, небольшой сборник исторических повестей. В этой книжке я впервые прочёл легенду о граде Китеже.
Прочтя её за один вечер, устремился на следующий день в библиотеку, ещё за книжками Веры Жаковой. Увы. Кроме выше упомянутого сборника она не написала более ничего. Умерла. "Переменила миры", как говорят японцы. В возрасте 22-х лет от роду...
С тех пор, представление о Китеже жило в моём сознании, как об абстрагированной. красивой легенде, рождённой романтичною народною мечтой о городе праведников и для праведной жизни.
Много позже я узнал, что легнда эта имеет вполне конкретную географическую привязку: озеро Светлояр, на востоке Нижегородской области...
И вот, ранним утром прошедшего выходного, я, наконец, стартую к Светлояру.
Шоссе "Москва - Нижний Новгород" очень приличное. Четырехполосное.
До Нижнего, галопом по восточным европам, доехал относительно быстро. По городу - тоже без проблем, нашёл нужное мне направление дальнейшего движения на Киров: просто следуя грамотно установленным в нужных местах дорожным указателям.
Выезжаю на Боровский мост через Волгу. И-эх-Х! Какой же вид открывается с моста на город, Волгу-Матушку и заволжские дали!.. Предки наши были ребята с размахом. Какие просторы нам оставили!
Остановиться на мосту, пофотографировать, к сожалению, невозможно. А фотать на ходу- мешают конструкции моста.
За Боровским мостом дорога упрощается до двух полос. А движение, соответственно, усложняется. Дальнейший путь времени отнял почти столько же, сколько и дорога до Нижнего.
Шоссе пересекает реку Керженец.
Весьма интригующий для меня топоним. Дело в том, что рек с таким названием - Керж, Керженец - в России несколько. И текут они в разных регионах. Как и реки с названием Нерль. Я таковых знаю штук пять. И Ганг течёт не только в Индии. Есть ещё на русском Севере, в Архенгельской, кажется, области. И даже не один. Ганг, Ганга...
Названия эти: Керж-Нерль-Ганг - явно созвучны. Будто даны народом, говорившим на одном языке. А русских староверов, разбросанных по всему миру, называют ещё кержаками. Из этих фактов, чувствуется, торчат ушки каких-то прелюбопытных предположений и выводов. Только внятно сформулировать их, из-за скудости информации, у меня пока не получается. (Буду признателен читателям за их мысли и сведения по этой теме).
Доезжаем, наконец, до населенного пункта Боковое. В конце Бокового сворачиваем вбок, направо (Там - большой щит-указатель на Светлояр). Уже близко. Едем до села Владимирское.
Проезжаем село насквозь. В конце села - автостоянка.
...Ну, как и следовало ожидать, если есть на парковке НЕместные номера на машинах, то они московские или питерские. Несколько шикарных байков тоже со столичной регистрацией. Похоже, все "руссо автотуристо" обитают именно в этих городах.
Машину оставляем здесь. Далее, до озера - пешком, по этой берёзовой аллее.
В начале аллеи установлен вот этот щит с текстом народной легенды о Китеже.
Как явствует из текста, Град Китеж именно СТАЛ НЕВИДИМ! И стоит он на прежнем месте, где и был изначально. Между тем, в интернете предлагается иная версия его исчезновения (И только такая. Никакой другой я, во всяком случае, не нарыл): город, якобы, погрузился в воды Светлояра. Думаю, этот второй вариант возник, благодаря эффекту, о коем в народе говорят: "Слышал звон, да не знает, где он". Дело в том, что в соседней, Владимирской области есть два (как минимум) озера, в которые, по местным преданиям, погрузились стоявшие на их месте храмы. (дно из них, озеро Святое, кстати, очень на Светлояр похоже. Возможно, со временем, эти две легенды кто-то, не дослышав, или не поняв, объединил в одну и ...Китеж теперешние интернет-былинники топят в озере.
Идём же к Светлояру!
Первая моя эмоция, по выходу к берегу, это ...разочарование. Озеро, на первый взгляд,-ничего особенного. И даже меньше, чем я его себе представлял. (Где тут утонуть целому городу?! Поместится, разве что, княжеский терем с подворьем, и только). Праздно-воскресный люд и тут, на бережку, пикнички пикникует. А вездесущие маргиналы... Их пьяненький мат, в этом месте,- особенно возмущает и режет слух.
Поэтому, наверное, издревле, пути к сакральным местам скрывались от маргиналов. А на посещение таких мест накладывались строгие табу.
Однако раз уж приехал за - почти - 600 вёрст, не уезжать же сразу! Совершим же паломнический ритуал в полном соотвествии с личными о нём представлениями!..
Личные представления заключались в следующем: непременно в Китежском озере искупаться, независимо от погоды и температуры воды и обойти пешком, по берегу, вокруг всего озера.
С погодой и температурой светлоярской воды мне повезло. (Озеро, между прочим, просто кишит непуганной рыбой). С воды делаю этот снимок деревянной церквушки над озером.
Далее... А далее, сакральное обаяние места незаметно, но очень быстро захватывает меня. Настраивает на волнующее ощущение близости Тайны, скрываемой под внешней неброскостью...
...Я замечаю старцев былинного вида, очень седых и бородатых, с необыкновенно осмысленными лицами. Их колоритная внешность и количество (обычно одного такого раз в несколько лет встретишь! А тут - несколько человек в одном месте...) порождают мистические предположения: "Не из Китежа ли вышли?" Двоих, купающихся, попытался сфотографировать. Они сразу же отвернулись...
...А в образе этой девочки, быть может, посетила нашу реальность китежанка Вера Жакова. (Сфотографировал неожиданно для неё. Все мои дальнейшие просьбы попозировать были ею решительно отклонены):)
Скоропея, дочь змеиного царя, тоже предпочла отплыть от предложенного знакомства...
Вокруг озера проложена тропа, деревянный настил, вымощенный, надо полагать, заботливыми и трудолюбивыми китежскими жителями.
Не знаю, насколько это принципиально, но обход я решил начать слева-направо. Поскольку сам - левша.
Наверняка Китеж стоит на этом, высоком, берегу озера. Нужна аргументация? Извольте:
Берег, не крутой, но высокий, удобный и очень живописный, прямо напрашивается, быть заселённым. Однако, ближайшее село - в полукилометре от берега. Почему? А потому, что это место уже занято. Невидимым градом Китежем.
И из города открывается этот изумительный вид на Светлояр.
Травы ворожбиные... А какие ещё могут расти в таком колдовском месте?...
Пройдя с четверть, примерно, окружности озера, дыша его, пропитанным ароматом лесных трав, воздухом, слушая шорох листвы, жужжание насекомых и птичий щебет, я обратил, наконец, внимание на то, что всё моё естество испытывает некую необычную дрожь. Умиротворяющую и очистительную. Будто моя душа резонансно совпала с сакральной частотой этого места и теперь звучала в унисон с нею. (Инженерная моя ипостась тут же услужливо эту частоту оценила: «герц 80, примерно, будет»).
Попробую описать переживаемое посредством контр-аналогии. У Горького когда-то прочёл: «Жизнь стирала с моей души свои же лучшие письмена. Ехидно заменяя их какой-то ненужной дрянью». Так вот, здесь, созерцая игру солнечных бликов на поверхности воды, я чувствовал, что переживаю процесс, обратный тому, что описал Горький в вышеприведённой цитате: духовный релакс. Процесс освобождения, очищения от всякой ненужной дряни в душе и мыслях.
Ох, не простое это озеро, Светлояр. Ещё не уехав оттуда, я понял, что неизбежно приеду к нему ещё…
Серия сообщений "Мифы, предания, легенды":
Рубрики: | Города и страны/Россия |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |