Цитата сообщения галина_суханова
Дом и семья Кустодиева
Увлеченный общественной сферой бытия, Кустодиев в то же время, как никто из русских художников-современников, часто писал семью. Вспомним, что в отечественном искусстве начала XX века этой теме внимание уделяли В. А. Серов, Л. О. Пастернак, Л. С. Бакст, С. В. Малютин, П. П. Трубецкой, создавшие портреты с сильным жанровым элементом.
Автопортрет (На охоте) 1905
Рано лишившийся отца, Кустодиев обладал повышенным "чувством семьи". От природы открытый и теплый человек, он старался путешествовать с близкими, а находясь в разлуке, постоянно интересовался самочувствием жены и детей, подробно делился художественными, театральными, музыкальными впечатлениями. Кистью и карандашом, в скульптуре и гравюре художник выразил любовь к семье, изображая ее членов в разных жизненных ситуациях. В течение всей жизни - в этюдных набросках, в портретах и жанровых композициях - с теплом и нежностью он фиксировал возрастные изменения облика жены Юлии Евстафьевны, взросление детей - Кирилла и Ирины. Многочисленны - от первой встречи в 1900 году в костромском имении старушек Грек до 1926 года - изображения нежно любимой жены, которая всегда была опорой художника, а в последнее десятилетие, когда он обездвижел - его деловым агентом, ходатаем, хранительницей и защитницей очага.
Вот она - юная и стеснительная невеста (1901), молодая жена, хрупкая и чуть болезненная (1903), счастливая мать первенца Кирилла (1904), она с недавно родившейся, нарядной, как невеста, Ириной на руках (1906), опять с Ириной двумя годами позже в интерьере квартиры на Мясной (1908), в расцвете сил и женской красоты на фоне окна в имении "Терем" Костромской губернии (1915), парадный портрет женщины, усталой от тягот жизни, в уютной квартире на Введенской (1920), изображение деловой и энергичной, закаленной в сражениях за жизнь женщины 1920-х годов (1926)... По тонкости психологических характеристик в этом ряду особенно выделяются портреты 1903 и 1920 годов. Столь же многочисленные изображения детей, пронизанные нежностью, начисто лишены нот сентиментальности и слащавости. В характерах своих "героев" художник подчеркивает непосредственность и прямодушие. Таковы они в полной очарования и изящества пастели "Дети в маскарадных костюмах", в скульптуре "Дети" (обе - 1909), в других картинах и рисунках. К лучшему из них принадлежат графический портрет Ирины (1919) и полотно "Портрет К. Б. Кустодиева" (1922). Созданные мастером как часть хроники его семейной жизни холсты "Утро" (1904), "Сирень" (1906), "Портрет Ю. Е. Кустодиевой с дочерью Ириной" (1908) постигла завидная судьба - картины постепенно стали элементом национальной памяти русских людей, а изображенные в них конкретные люди воспринимаются как обобщенные образы детства и счастливого материнства.
Портрет Ю.Е.Кустодиевой 1903
Утро 1904
На террасе 1906
Портрет И.Б.Кустодиевой 1906
Сирень 1906
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой 1907
Портрет Ю.Е.Кустодиевой с дочерью Ириной 1908
Японская кукла 1908
Дети в маскарадных костюмах 1909
Портрет жены художника 1909
У окна. Портрет И.Б.Кустодиевой 1910
В "Тереме" (Мой дом) 1914-1918
Прогулка верхом (Автопортрет с женой) 1915
Девочка с цветами 1917
Портрет К.Б.Кустодиева 1922
Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника 1926
http://www.art-catalog.ru/index.php