Царствование Иоанна... |
Царь Иоанн V Романов
Иоанн Алексеевич был пятым сыном Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской, родился в Москве с 26 на 27 августа 1666 года.
Известий о воспитании царевича не сохранилось, но, так как о был слабым, косноязычным и болел глазами, то несомненно, что учение его началось позже, чем его братьев. Дядькою при нем состоял стольник Петр Иванович Прозоровский. Лишившись на третьем году матери, царевич со времени рождения Петра был с ним неразлучен.
Когда умер царь Федор Алексеевич, сожаление о молодом добродушном царе смешивалось с опасениями и беспокойством, кто после него будет править царством? Почивший царь не оставил на этот счет никакого завещания. Многие бояре боялись, чтобы не произошло кровопролития, потому, отправляясь в Кремль, надели под свои одежды панцири и кольчуги. Когда приближенные к царской семье собрались в передней палате Кремлевского дворца, к ним вышел патриарх Иоаким с духовенством. Благословив собравшихся, патриарх сказал: «Царь Федор Алексеевич отошел в вечное блаженство; чад по нем не осталось, но остались братья его — царевичи Иоанн и Петр Алексеевичи. Царевич Иоанн шестнадцатилетен, но одержим скорбью и слаб здоровьем, царевич же Петр десятилетен. Из них, двух братьев, кто будет наследником российского престола, единый или оба будут царствовать? Спрашиваю и требую, чтобы сказали истину по совести, как перед престолом Божиим, кто же изречет по страсти, да будет тому жребий изменника Иуды!».
Стоявшие в палате бояре предложили передать этот важный вопрос на решение всего православного народа, говоря, «что это дело такое, которое должно быть решено всех чинов людьми». Патриарх вместе с архиереями и боярами вышел на верхнюю площадку Красного крыльца и велел собраться «людям всех чинов» на площадь перед церковью Спаса. Когда все собрались, патриарх обратился к народу с вопросом: «Кому из двух царевичей быть на царстве?» Единодушные крики провозгласили Петра Алексеевича, и хотя раздались отдельные голоса «Иоанну!», но были заглушены криком сторонников Петра. Царевна Софья протестовала против этого избрания: «Петр еще юн и неразумен, - говорила она, - Иоанн же совершеннолетен; он должен быть царем».
А. Антропов. Портрет царицы Софьи
Неудовольствие свое на Петра царевна Софья выразила за то, что он, не дождавшись окончания обряда погребения царя Федора, уехал из храма. Хотя царица Наталья и говорила, что сын ее – ребенок и устал, но Софья, возвращаясь с погребения брата, громко кричала народу: «Знайте, православные, что брат наш царь Федор Алексеевич отравлен внезапно злыми людьми; пожалейте нас, сирых: у нас нет ни батюшки, ни матушки, а братьев и родственников отнимают. Наш брат Иоанн - старший, а его не избрали царем. Если мы провинились в чем пред вами и боярами, то пусть нас отошлют в чужие края, к христианским королям!».
Избрание Петра дало повод к раздору придворных партий, главными представителями которых были Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича, матери Иоанна, и Матвеев и Нарышкины, родственники Петра. К недовольству придворных партий присоединились волнения стрельцов, которыми сумела воспользоваться Софья при помощи Милославских. 15 мая 1682 года взбунтовались стрельцы, которым Милославские утром сообщили, что изменниками задушен Иоанн. В боевом порядке стрелецкие полки взошли в Кремль. Во дворце на совете решено было показать стрельцам Иоанна и Петра, чтобы убедить их в отсутствии измены. Царица Наталья вывела обоих братьев на Красное крыльцо, и стрельцы услышали от Иоанна, что «его никто не изводит и жаловаться ему не на кого». Старик Матвеев, вернувшийся в Москву 11 мая, своею речью было успокоил стрельцов, которые хотели разойтись, но князь Михаил Юрьевич Долгорукий, сын Юрия Алексеевича, начальника стрельцов, отнесся к толпе с бранью и грубо приказал расходиться. Стрельцы, подстрекаемые людьми из партии Милославских, обиделись и кинулись на крыльцо мимо патриарха Иоакима к Долгорукому, схватили его, сбросили с крыльца вниз, и тучное тело князя, подхваченное на копья, было тут же рассечено бердышами. Опьяненные стрельцы бросились на крыльцо Грановитой палаты, вырвали Матвеева из объятий царицы Натальи Кирилловны и также сбросили его на копья к Благовещенскому собору. Петр, бывший очевидцем этих кровавых сцен мятежа, вызвал удивление твердостью, какую сохранил при этом; но майские ужасы 1682 года неизгладимо врезались в его память.
Н. Дмитриев-Оренбургский. Стрелецкий бунт
Рассвирепевшие двумя убийствами, стрельцы с криком: «Пора нам разбирать, кто нам надобен!» - ринулись во дворец и, обегая комнаты, заглядывали в чуланы, рылись в тюфяках и перинах тех, «кто им надобен». За Матвеевым были схвачены и убиты бояре князь Ромодановский, А.К. Нарышкин и другие лица. Своих жертв они вытаскивали на крыльцо, показывали стоявшим внизу стрельцам, спрашивали: «Любо ли?» и на ответ толпы «Любо! Любо!» безжалостно бросали несчастных на копья, и изуродованные тела их тащили по улицам Кремля, с хохотом крича народу: «Едет боярин, едет думный, дайте дорогу!», затем выволакивали их Спасскими или Никольскими воротами на Красную площадь, где и рассекали трупы на части. Особенно искали стрельцы ненавистного Милославским Ивана Кирилловича Нарышкина, способнейшего брата. Из-под жертвенника дворцовой церкви Воскресения, что на Сенях, вытащен был, по указанию царицыной карлицы, комнатный стольник Афанасий Нарышкин, изрубленный на самой паперти и сброшенный отсюда к Успенскому собору. Между Патриаршим двором и Чудовым монастырем схватили боярина Ромодановского, «ведущи его за власы и бороду, зело ругательно терзаху и по лицу бивши», и против разряду на дороге, подняв на копья и опустивши на землю, изрубили.
Н. Матвеев. Стрелец на башне Кремля в лунную ночь
Бунт стрельцов продолжался и 16 мая, причем стрельцами были убиты все те, кого Милославские полагали изменниками. Стрельцы требовали, чтобы им выдали Ивана Кирилловича Нарышкина, но он ловко прятался во дворце. На третий день волнение продолжалось, и стрельцы не хотели уйти из Кремля, пока им не будет выдан Иван Нарышкин. Перепуганные бояре, опасаясь за свою жизнь, а также царевна Софья убедили царицу Наталью выдать Нарышкина, и она решилась пожертвовать своим любимым братом. Позвала его в церковь Спаса за золотой решеткой, где он исповедался, приобщился Святых Тайн и даже соборовался. Потом царица Наталья приняла из рук Софьи образ Богоматери и, благословив им несчастного брата, со слезами припала к его груди. Бояре торопили прощание, и Иван Кириллович с иконой на груди бодро пошел из церкви к золотой решетке и предстал пред стрельцами. «Его же они, злые, - говорит летописец, - зверски подхватили, сверху от самой решетки волокли немилосердно и пытали пытками страшными и, выведя из Кремля на Красную площадь, изрубили на мелкие части».
А. И. Корзухин. Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. (1882)
После такой расправы стрельцы 18 мая, продолжая свои буйства и убийства, провозгласили царем Иоанна Алексеевича, а царевну Софью правительницей государства. Боярская дума 26 мая признала это избрание с тем, чтобы Иоанн Алексеевич, называясь первым царем, соцарствовал с братом своим Петром Алексеевичем. 25 июня оба царя были венчаны на царство. Священный обряд этого двойного коронования совершен был патриархом Иоакимом в Успенском соборе, где было устроено против алтаря под балдахином чертожное место, на котором по правую руку поставлен двойной трон, с закрытым позади его местом, в котором сделано окно в списке кресла Петра Алексеевича, закрытое снаружи такою же парчою, какою внутри место было обито. В этом скрытом помещении стаивала царевна Софья при аудиенциях послам. Трон этот сохраняется и теперь в Оружейной палате. Мятежных, но верных стрельцов Софья угощала во дворце.
Правительница Софья Алексеевна (в монашестве Сусанна)
Около Петра и его матери не осталось никого; все их сторонники были перебиты, а уцелевшие попрятались. Заправилами стали Милославские, а представительницей власти - Софья. Все места, занятые людьми, близкими к Нарышкиным, достались сторонникам Софьи. Князь В.В. Голицын сделался начальником Посольского приказа; князь Иван Андреевич Хованский с сыном Андреем - Стрелецкого приказа, а Иван Михайлович Милославский - Иноземного и Рейтарского приказов.
Царица Наталья с сыном Петром уединилась в любимом подмосковном селе царя Алексея - Преображенском, где, удаленная от всякого участия в управлении, по словам современника князя Б.И. Куракина, «жила тем, что дано было от рук царевны Софьи», нуждалась и должна была тайно принимать денежную помощь от патриарха, Троицкого монастыря и Ростовского митрополита.
Царь Петр I в детстве
Стрельцы, громя Холопий приказ, рвали и разбрасывали по площади кабалы и другие крепости, призывали холопов встать на их сторону, обещая им свободу. Но холопы унимали мятежников, говоря им: «Лежать вашим головам на площади, до чего вы добунтуетесь. Русская земля велика, вам с ней не совладать». Боясь наказания в будущем, сами стрельцы требовали гарантий своей безопасности. И новое правительство признало, что стрельцы не бунтовали, а лишь искореняли измену. Это было всенародно засвидетельствовано в виде надписей на каменном столбе, который был поставлен на Красной площади в память майских событий.
Такой признанной силой, то есть стрельцами, решили воспользоваться раскольники и восстановить «старое благочестие» в русской церкви. Для этой цели расколоучители вели в стрелецких слободах деятельную и успешную агитацию. Результатом ее было новое волнение стрельцов, которые через своего начальника Хованского требовали пересмотра вероисповедного вопроса.
Правительство на 5 июля в Грановитой палате назначило диспут между православной иерархией и расколоучителями. Толпы раскольников хлынули в Кремль; впереди шли их наставники с книгами, образами, аналоями, зажженными свечами, распевая гнусавыми голосами духовные гимны. У многих за пазухой были камни. Староверы наполнили площадку перед Грановитой палатой, разложили свои аналои, развернули книги, расставили образа и объявили, что не уйдут, пока не будет им бъявлено решение. Через Красное крыльцо в Грановитую палату вошли выборные от стрельцов и многие раскольники. При прениях присутствовали царевна Софья, оба царя и старый годами патриарх Иоаким. Афанасий, архиепископ Холмогорский, стал возражать попу-расстриге Никите, прозванному Пустосвятом. Последний кинулся на архиерея, схватил его бороду, так что выборные стрельцы едва могли оттащить Никиту. Прения продолжаясь, но звон к вечерне прекратил эти споры. Царевна и цари вышли из Грановитой палаты, за ними духовенство прошло в палаты патриарха. Никита же и раскольники, выйдя на Красное крыльцо, кричали народу: «Победили, победили! По нашему молитесь веруйте!».
Московское население было введено в соблазн рядом скандалов и отсутствием у правительства твердой власти. Последнее же воочию увидело, насколько ненадежно стрелецкое войско. Вследствие того Софья решила, во-первых, лишить раскольников поддержки стрельцов, а во-вторых, обуздать Хованского. Первого Софья добилась подачками и склонила стрельцов отстать от расколоучителей. Никиту Пустосвята казнили, а других сослали.
Но сместить Хованского Софья боялась, так как ходил слух, что он мечтает завладеть царством. 20 августа вся царская семья уехала из Москвы, считая себя небезопасной в Кремле. После частых переездов из села в село 17 сентября Софья праздновала свои именины в селе Воздвиженском, где после обедни цари с боярами «сидели» о деле Хованского, и Боярская дума приговорила Хованского и сына его Андрея казнить, что было исполнено в тот же день, о чем стрельцов Софья известила грамотой, в которой было сказано, что на самих стрельцов царского гнева нет.
Казнь князей Хованских послужила поводом к новому возмущению стрельцов, которые, ожидая себе наказания, привели Москву в осадное положение и приготовились к вооруженной защите. Такое положение дела заставило двор укрыться в Троицкую лавру (первоклассную крепость того времени) и призвать к себе дворянское ополчение из городов. Грозное ополчение, собравшееся на защиту царей, заставило устрашенных мятежников обратиться к заступничеству патриарха с обещанием вперед быть послушными. С повинными головами явились выборные стрельцов пред Троицкою лаврою и пали на землю, предоставляя царям их казнить. Софья даровала им прощение с одним условием: стрельцы должны повиноваться начальству и не вмешиваться не в свои дела. 8 октября стрельцы дали клятву и просили позволения уничтожить столб, воздвигнутый в память их на Красной площади. Так кончилось смутное время и настало «правление царевны Софьи» (1682-1689 годы), которая хотела стать полной «самодержицей».
Царевна Софья
С разрешения Софьи 6 ноября оба царя вместе с ней вернулись в Москву при радостных криках народонаселения, вышедшего навстречу им за город. В следующем, 1684, году 9 января царь Иоанн Алексеевич на 18-м году сочетался браком с Прасковьей Федоровной Салтыковой, дочерью Енисейского коменданта, нарочно для этого вызванного царевной Софьей из Сибири. Невеста царя отличалась красотою и душевными качествами, так что Иоанн действительно ее полюбил. После кончины Иоанна вдова-царица Прасковья жила в подмосковном селе Измайлове, где устроила свой двор по старине, к которой была очень привержена, почему у ней во дворце постоянно находились юродивые, дурки, странствующие монахи и калеки. Петр снисходительно относился к этому, так как Иоанн и его семья вполне подчинялись его воле.
Неизвестный художник. Портрет царя Иоанна V Романова
Царица Прасковья Федоровна Салтыкова, супруга царя Иоанна V Романова
В браке они имели пять дочерей:
Мария, Феодосия (обе умерли во младенчестве), Екатерина Иоанновна (в замужестве герцогиня Мекленбург-Шверинская, мать Анны Леопольдовны):
Анна Иоанновна (впоследствии императрица):
и Прасковья Иоанновна:
Царь Петр Алексеевич с 1683 года начал в селе Преображенском свою игру в «потешные», которая была для него и школой самообразования. К юному Петру из придворной знати были назначены в стольники и спальники сверстники, ставшие его «комнатными людьми». После кончины царя Алексея Михайловича сокольничим и конюшенным стало мало дела, так как больным царям Федору и Иоанну редко приходилось выезжать из дворца. Между тем в конюшенном ведомстве считалось более 40 000 лошадей и 600 человек людей, которые «пили и ели царское». Вот этих-то праздных дворовых конюхов, сокольников и кречетников Петр стал верстать в свою службу, образовав из них две роты, которые скоро расширились в два батальона по 300 человек в каждом, получивших название «потешных» от потешных сел, в которых их поселили. Набирались потешные официальным порядком. Так, в 1686 году предписано было Конюшенному приказу выслать в село Преображенское в пушкари семь придворных конюхов, в числе которых оказался и сын конюха Александр Данилович Меншиков, а позже (в 1687 году) в потешные начали поступать и знатные молодые люди. Например, И.И. Бутурлин и князь М.М. Голицын, впоследствии фельдмаршал, записавшийся, по своему малолетству, в «барабанную науку», как гласит дворцовая запись.
Чтобы научить потешных солдат осаде и штурму крепостей, на реке Яузе была построена «регулярным порядком потешная фортеция», городок Пресбург. Недалеко от села Преображенского находилась Немецкая слобода, заселенная при царе Алексее Михайловиче военными людьми, выписанными из-за границы для команды в русских полках иноземного строя. Вот к этим-то офицерам Петр и обратился за воинскими хитростями.
Ф. Солнцев. Царская одежда XVII века
Иноземный мастер Зоммер в 1684 году показывал Петру гранатную стрельбу. Иностранцы-офицеры были призваны на
службу в потешные батальоны, развернувшиеся в начале 1690-х годов в два полка, поселенные в селах Преображенском и Семеновском, от которых и получили свои названия. Главным командиром обоих полков был Автамон Головин, по отзыву семеиовца Б.И. Куракина, «человек гораздо глупый, но знавший солдатскую экзерцицию».
Князь Я.Ф. Долгорукий привез из Франции по просьбе Петра астролябию, употребление которой показал голландец Тиммерман, у которого Петр учился арифметике, геометрии, артиллерии и фортификации, как свидетельствуют дошедшие до нас тетради Петра. С этим Тиммерманом Петр, осматривая амбары села Измайлова, деда Никиты Романовича Романова, нашел английский бот, который, по словам самого Петра, послужил родоначальником русского флота.
Таким образом совершался нравственный рост Петра, на которого «майские дни» 1682 года имели большое влияние; он был так сильно потрясен ими, что от испуга у него остались на всю жизнь конвульсивные движения головы и лица. Но он понял в эти дни больше, чем можно предположить по его возрасту, и затаил чувство неприязни к Милославским, называя ненавистных ему стрельцов «семенем Ивана Михайловича».
Год спустя после событий 1682 года 11-летний Петр по своей развитости показался иностранному послу 16-летним юношей, а шесть лет, проведенных в селе Преображенском, показали Петру старую Русь с ее работой и плодами.
Портреты царей Иоанна и Петра Алексеевичей
Страсть к плаванию заставила Петра (1688 год) перенести свою забаву на Переяславское озеро, где он стал строить фрегат с помощью голландцев. Ему шел уже 17-й год, но Петр не думал обращать внимания на государственные дела. Царица Наталья Кирилловна, чтобы остепенить своего сына, женила его (27 января 1689 года) на Евдокии Федоровне Лопухиной. Это было, впрочем, делом интриги Нарышкиных и Тихона Стрешнева. Но суеверная и вздорная Евдокия оказалась не парою своему мужу, и согласие держалось, лишь пока они не поняли друг друга, а царица Наталья, невзлюбившая невестку, ускорила неизбежный разрыв. Через месяц после свадьбы Петр уехал в Переяславль от матери и жены к своим кораблям. Его интересы как царя взялись охранять другие лица, которые и руководили Петром в борьбе его с Софьей.
Царь Петр I в юношестве
Царица Евдокия Федоровна Лопухина (в монашестве Елена)
Главными пособниками в правлении Софьи были: начальник Посольского приказа князь В.В. Голицын и начальник стрельцов думный дьяк Шакловитый. Первый не только служил царевне, но был любим ею. По свидетельству иностранцев, князь Голицын являлся очень образованным человеком; его дипломатическим способностям Москва обязана заключением в 1686 году мира с Польшею, по которому Ян Собеский согласился на вечный мир, уступая Москве все, что завоевала Польша в XVII веке, и даже Киев. По условию заключенного мира Москва обязывалась объявить войну Турции и Крыму. Решено было идти походом в Крым, и князь Голицын, назначенный начальствовать над войском, совершил два похода (в 1687-1689 годах). Оба эти похода были неудачны и возбудили ропот войска и обвинение со стороны Петра в нерадении. Этим благоприятным моментом для упразднения регентства Софьи и воспользовалась партия Петра, во главе которой стояли Лев Нарышкин и его «дядька» князь Б. Голицын, который и был главным ее руководителем. Софье из правительницы хотелось стать «самодержицей», то есть венчаться на царство, чего она и Шакловитый мечтали достичь в 1687 году при помощи стрельцов. Вызванный из Переяславля царицей Натальей в Москву, Петр в июле 1689 года запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал из процессии. К началу августа отношения Петра и Софьи стали натянутыми, и разрыв произошел 7 числа. Софью, как говорят, напугал слух о том, что в ночь с 7 на 8 августа Петр с потешными явится в Москву и лишит ее власти. Видя военные приготовления в Кремле, приверженцы Петра дали ему знать, что на него с матерью стрельцы «идут бунтом» и замышляют на них «убийство». В полночь внезапно разбуженный, Петр ускакал в лес, а оттуда к Троице, бросив мать и беременную жену. С 8 августа в лавру съехались все Нарышкины, и пришли потешные и Сухарев стрелецкий полк, в память которого впоследствии Петр построил в Москве Сухареву башню.
И. Репин. Приезд царя Иоанна и Петра
В эту решительную минуту Софья под предлогом гибели отечества уговорила Иоанна Алексеевича, оставшегося в Москве, дать стрельцам приказ, чтобы никто из них, под страхом смертной казни, не отлучался из Москвы, если бы даже были приказания от Петра из Троицкой лавры; последнее подтверждается поденною записью 1689 года, где говорится: «Великий Государь, Великий Князь Петр Алексеевич посылал к Москве, к братцу своему царю Иоанну Алексеевичу стольника Вашкогагина, чтобы изволил быть изо всех полков выборным стрелецким, такожде и от себя в стрелецкие полки послал свой Государев указ, чтобы были к нему, Государю, выборные, для подлинного розыска, и с ними полковники, такожде гостям и гостиной сотни, посадским людям и чернослободцам. И, по указу Великого Государя Царя и Великого Князя Петра Алексеевича, с Москвы и по той присылке ни которых чинов людей в Троицкий монастырь не было».
Скоро царь Иоанн Алексеевич узнал всю ложь наговора царевны Софьи и принял сторону Петра. Напрасно Софья и стрельцы убеждали его царствовать единодержавно, он отвечал, что уступает правление государством своему брату как достойному самодержцу, и все ему вручает.
Когда боярин Петр Васильевич Шереметев младший и подполковник Нечаев, присланные Петром из лавры для вытребования Шакловитого, которого Софья не желала выдавать, привезли царю Иоанну донесение Петра, Иоанн тотчас же послал к сестре боярина князя Петра Ивановича Прозоровского с решительным приказом, чтобы она выдала Шакловитого с сообщниками-стрельцами присланным от Петра, сказав, «что он не только за вора, но и ни за что для нее, царевны, с братом ссориться не станет». После выдачи Шакловитого явился в лавру добровольно и князь В.В. Голицын, которому была объявлена ссылка в Каргополь, а позже в Пинегу за самоуправство в управлении и нерадение в Крымском походе.
Ф. Солнцев. Алмазная шапка царя Иоанна Алексеевича
Шакловитого пытали и с близкими ему стрельцами казнили 11 сентября. С печальной участью преданных друзей Софьи была решена и ее участь. Она, как «третье зазорное лицо», по словам письма Петра к брату, была заключена в Новодевичий монастырь, перед которым был поставлен крепкий караул из потешных Преображенского полка.
Так кончилось троевластное правление, и Петр, при больном царе Иоанне, правил сам. Царь Иоанн Алексеевич умер 29 января 1696 года, и с этого дня началось единодержавие Петра Алексеевича.
Царь Иоанн Алексеевич
Источник: Книга "Романовы. Триста лет служения России". Издательство "Белый город".
Ранее:
Романовы. О роде бояр Романовых, избрании и царствовании Михаила Федоровича
Рубрики: | историческая рубрика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |