-Интересы

ars longa vita brevis — «искусство долговечно а жизнь коротка»


Тайные знаки натюрмортов.

Суббота, 14 Января 2012 г. 06:12 + в цитатник
Цитата сообщения Karol-Li Тайные знаки натюрмортов. ч.1.

Любуясь красочными натюрмортами, мы подчас не подозреваем о тайных знаках, которые скрыты на этих полотнах (особенно написанных в средние века). Что же это за знаки?

Ambrosius Bosschaert the Elder " Натюрморт с цветами". 1614 год.

1. срезанные цветы на натюрмортах означают краткость жизнь и эфемерность красоты, обречённой с течением времени на гибель.
2. стрекоза в средние века считалась одним из разновидностей мухи и её изображение имело отрицательный смысл, воплощающий дьявола.
3. бабочка, благодаря своей способности освобождаться из кокона, считалась символом спасения и возрождения. В противоположность стрекозе она указывает на вечную борьбу добра со злом.

Безусловно, помимо напоминания нам о бренности и быстротечности жизни, многообразие цветов на натюрмортах представляло и чисто ботанический интерес.
Ян Брейгель-Старший.

А чтобы точно изобразить на одном полотне цветы, растущие в разные времена года, художники имели в своём распоряжении florigeli - сборники изображений цветов, составленные из ботанических гербариев и распространённые в Европе с конца XVI века.

Jacob van Walscapelle "Натюрморт с цветами и насекомыми"

1. изображения разных цветов также имеют разные значения: мак - цветок сна и смерти; гиацинт - знак траура, и их сочетание с розой и гвоздикой - символами любви и жизни означает вечный цикл жизни и смерти.
2. в нижней правой части натюрморта на зелёном листе можно увидеть ползущую улитку, которая умеет скрываться в своей раковине в холодное или сухое время года, чтобы затем вылезти из раковины на свет. Улитка - это символ воскресения.
3. муха, ползающая по одному из цветов, - символ зла (дьявола) и противопоставлена бабочке - символу добра и эмблеме спасения и воскресения.
4. на вазе изображены два водных божества: справа - Тритон и слева - речное божество. Они напоминают нам о воде, как источнике жизни.

Abraham Mignon "Натюрморт с цветами, котом и мышеловкой", 1670-1675 года.

Изображение кота, нападающего на мышь в запертой мышеловке, - это предостережение против опасностей, которые скрыты в любовных ухаживаниях. Кот на этом полотне - символ сладострастия. Одновременное сочетание его и вазы с цветами, которую опрокидывает кот, бросаясь на мышь, должны напоминать нам о ловушке, таящейся в любовной страсти и в плотских удовольствиях.

Abraham Mignon "Натюрморт". 1665 год.

1. изображение на натюрмортах ящерицы, как и насекомых - мух и стрекоз, имеет отрицательное значение и символизирует зло (дьявола). В сочетании с бабочкой показана извечная борьба добра со злом.
2. мышь (слева внизу) - символ дьявола-пожирателя, уничтожающего корень жизни.
3. колосья пшеницы и гроздья винограда - известные символы святого причастия (евхаристические), символизирующие тело и кровь Христа.
4. щегол - символ страстей Господних и символ человеческой души.
5. гнездо в ветвях - отражение библейского текста: " И птичка находит себе жильё, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих" (Псалмы).

В эти же столетия развивается и особое направление в натюрморте, названное "Vanitas" - "Суета сует", кстати полотна многих живописцев так и назывались "Суета сует".
Мария фон Остервейк "Суета сует". 1668 год.

1. для того, чтобы усилить ощущение бренности человеческой жизни рядом с букетами цветов изображали череп, как символический пример суеты.
2. бабочка с расправленными крыльями должна напоминать нам о воскресении души.
3. мухи - злые силы, находящиеся в вечной борьбе с силами добра.
4. песочные часы - ещё один элемент подобных полотен, усиливающих ощущение суетности и быстротечности жизни. Песочные часы отмеряют ход времени, неумолимо изменяющий материальный мир.
5. наконец, на этой картине на одной из страниц книги можно прочесть: "Мы живём, чтобы умереть, и умираем, чтобы жить". И надпись эта носит более глубокий смысл, чем просто констатация факта человеческой жизни и смерти.

Многие натюрморты, как я уже сказала, несут в себе символы Христа, Святого причастия (евхаристические), символы Воскресения.
Ян Давидс де Хем. "Натюрморт с фруктами и лангустом". 1648-49 года.

1. гроздья винограда - символ святого причастия, символ крови Христа, а в сочетании с бокалами вина напоминают нам о Тайной вечере Иисуса и его жертве во имя спасения людей.
2. пустая раковина - символ опустевшей гробницы Христа и, следовательно, его воскресение.
3. лангуст из-за его способности менять панцирь в конце зимы ещё один элемент указывающий на воскресение.
Рубрики:  натюрморт

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку