-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ирина_Бирюкова-Волкова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2011
Записей: 111
Комментариев: 17
Написано: 302

Выбрана рубрика проза, рассказы, повести.


Другие рубрики в этом дневнике: оформление,украшение страничек, советы...(7), МОИ СТИХИ(6)
Комментарии (0)

ЛИСА ЕГОЗА

Дневник

Понедельник, 22 Апреля 2024 г. 11:20 + в цитатник
В колонках играет - лето

ЛИСА ЕГОЗА

Вторник, 06 Октября 2020 г. 10:06
Лучи солнца проталкивались через густую листву лабиринта, пытаясь без спроса зайти в комнату через открытое окно, где сладко спала, наслаждаясь утренним сном. Лиса-егоза. И только их блики - солнечные зайчики смогли пробиться в это государство Морфея, где начинали весело скакать по стенам комнаты, иногда по хулигански садясь на глаза Лисе, заставляя ее наконец-то проснуться.

Лиса-егоза, так игриво называл отец свою единственную и любимую дочурку, озорную хохотушку с хитрющими глазами лисички и вздернутым носиком усыпанным веснушками, как осенними листьями. Он любил ее больше жизни и баловал, насколько позволяло его материальное состояние и добрая душа.

Из открытого окна раздавалось чириканье воробьев. Они активно выясняли отношения. Наверное делили место под кроной.

Вдруг с улицы раздался жизнерадостный голос: "Аленка-а-а...На речку идешь?" Это была Катька. Она всегда вставала очень рано и с утра без дела маячила во дворе или сидела на скамейке в обнимку с местными котами. "Вот ведь не спится..." -подумала Аленка. "Каникулы ведь" и спросила: "А Зинка идет?", но ответ она уже не слышала, да и так уже знала, что обе они ждут ее у подъезда. Быстро одев ситцевый зеленый сарафан в белый горошек , который на днях сшила ей мать, стрелой летела по деревянной лестнице на встречу к подругам. на ходу заплетая косичку из шелковых медного цвета волос.


Они шли по прохладному влажному песку вдоль берега реки Золотинка и солнечный свет разливался по поверхности воды, как расплавленное золото, а легкий ветерок рябил гладь реки. До боли родные места, которые еще не раз будут возвращаться в памяти Лисы будоража ее сознание детскими воспоминаниями. 
"Вода еще холодная"- заходя по щиколотку в воду сказала Аленка. "Не очень то хочется купаться"- продолжала говорить она капризным голосом расплескивая воду ногой. "Фу ты, ну ты. Какие мы нежные. Сейчас окунемся и под водой будет тепло"- со знанием дела ответила Катя и решительно, на одном дыхании нырнула под воду. Где-то метров через пять появилась ее голова. Она плавно плыла на середину реки.

Зинаида с важным видом наблюдала за подругами. Она молчала. По выражению ее лица трудно было понять, что она думает или хочет. Девочка-загадка. Зинаида знала себе цену. Она действительно была красотка. Природа щедро наградила ее благолепием и несмотря на подростковый возраст взрослые парни засматривались на нее. Медленно, прямо таки величаво Зинаида расстегнула пуговицы халата, как будто это был не какой-нибудь простенький халатик, а королевская мантия и аккуратно свернула его. Она во всем была аккуратной и не по детски серьезной. И также аккуратно положила халат на большую старую корягу, которая уже не первый год валялась здесь на песке.

"Какая же ты красивая Зинка, как артистка кино"- восхитилась Лиса. Время расцвета Аленки еще не настало. Она была угловата, как и все девочки этого возраста. В общем Лиса-егоза. Зинаида едва заметно улыбнулась, в знак того, что приняла комплимент, собрала в пучок свои тяжелые светло-пепельного цвета волосы и медленно без лишних эмоций стала заходить в реку погружаясь в воду все глубже и глубже.

Лиса лежала на песке раскинув руки и прищурив глаза от солнца, которое так и норовило своими лучами нарисовать ей на лице лишний десяток конопушек. Она страдала из-за них в тайне. Подружки как будто и не замечали их, принимая Аленку такой какая она есть задорной и заводилой. Но был во дворе мальчишка вредный и упитанный. Звали его Костик. При каждом удобном случае ехидно напоминавшей Аленке, что она конопатая. Так, чтобы она не забывала о своих недостатках. Но Аленка только улыбалась и в ответ обзывала Костика толстым, а приходя домой и посмотрев на себя в зеркало вспоминала обиду, тут же принималась реветь. Ни мать ни отец не могли в этот момент успокоить свою Лису егозу, как не пытались и только выслушивали упреки в свой адрес, мол зачем такую уродку родили и как с такой конопатой рожей жить дальше.

Позже, значительно позже Лиса и не вспомнит о том, что когда-то эти маленькие забавные хлопья, уютно располагавшиеся на носу , очень досаждали ей. Только потом, уже в зрелом возрасте придет понимание, что веснушки-это молодость, привлекательность и в конце концов просто дружеские отношения с солнышком.

А пока беззаботное время, безмятежные мысли, теплый песок и ласковое утреннее солнце.

На берегу не было ни души, кроме конечно самой Лисы и двух ее подруг, которые уже собирались выходить из воды. По реке с ревом пронеслась моторная лодка. С утреннем уловом рыбаки возвращались домой. Вода в Золотинке забурлила, вспенилась, с шумом выбрасывая излишки воды на берег. Волны сильно раскачивали деревянную дырявую лодку привязанную за колышек вбитый в песок и  выносили ее на берег, а затем снова уводили  за собой, как будто бы хотели на какое-то мгновение напомнить этой старушке о её настоящем предназначении. И лодка не сопротивлялась. Она была рада волне и благодарна рыбакам на моторке, которые подарили возможность испытать счастье плыть

Так и люди изношенные временем и продырявленные невзгодами, привязанные к месту их обитания, от которого не возможно, в силу обстоятельств оторваться,  рады даже маленькой жизненной волне, что делает их хоть не надолго счастливыми.






 

лиса егоза (560x700, 136Kb)

Рубрики:  проза, рассказы, повести

Комментарии (0)

Мобилизация в ФЗО

Дневник

Суббота, 12 Июня 2021 г. 00:34 + в цитатник

IMG_20210611_183505 (464x700, 38Kb)

Посвящается моей мамочке. 

"Человек умирает столько раз, сколько раз он теряет дорогих ему людей." А.П.Чехов

 

В 1946 году  маме было 15 лет. Она только что окончила 8 классов. Уже, как год СССР одержал победу над фашисткой Германией и для пятнадцатилетней девочки открывались новые перспективы на жизненном пути.. В этой войне погиб ее отец-мой дед. Он был главным бухгалтером в колхозе и у него была броня, но в 43-м в правление колхоза пришла повестка на фронт и его двоюродный брат, который был в этом правлении, переадресовал повестку деду. Он негативно относился к деду по причине о которых я не могу знать. Этот родственник и потом, когда дед был на фронте вредил, задерживал хлебные карточки его семье и они не получали хлеба по два-три месяца. Бабушка пекла лепешки из лебеды, а если повезет, то из картофельной кожуры.. В августе 1944-го года  мой дед Бирюков Григорий Петрович погиб смертью храбрых в страшном бою освобождая Румынию от фашистов и бабушка осталось  с двумя детишками: с моей мамой, ей тогда было 13 лет и ее братом 11 лет..  Старшая дочь работала на окопах, а  средняя , которой едва исполнилось 18 лет работала в военном госпитале. Бабушка с самого раннего утра до позднего вечера работала в колхозе, так что двое младших детей оставались предоставлены сами себе целый день. Уходя, она наказывала детям  убраться дома и во дворе, натаскать воды, накосить травы, набрать грибов, если был сезон и конечно же сделать уроки. В войну они тоже учились, хотя мама рассказывала, что часто пропускала занятия из-за слабости, потому что голодали,  и на уроках иногда падала в обморок.

  Большой радостью было, когда за три месяца приходили хлебные карточки. Тогда  отоваривали карточки, но бабушка предупреждала детей, что сразу много есть хлеба нельзя. Но дети есть дети, а тем более голодные. Однажды не послушавшись, мама все таки наелась досыта хлеба, да так досыта, что ее стало тошнить. Она сидела тихо на печке с болью в животе и боялась об этом сказать своей маме.  Чуть позже бабушка позвала детей к столу поужинать, но мама "воротила нос" от еды и бабушка конечно догадалась в чем тут дело.  Скорой помощи в войну, тем более в селе не было. В основном лечили сами, да и знали как. Хорошо, что все благополучно закончилось.

     Прогремела долгожданная Победа. Мирная жизнь залечивала душевные раны и давала надежду на счастливое будущее. Восстановление разрушенного хозяйства шло полным ходом.

     Еще до начала Великой Отечественной в СССР, для организации труда подростков было создано Главное управление трудовых резервов. Оно занималось мобилизацией детей и распределением их по ремесленным и фабрично-заводским училищам. В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию.

     Выписка из Указа президиума Верховного Совета СССР от 2.10.1940 г.

7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 — 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 — 17 лет для обучения в школах Фабрично — Заводского Обучения..

10. Установить, что все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать (4) четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях

.Не избежала такой участи и моя мама. В августе 1946 года ее вместе с одной односельчанкой мобилизовали ФЗО 23 г. Саратова, которое относилось к заводу 293 (авиационный). Пятнадцатилетних  девчонок, только что окончивших восьмилетку забрали, вот именно забрали  обучаться токарному делу. Слезы, страх неизвестности, расставание с мамой, родным домом. Но Указ президиума Верховного Совета никто не посмел бы оспаривать или ослушаться, как бы жалко не было детей.

     Мама потом всю жизнь говорила: "Если бы не погиб папа....моя жизнь сложилась по-другому " И действительно, прочитав информацию и не одну о мобилизации подростков того времени, я выяснила для себя, что призывали в основном из  детских домов, безотцовщину и тех, кто не был задействован нигде.

     Школа ФЗО представляла собой учебное заведение, где на практике обучали детей рабочим профессиям с последующим трудоустройством. Права выбора, условно называемой школы, не было. Потому что у этих учебных заведений не было времени ждать, когда их выберут добровольцы - самолеты сами себя не сделают. Поэтому подростков в эти школы призывали, как в армию. Причем не только мальчиков, как говорилось в Указе, но и девочек. Обучение в школе ФЗО было не просто обязательным для мобилизованного: за прогулы во время войны учащемуся грозило наказание до 12 месяцев лишения свободы. В общем желание учиться никто не спрашивал и за прогулы можно было отправиться за решетку. Работать приходилось там, куда направят, а норму требовали уже во время учебы. Подростки, которым едва успело исполнится по 16 лет, внезапно оказались не только оторванными от дома, но и в не лучших бытовых условиях. Поэтому заводы столкнулись с массовыми побегами молодых рабочих к родителям. Все же сознание в 16 лет еще детское.

 Жить и учиться порой приходилось в плохо отапливаемых помещениях, без воды, с туалетами на улице. С питанием возникали трудности, но ребят из школ ФЗО всегда старались подкормить. Мама рассказывала, как мастер-наставник следил за ними во время обеда, чтобы они все съедали и не прятали хлеб, который затем обменивали на семечки. Вспоминала о мастере-наставнике много хорошего. О его человечности и заботе о девочках в группе.

И так, 15 августа девочек привезли в барак, который назывался общежитием , где и началось  формирование их личности. Дружба и выяснение отношений, тяжелый труд и дисциплина.  Шаг в право...шаг в лево...в столовую строем, в барак строем, на завод строем.  Этот ритм жизни немного непривычен был для сельских свободолюбивых девчонок, а еще, они очень тосковали по дому. В общем , они решили во что бы то не стало сбежать домой не понимая всей серьезности Указа президиума и последствий совершенного побега.   Побег удался, но радость была недолгой. Солдаты НКВД приехали за девочками вечером и увезли обратно в ФЗО.. Не знаю было ли наказание за побег или обошлось все, но думаю, что уже послевоенное время до лишения свободы дело не дошло. 

     Мобилизованным ученикам к зиме выдавали фуфайки, брюки и шапки-ушанки. Когда начались морозы, у мамы украли шапку и ей пришлось ходить на работу без головного убора. Но это продолжалось не долго, она заболела и получила осложнения на уши. Вопрос конечно с головным убором решился, но проблемы со слухом с возрастом только усугублялись и в преклонном возрасте она вообще перестала слышать окружающий мир.

    В марте 1947 году после окончания ФЗО началась трудовая деятельность, как я и писала на заводе 292. Тогда многие заводы были под номерами. Первоначально завод назывался комбайнов. Его построили в 1929 г., он выпускал комбайны для молодой страны Советов. 

     Из-за угрозы военного нападения на Советский Союз Саратовский завод комбайнов в 1937 был перенаправлен на выпуск авиационной техники, выпускал Як 1, Як 3., получив наименование «Завод № 292 НКАП». С 12 по 27 июня 1943 г. завод подвергся варварской бомбардировке и был почти полностью разрушен. Но работники завода решили работать круглые сутки, чтобы восстановит его в кратчайшие сроки. Через 80 дней после бомбардировки, силами рабочих, завод был восстановлен. 

В настоящее время завод прекратил свое существование. Разрушены практически все сооружения. Примерно также территория предприятия выглядела после налёта фашистской авиации в июне 43 года. Тогда бомбы уничтожили 70% завода…

 На заводе мама отработала 8 лет. Была и токарем, и фрезеровщицей, и секретарем комсомольской организации завода. Она могла бы стать учителем или журналистом, актрисой или певицей. Ведь у нее все данные были для этого. Но война искалечила судьбу юной, еще  пятнадцатилетней девушки с большими карими глазами, навсегда оставшимися грустными до самого последнего часа.

   

 

Рубрики:  проза, рассказы, повести

Метки:  

 Страницы: [1]