-Интересы

ars longa vita brevis — «искусство долговечно а жизнь коротка»


Теремной дворец в Московском кремле.

Четверг, 08 Ноября 2012 г. 18:12 + в цитатник
Цитата сообщения Matrioshka Теремной дворец в Московском кремле.

Теремной дворец построен на месте древних дворцов Василия III и Ивана IV в 1635-1636 гг. русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефйлом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Нижние этажи дворца — более раннего времени, но из-за многочисленных переделок утратили свой древний вид.












Во время перестройки дворца в XIX веке лестница, ведущая в парадные покои Теремного дворца, была переделана. У начала лестничного марша, опираясь передними лапами на гербовые щиты с изображенными на них вензелями Николая I, как стражи, стоят два каменных льва. Они выполнены Сантино Кампиони в 1845 году из мячковского камня.







Крыльцо, называемое Золотым, в старину было расписано золотом и красками, а сверху покрыто расписным пирамидальным шатром.

















Золотое (Красное) крыльцо








Обходная галерея






Первая комната называется Передней или Проходными сенями, имеет низкие сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и изразцовые печи. С XVII в. она называлась Передней. Здесь утром собирались бояре, ожидая выхода царя.

























Изразцовые печи составляли необходимый атрибут покоев в XVII веке. Для их облицовки использовались многоцветные глазурованные плитки различной формы.



Вторая комната — Гостиная, где происходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях, в знак особой милости, принимались иностранные послы.































Третья комната — Престольная, или царский кабинет. В «красном» углу комнаты стоит царское кресло, покрытое бархатом.









В XVII в. это была самая красивая и самая недоступная комната из всего дворца. Лишь по утрам ближайшие к царю бояре входили в нее, чтобы бить челом.





























Превосходным украшением кабинета царя является изразцовая печь. Кафельное, иначе "ценинное", или изразцовое дело пришло в Россию из Голландии в XVI веке и к концу XVII века достигло высокого совершенства, прежде всего в Москве и Ярославле. Изразцовые печи Теремного дворца выполнены с особым мастерством. В Тронной горнице печь когда-то была сделана из изразцов нежно-фиолетовых оттенков. В XIX веке изразцы заменили на красные, в тон росписи комнаты, стены которой в XIX веке стали пурпурными с выписанными на них золочеными гербами всех областей России.









Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог додать царю челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик».





Четвертая комната — Опочивальня. В ней находится резная деревянная кровать с балдахином, сделанная в стиле XVII в. Эта комната, как и все предыдущие, принадлежала только мужской половине царской семьи. Покои цариц и царевен находились в другом месте и до наших дней не сохранились.

























Из Опочивальни боковая дверь ведет в небольшую комнату-Молельню, где обычно вечером и утром молился царь.























В XVII веке она была богатейшей сокровищницей драгоценных древних икон в серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. На ее стенах были развешаны изображения святых, а в двух золоченых резных иконостасах помещены иконы XVI-XVII вв.







Оказавшись в Московском Кремле нельзя не заметить одиннадцать сияющих золотом куполов, увенчанных ажурными крестами.







В 1635–1636 возвели домовую церковь на мужской половине. Это Верхоспасский собор или Спас Нерукотворный на Верху – домовая церковь нескольких поколений русских правителей, начиная с царя Михаила Фёдоровича и заканчивая императором Петром I. Необычная церковь находилась непосредственно в личных покоях царей – на верхнем ярусе Теремного дворца. Этот храм строили, как и сам дворец, Б.Огурцов, А.Константинов, Т.Шарутин и Л.Ушаков. В 1660–1670-е годы Верхоспасский собор был украшен стенописью. Другое название собора – Спас за золотой решёткой, которое здание получило из-за того, что когда-то храм отгораживала от улицы кованая решётка из меди, покрытой сусальным золотом. Сказочно красивый храм, построенный при царе Михаиле Фёдоровиче, по-настоящему московский: лубочно-пряничный, с праздничными поливными изразцами работы выдающихся мастеров из Ново-Иерусалимского монастыря, нарядный и будто бы улыбающийся кружевными полумесяцами на крестах.



Боярская площадка и церковь Спас за золотой решеткой в Московском Кремле. 1838. Е. Гильбертзон.


Терема являются интересным памятником русской архитектуры и быта XVII в. Комнаты в них имеют низкие сомкнутые своды, стены и потолки покрыты многокрасочной росписью, выполненной в XIX в. художником Т. Киселевым по рисункам академика Ф. Г. Солнцева. Древняя живопись в Теремах не сохранилась, за исключением отдельных фрагментов. Наличники окон, подоконники и порталы украшены резьбой. В окна вставлено цветное стекло XIX-XX вв. В старину в окнах была разноцветная слюда.




От разноцветных стекол, изразцовых печей и расписных стен Теремов веет далекой, сказочной стариной. Мебель — в стиле XVII в. Скамьи и стулья обиты венецианским бархатом. Когда-то шкафы и поставцы были наполнены золотой и серебряной посудой, которая сейчас сохраняется в Оружейной палате. В золотых и серебряных клетках сидели певчие птицы.



Крестовая или Соборная комната в Теремном дворце. Шадурский.1840




При росписи Теремного дворца не жалели золота. По данным летописей, даже крыши и желоба были расписаны и позолочены, а дверные проемы украшены расписанной и вызолоченной резьбой.



Теремной дворец со стороны двора


Обстановка и первоначальная стенопись дворца почти не сохранились. Незначительные фрагменты живописи остались лишь на стене Молельной, на порталах и "серьгах" теремка.



Алексеев Ф. Я. Вид в Кремле на Теремной дворец и церковь Спаса на Бору. 1800-е годы




Федор Яковлевич Алексеев. Боярская площадка в Московском Кремла(1801)




Теремной дворец, 1797 год. Ведута Джакомо Кваренги




Боярская площадка в Московском Кремла. (до 1838 г.)




Теремной дворец в Московском Кремле. 1635—1636. Южный фасад. Гравюра 1870-х гг.



....
Рубрики:  музеи мира

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку