-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Венгрия

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.09.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 361


Дом террора

Четверг, 13 Октября 2011 г. 03:46 + в цитатник

Открытый в Будапеште в 2002 году самый страшный музей "Дом террора" стал одним из самых посещаемых в Венгрии. Музей "Дом террора", расположенный в бывшей штаб-квартире Секретной полиции, посвящен истории двух диктаторских режимов – коммунистического и фашистского. Среди экспонатов – фотографии, документальные свидетельства, орудия пыток.Переступая порог этого огромного серого здания в центре венгерской столицы, посетитель сразу же попадает в атмосферу страха и тьмы. Размазанные красные пятна на облупленных стенах, уходящая ввысь колонна с фотографиями 3600 замученных, казненных, интернированных. Справа и слева - камеры пыток, виселицы.

 


Дом на  улице Андрашши 60, был построен в 1880 архитектором Адольфом Фесзти. Фасад этого здания  не изменялся в течение многих десятилетий. До 1936 дом был собственностью семьи Перлмуттер. 

С начала 1937 венгерская пронацистская партия "Скрещенные стрелы" организовала здесь свой штаб. Лидер партии,Ференц Салаши, назвал здание "Дом Лояльности". Осенью 1944, когда венгерские нацисты пришли к
власти, здание использовалось как тюрьма.

Когда Будапешт избавился от немцев и был оккупирован Советами, ведомая коммунистом Политическая Полиция в феврале 1945 потребовала дом и создала в нём тюремный лабиринт. Государственная тайная полиция владела зданием до 1956. После того, как они съехали, дом был отремонтирован, были стёрты все следы его прошлого. Тогда в доме разместилось несколько фирм и офисов.

В 1970 году здание, где тысячи людей были замучены, использовалось как клуб для молодых коммунистов.


В декабре 2000 года «Общество исследования истории и культуры Центральной и Восточной Европы» купило здание с целью основания музея, представляющего два периода террора в истории Венгрии. В музее показывается  безмерная жестокость заложницей которой была Венгрия на протяжении 50 лет. На экранах один за другим возникают правдивые, неприкрашенные и от этого еще более жуткие сцены той
реальности.


А далее - от первого лица посетителя:
"Я получаю билет и прохожу к лифту. Передо мной дуло старого советского танка. Танк
этот уже давно не стрелял. "Второй этаж, потом первый", – говорит охранник и рукой показывает на лифт.

Захожу в лифт. В нем кроме меня еще несколько японцев и французов. Он медленно поднимается. Через его прозрачное стекло на меня смотрят сотни лиц не известных мне венгров, погибших от репрессий. Их фотографиями обклеена вся стена, напротив которой поднимаются к началу экспозиции посетители Дома террора.


Выходим из лифта. Первый зал. В самом конце – большая (во всю стену) фотография разрушенного бомбами Цепного моста, в центре мониторы с советской и нацистской кинохроникой.


Вот Адольф Гитлер выступает в Нюрнберге, вот товарищ Сталин усмехается в свои усы с Мавзолея, вот советская делегация встречается с немецкой, а вот тот самый пакт Молотова – Риббентропа.Из динамиков, чередуясь друг с другом, звучат обращения к венгерскому народу то на немецком, то на русском языках. "Что такое советская власть?" – спрашивает сам себя и, видимо, слушавших его 60 лет назад неизвестный оратор и потом начинает что-то говорить о трудящихся, солидарности и прочем. Слева от экранов стоят два старых черных телефона. Поднимаю трубку и слушаю обращение венгерского фюрера Ференца Салаши.

Иду дальше. Много кинохроники. Опять те же немцы и русские.Опять какие-то воззвания, опять что-то про советскую власть. А вот уже жертвы этой советской власти.

Старики венгры рассказывают о том, как их допрашивали сотрудники КГБ. Говорят они по-венгерски, но на многих мониторах есть английские титры. Чаще всего в титрах встречается слово interrogation. Захожу в темную комнату. В центре – автомобиль.

В нем горит свет. Возле руля советская военная фуражка. Внезапно свет тухнет, начинает играть тревожная музыка – такие нервные скрипки, от которых мороз по коже.Прохожу дальше. Деревянный стол, табурет. Бумага, ручка. Идеальная обстановка для допроса.

 


Справа на мониторе – один из участников такого допроса. Рассказывает, как его заставляли давать показания, применяя при этом физическую силу.

Иду дальше. Попадаю в лабиринт. Стены лабиринта сделаны из килограммовых кусков мыла. Такие грязно-белые кирпичи из жира, на каждом из которых написано "1 кg". Иду вперед, все время куда-то заворачиваю, через 100 метров этих виляний становится не по себе. Выхожу к стене. На ней еще один монитор, на мониторе человек в ватнике в окружении свиней. Становится как-то уж совсем невыносимо. Я уже не хочу узнавать, как связаны этот вот человек в ватнике, эти свиньи и этот лабиринт из мыла.Пробегаю этот невыносимый лабиринт и попадаю в комнату, обклеенную советскими плакатами на венгерском языке. Вот они, веселыевенгерские трудящиеся, светящиеся радостью. И никакого мыла, и никаких ватников.


В следующей комнате скамейки и трибуна. Ну хоть сейчас проводи собрание для товарищей. Все обклеено старыми газетами.


Справа стеллаж с папками. Не удержался – достал одну. Пусто. С оборотной стороны, немного надорванной, подклеен листочек с эмблемой Евросоюза.


Быстро прохожу еще несколько залов, в которых всеми средствами и способами показана тяжелая жизнь граждан Венгерской Народной Республики. Я уже спустился на первый этаж и преодолел, кажется, больше половины экспозиции. Вот последний зал. В центре комнаты лежит большой крест. У стен – Новый завет на венгерском и русском. Здесь же облачение священника.

Самая известная история о взаимоотношениях церкви и властей ВНР – история кардинала Йожефа Миндсенти.

В 1949-м секретная полиция обвинила его в государственной измене и посадила в тюрьму, в 1956-м он вышел на свободу, поддержал антикоммунистическое восстание, а после его провала вынужден был скрываться от советских властей в посольстве США в Будапеште. Миндсенти провел в американском посольстве 15 лет и только в 1971 году уехал в Италию.

Прохожу в коридор. Вижу еще один лифт. Ну что ж, кажется, все осмотрено. Сейчас спущусь к выходу и все. Лифт открывается. Я захожу в него. Он закрывается и начинает медленно-медленно спускаться. На стене лифта загорается монитор. Еще один старик венгр. Смотрю на титры. Старик рассказывает не просто о допросе, он рассказывает о пытках. Он руками показывает, как один из работников секретной полиции заходил за спину допрашиваемого и оттягивал его голову назад. Затем второй засовывал какой-то металлический предмет ему в рот... описания пыток слишком уж детальны. Спасает только то, что я не знаю венгерского, а на титры можно не смотреть.


Я в лифте уже больше минуты. Лифт спускается очень-очень медленно. Сколько же можно спускаться! Бросаю взгляд на монитор. "После этого один из участников допроса подходил к телефону, набирал номер и говорил "Товарищ следователь, зафиксирована физическая смерть допрашиваемого", – произносит старик на мониторе.Монитор гаснет. Двери лифта открываются. Это никакой не выход из дома. Это полутемное сырое подземелье. Это тюрьма.

Узкий коридор. Справа и слева камеры. Двери в них открыты. Вот комната для буйных заключенных – здесь стены обиты мягкими тюфяками, чтобы заключенные не могли нанести себя вреда.


Вот камера, пол в которой полностью залит водой. Вот карцер – высотой в 2 м и шириной меньше 50 см – здесь можно только стоять. В нескольких камерах висят портреты жертв террора. Вместо даты смерти – вопросительный знак. Кто-то из посетителей шутит и пытается запереть своего приятеля в одной из камер. Приятель быстро выскакивает из камеры и испуганно смотрит на шутника.

Я иду по коридору. Впереди девушка. Она заглядывает в крайнюю справа камеру и тут же с ужасом выскакивает. Ее можно понять: не всякому понравится смотреть на виселицу в сыром подвале. Тюремный отсек заканчивается. Хочется поскорей уже выбраться наружу, но понять, когда же это все закончится, невозможно.

Следующая комната еще страшней, чем все эти камеры, виселицы и карцеры вместе взятые. Тут горят всего несколько свечей, стоят кресты с какими-то именами и фамилиями, а несколько детских голосов из динамиков произносят эти имена и фамилии.

Опять кинохроника, но на этот раз вместо жертв репрессий, гитлеров, сталиных, молотовых на мониторах советские солдаты, покидающие Венгрию. Простой русский парень в форме стоит возле "КамАЗа", курит папироску, корчит многозначительную физиономию, улыбается и машет ручкой – до свиданья, мол, Венгрия.

Кажется, это последний зал.
Да, точно – последний. Спускаюсь по лестнице к выходу. Протягиваю руку к старой деревянной двухметровой двери – и тут происходит самое страшное, что я видел в этом доме: дверь открывается сама. Я выхожу – и она закрывается. Это была последняя мрачная шутка Дома террора: это не я ушел из Дома, а Дом выпустил меня на свободу..."

Неизвестный автор

 

Рубрики:  История
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

ахДуняша   обратиться по имени Четверг, 13 Октября 2011 г. 10:30 (ссылка)
Действительно, страшный музей! Не для слабонервных. Я бы не смогла его осматривать. Но знать о нём надо. Спасибо, Елена!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 13 Октября 2011 г. 15:23ссылка
Я думаю, что это не желание смаковать пытки и казни, а желание открыть глаза не террористические режимы, чтобы было понятно: сколько бы ни было у него достоинств, они все перечёркиваются наличием таких вот организаций. Поэтому, когда говорят о величии Сталина и о превращении лапотной России в мощную державу, нужно помнить, сколько жизней это стоило. Ведь в России есть такой же Дом террора, и это не только Лубянка. Но что лучше - не вспоминать, делать вид, что этого не было, что не строили лагерей, где погибали десятки тысяч, а их родные в пятидесятых получали справки о реабилитации с неизвестной датой и местом смерти?
Тогда и музей Освенцима нужно убрать, если это действует на нашу тонкую психику. А наслаждаться картинами, музеем марципана, сладкими рассказами о суровой, но праведной жизни наших предков и их великими ьрудами и битвами. А остального будто нет...
В Венгрии не убивают негров и азиатов на улице, не прогоняют цыган в гетто, не кричат, что виноваты жиды в их трудностях, и не боятся, что если они выйдут на несанкционированный митинг, то не получат палкой по голове, как рекомендует в интервью премьер России.
Помнить об опасности диктаторских режимов, чтобы не допускать их - необходимо. И для этого есть Освенцим и Дом террора.
Перейти к дневнику

Пятница, 14 Октября 2011 г. 03:19ссылка
Да, я тоже там не была, хотя мимо дома хожу часто.
ЭММА_МУР   обратиться по имени Пятница, 14 Октября 2011 г. 03:06 (ссылка)
Спасибо!Очень интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
ахДуняша   обратиться по имени Пятница, 14 Октября 2011 г. 10:58 (ссылка)
Венгрия, спасибо, Елена, за ответ-рассуждение! Конечно, об этом должны знать и помнить люди.Я читала Ремарка про ужасы концлагеря - это очень страшно.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку