-Интересы

ars longa vita brevis — «искусство долговечно а жизнь коротка»


Русский живописец Петровичев Петр Иванович

Суббота, 14 Января 2012 г. 09:32 + в цитатник
Цитата сообщения ВЕнеРИН_БАШМАЧОК Русский живописец Петровичев Петр Иванович (1874-1947) - ч.1.

Петровичев Петр Иванович (1874-1947).Родился в Высоково Ярославской губернии. Жил и работал в Москве. Учился в МУЖВЗ (1892-1903) у В.А. Серова и И.И. Левитана.Член ТПХВ (1906-11),СРХ (с 1911). Преподавал в Московском областном художественном училище памяти 1905 года (1936-41).Живописец, пейзажист, работал в традиции учителей. Писал архитектурные пейзажи(Новгород, Ростов Великий), интерьеры, отличающиеся своеобразной живописной манерой (пастозное письмо,приглушенная цветовая гамма).Петр Иванович Петровичев родился 6 (19) ноября 1879г. в селе Высоково Угодической волости Ростовского уезда. Он рано начал рисовать, поэтому отец определил его в Ростовский Музей Церковных Древностей, где готовилась к открытию «резная» школа. Важную роль в этом сыграл И.С. Шляков, один из основателей музея. Время работы Петровичева в музее (1890-1892гг.) было определяющим в жизни художника. Здесь он обрел навыки мастерства, в музее произошла его встреча с В.В. Верещагиным. Маститый живописец посоветовал юноше получить профессиональное художественное образование, а позже помог обустроиться в Москве. В 1892г. Петровичев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С момента открытия пейзажного класса в 1898г. учился у И.И. Левитана, с 1900г., после смерти известного пейзажиста - у А.М. Васнецова. Окончил училище в 1903г. с большой серебряной медалью и званием «классного художника».Будучи студентом училища, Петровичев начинает принимать участие в выставках. В 1899г. он показывает свои работы на XIX Периодической выставке Московского общества любителей художеств, которая прошла в здании Исторического музея. Это было первым выступлением молодого художника на профессиональной выставке. В 1901г. он показывает три пейзажа на XXIV выставке Товарищества передвижников. Его участие было отмечено критикой, а пейзаж «Поздний вечер» был воспроизведен в журнале «Мир искусства». В 1902г. Петровичев принимает участие в петербургской выставке журнала «Мир искусства» с 7-ю живописными произведениями, одно из которых - пейзаж «После дождя» - был приобретен в галерею П.М. и С.М. Третьяковых.С 1904г. Петровичев постоянный участник выставок «Союза русских художников», членом которого становится в 1910г. В феврале 1906г. на годичном общем собрании Товарищества передвижных художественных выставок 19-ю голосами из 25 выбран в члены Товарищества. В этом же году принял участие в организованной С.П. Дягилевым выставке русского искусства в Париже. Парижская газета писала: «Коровин, Петровичев, Рерих, Юон - пейзажисты, ищущие острых ощущений и выражающие их с редкой гармоничностью».В 1910г. П.И. Петровичев принимает участие в XXXVIII выставке Товарищества передвижных художественных выставок (в Москве и Петербурге) и в VII выставке картин «Союза русских художников». Впервые большая часть экспонированных полотен была посвящена Ростову. В 1911г. архитектурные пейзажи и интерьеры П.И. Петровичева были приобретены в галерею П.М. и С.М. Третьяковых, музей Александра III и музей Академии художеств.В 1917г. состоялась первая персональная выставка Петровичева, которая экспонировалась с 7 октября по 5 ноября в Художественном салоне на Большой Дмитровке, там, где регулярно проходили выставки «Союза русских художников». «Петровичев подводит итоги двум десятилетиям работы и собрал сейчас свыше двухсот пятидесяти картин. Это работник упорный, искренний, достаточно умелый, - писал А.М. Эфрос, - но вращающийся в очень небольшом кругу мотивов и приемов, которые он, словно загипнотизированный какой-то особой любовью, повторяет без устали год за годом в разных вариантах... Впрочем, один новый признак есть в последних работах Петровичева: его пейзажи стали обобщеннее, шире, строятся большими силуэтными массами».После выставки, в ноябре 1917г., Петровичев женился на Ольге Петровне Матисен. Венчание состоялось в церкви Рождества в Путинках на Малой Дмитровке.В 1924г. на выставке русского искусства в Нью-Йорке были представлены одиннадцать работ Петровичева, а картина «Ростов Великий. Осень» воспроизведена в каталоге выставки. В 1927-1928 гг. Петровичев участвует в организации нового общества «Объединение художников-реалистов» (ОХР), на выставке которого демонстрирует свои работы. В 1936г. он принял участие в первой выставке художников-пейзажистов, организованной в Москве, где экспонировал 15 живописных работ. В 1937-1943 гг. преподавал живопись и рисунок в Московском областном художественном училище памяти 1905г. В годы войны принимал участие в ночных дежурствах, копал рвы, строил заграждения, награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».В 1944 году Петровичеву исполнилось 70 лет. В связи с юбилеем художника сотрудники Государственной Третьяковской галереи обратились к нему со словами приветствия. Правление Московского Союза советских художников также отметило эту дату адресом, подписанном С.В. Герасимовым.24 апреля в Центральном Доме работников искусств была открыта персональная выставка Петровичева, на которой экспонировалось 147 работ. В мае состоялся вечер, посвященный 70-летию со дня рождения и 50-летию творческой деятельности.4 января 1947 года Петр Иванович Петровичев на 73-году скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище.Дочь Нина также стала художником-пейзажистом.  

Ранняя весна, 1912   

  

Река Македонка.Малаховка. 1930-е гг.

 

Березовая роща.

 

Желтые листья.

 

Грот в Кусково.

Старый парк.1940.

 

Вечерний туман.1916.

Рассвет   

Пейзаж с прудом.

Цветы в кувшине.Купальницы 

Розы

В старом парке.Царицыно.  

Река осенью.

Крым.Ялта.

Русская деревня.

Первый снег (Поздняя осень), конец 1890-х - начало 1900-х, 

Ясный август 

Березы.

Яблони в мае.

Цветущие вишни.

В последних лучах.

Поздняя осень 1917

Круг своих живописных интересов Петровичев определял так: "Меня всё время увлекала русская старина - древние памятники зодчества, знакомые с далёкого детства. Я многократно бывал в великих русских городах - Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Суздале, Новгороде Великом, Владимире, писал там свои этюды. Позже они стали материалом для картин, посвященных русской старине. Над этими темами я работал всю свою творческую жизнь".
Пейзажи и натюрморты, созданные Петровичевым, отличает особая материальность, плотность красочного слоя, иногда исполненного с помощью мастихина. Замечено, что творчество русских живописцев, имевших в детстве отношение к иконописи, является оптимистичным по настроению, исходящему от их полотен. Таковы и лучшие работы Петровичева - художника, творившего во славу русской страны и искусства.
 

Цветущая вишня 

 
  Петр Иванович известен, прежде всего, как мастер интимного пейзажа. Однако, не меньшее место в его творчестве занимает архитектурный пейзаж и интерьеры памятников архитектуры. Пейзажи, с памятниками древнего зодчества, дворцы – усадьбы 18 века – находят отражение в его творчестве. Незадолго до смерти, художник работает над интерьером и пишет залы прославленного дворца 18 века – усадьбы Останкино, построенного Шереметьевым. Останкинский дворец, видимо, очень привлекал Петровичева, так как он написал несколько его интерьеров. Работа «Музей. Останкино.» - является ярким примером творчества Петровичева, ведь никто из современных художников не уделял столь большого внимания интерьеру. К тому же, подобные произведения можно рассматривать как самостоятельный вклад художника в иконографию русского интерьера. Работа «Музей. Останкино» относится к позднему периоду творчества художника и написана в тяжелое послевоенное время, однако отражает мастерство автора и неподдельный интерес к выбранной им теме. 

Музей. Останкино

Улица в Алупке.1918г. 

Вид Москвы с Воробьевых гор, 1936 

 

Сталинград строится.

Ночь, 1910 

Монастырь 

Ростов зимой.

Ростов Великий.

Кремль в Ростове.

   Известно, что «среди художников своего поколения П.И. Петровичев выделяется прежде всего приверженностью к изображению древнерусского зодчества. Любимыми его городами были Ростов Ярославский, Владимир, Кострома, Новгород. Добиваясь глубокого и целостного образа, он обычно показывает обширные и импозантные ансамбли, панорамные виды городов. Особенно его привлекали те мотивы, где по воле древних строителей прекрасная архитектура срослась с окрестной природой, с широкой рекой или озером, с холмами, лесными далями. Эти полотна  – плод верной, искренней любви и многолетнего наблюдения» ...Наряду с «панорамными» композиционными решениями в городском пейзаже, во многих работах художника в этом жанре проявился интерес к изображению крупным планом архитектурных памятников, а также тихих и уютных уголков русского провинциального города. Дальнейшим шагом в постижении и углублении образа города в его творчества станут со временем мастерски написанные интерьеры церквей с их старинными многоцветными росписями и со всем своеобразием внутреннего убранства. Петровичев как бы приближается к Ростову издалека, любуясь его обликом, слитым с природным окружением – с гладью вод, лесными далями, бегущими по небу облаками. Он останавливается перед стенами пригородного монастыря, на углах городских площадей и улиц, словно бы случайно заглядывает в маленький дворик, где старый деревянный дом, покосившийся сарай, поленница дров или развешанное на веревке белье способны рассказать о жизни его обитателей не меньше, чем самое красноречивое повествование. Он завороженно замирает перед устремленными к небу громадами древних храмов, входит под их своды и в благоговейной тишине сосредоточенно и восхищенно созерцает творения старых мастеров кисти. С этюдником на плече поднимается на крепостные стены и со смотровых площадок башен, с высоты птичьего полета пишет другие панорамы и виды, где за куполами церквей и пролетами колоколен, за крышами домов и купами деревьев, у самого горизонта, на границе окоема, синеет озеро, или темнеют вдали леса.В перечне городов, отображенных в работах Петровичева, Ростов не случайно называли на первом месте. Город, в окрестностях которого художник родился, где сделал свои первые шаги в искусстве, где впоследствии создал множество произведений, составляющих количественно пятую часть его сохранившегося творческого наследия, по исключительному своему значению в его жизненной и творческой судьбе должен быть вообще выделен из этого и любого другого списка. Промыслительно и вряд ли случайно именно музей Ростова Великого обладает в настоящее время самым крупным собранием произведений Петровичева и, соответственно, самой большой и представительной постоянной их экспозицией. Ни в каком другом месте нельзя познакомиться с работами этого художника в такой полноте и разнообразии. В ГМЗ «Ростовский кремль» продолжается, хотя и со значительными перерывами, пополнение коллекции его произведений. В музейном архиве выделен и обработан небольшой его личный фонд, в котором хранится ряд ценных письменных и печатных документов, а также фотографий. В Ростовском музее ведется постоянная работа по выявлению, каталогизации, изучению и пропаганде творчества П.И. Петровичева, вылившаяся только в последние годы в продолжающееся составление иллюстрированного каталога всего его творческого наследия на электронных носителях и девять научных и популярных публикаций, ориентированных, в основном, на ростовскую тему. 

В настоящее время генезис стиля П.И. Петровичева, своеобразие его места в истории русской живописи первых десятилетий XX в. привлекает все большее внимание исследователей, предлагающих новые, нетрадиционные подходы и решения, которые справедливо ставят его творчество в контекст не только реализма, как это было принято в советском искусствоведении, но и «позднего русского импрессионизма», живописных поисков художников «Бубнового валета» и других левых течений.Некоторые из предлагающихся на выставку работ проливают, на наш взгляд, новый свет на близость П.И. Петровичева, на определенном этапе, к объединению «Мир искусства», в подтверждение и развитие тех высказываний о его творчестве, которые принадлежат самим теоретикам и создателям этого направления – А.Н. Бенуа и С.П. Дягилеву.Значительное число произведений, изобразительным лейтмотивом которых является русская архитектура, интерьеры и настенные росписи XVII в., способно стать базой для осмысления неизученного и весьма перспективного аспекта в исследовании творчества П.И. Петровичева – непосредственного влияния на него древнерусского искусства. Причем, влияния не только тематического, но и в области технологии живописи и в использовании ряда художественных приемов. Прошедший в юношеские годы при Ростовском музее практику иконописца и реставратора-«подстаринщика», а потом едва ли не всю жизнь писавший «землями» – минеральными красками, охотно работавший темперой и в смешанных техниках, близких к поздней иконе и древней стенописи, в дальнейшем своем творчестве он остался близок этому искусству, что сказалось и в некоторых художественных решениях (применение локального цвета, «неглубокое пространство», тяготеющее к плоскости, элементы деформации архитектурных форм и разноцентричности как средства художественной выразительности). В искусствоведческой литературе эта особенность творчества П.И. Петровичева была убедительно, хотя и очень кратко, сформулирована и поставлена как проблема еще в 1946 г. в блестящем очерке о Петровичеве, принадлежащем перу А.Г. Ромма, но с тех пор по ряду причин не получила дальнейшей разработки5. При этом следует отметить, что историки культуры, проявлявшие интерес к теме «древнерусская живопись и светское искусство начала ХХ века», рассматривают реминисценции из иконы чаще всего применительно к художественной практике «русского модерна» и авангарда (от Рериха, Петрова-Водкина и Стеллецкого до Лентулова, Гончаровой, Кандинского и даже Малевича) и в контексте идей ранних теоретиков «левых» течений»о духовном искусстве», вроде того же В. Кандинского или А. Грищенко. В живописи П.И. Петровичева влияние иконы проявилось не как стилизация под древность, или основание для отказа от визуального изображения видимого мира, но в органическом строе его художественного мышления и видения, в основе своей реалистического. 

Тогдашняя критика отмечала, что «Петровичев вырос на целую голову с тех пор, как влюбился в город», «постиг язык камней»... «камни говорят, поют, молятся и пленяют своей очаровательной стройностью». Связанное с обращением к жанру городского пейзажа изменение живописной техники Петровичева относилось специалистами к 1909-1910 гг. Как известно, церковные интерьеры Петровичева, новгородские и ростовские, высоко ценились в дореволюционные годы и много позже, попав еще при жизни художника в Музей имени Александра III (ныне Государственный Русский музей), Третьяковскую галерею, в известные и престижные частные коллекции того времени. В 1910-1911 гг. на выставках Товарищества передвижников было представлено 8 созданных тогда же интерьеров Петровичева трех ростовских церквей (две – Воскресенской, три – Спаса на Сенях, три – церкви Иоанна Богослова ).

Весенний этюд 

Дачи.

Деревья на дачном участке.

Произведения Петровичева  проникнуты утверждением поэтической красоты родной природы и допетровской архитектуры; широкая манера письма плотными пастозными мазками и несколько приглушённая «сумеречная» цветовая гамма придают его пейзажам некоторую суровость .На протяжении всей жизни художник был приверженцем камерного, "интимного" пейзажа, для которого характерны лиризм, стремление к передаче изменчивых. сиюминутных состояний природы и свето-воздушной среды. Петровичев использовал в живописи и многие приемы импрессионизма: писал в свободной манере, широким фактурным мазком, яркими сочными красками, достигая впечатления непосредственности, "живого" восприятия натуры. При этом его работы проникнуты умиротворенно-созерцательным настроением, свойственным и работам его учителя Левитана. Излюбленными мотивами работ художника были ранняя весна, закаты, виды родного Ростова Великого, интерьеры старинных усадеб и древнерусских соборов.
 "Он ясно сознавал, что "настоящее", "истина" в искусстве основаны на мыслях и чувствах художника. И он удивительно умел передать зрителю посредством своего искусства то прекрасное, что жило в нем самом." (Бежнар Т.Н.)

 

 

 

Рубрики:  живопись русск.худ.

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку