Хосеп Пуч-и-Кадафалч. Каса Марти |
1886 г.
Барселона, Montsio, 3 bis
Эту изысканную псевдоготическую постройку создал в 1895-1896 годах 28-летний архитектор, впоследствии знаменитейший представитель каталонского модернизма, Хосеп Пуч-и-Кадафалч для семьи текстильного промышленника Франческа Вильюмара.
Планировалось устроить здесь доходный дом. Нижний этаж больше года оставался свободным до тех пор, пока его не заняли «Четыре кота».
Отличительными особенностями архитектуры особняка Каса Марти являются широкие заостренные арки и витражи на нижнем этаже, причудливая «пламенеющая» орнаментальная отделка окон и балконов (с аллегориями из области текстильной промышленности), скульптурные украшения Эусеби Арнау, а также кованые решетки работы Мануэля Балларина.
С Эусеби Арнау и Мануэлем Балларином архитектор впоследствии сотрудничал на протяжении всей своей карьеры.
Особенно хороша великолепная лоджия бокового фасада, выполненная в духе пламенеющей готики
Угловая скульптура изображает святого Иосифа с младенцем Иисусом. Это работа каталонского скульптора Жузепа Льимоны. Нынешний вариант скульптуры является копией, установленной в 2000 году вместо утерянного во время гражданской войны оригинала.
Консоль, на которую опирается святой, выполнена в виде скульптуры святого Георгия, сражающегося с драконом, — этот иконографический мотив вскоре стал своего рода «фирменным знаком» большинства построек Пуч-и-Кадафалча.
В конце XIX века в Барселону из Франции вернулся никому не известный человек - Пере Ромеу, который в Париже работал официантом в знаменитом кабаре Le Chat Noir – «Черный кот». Вернувшись на родину, загорелся идеей открыть нечто подобное в Барселоне.
Затерянное в узких улочках Готического квартала местоположение дома Марти немного смущало основателей кафе - Пере Ромеу, Рамона Казаса, Сантьяго Русиньоля и Мигеля Утрийо . Друзья шутили, что никто сюда не забредет, кроме четырех котов... ( так говорят каталонцы, когда речь идет о малом количестве народа)
Таверна открыла свои двери для посетителей в 1897 году (в этом же году в Париже было закрыто кафе-прообраз барселонского). Сантьяго Русиньоль составил для публики такой текст приглашения: «Это привал для утративших веру; это тёплый угол для тех, кому нужен дом; это музей для тех, кто ищет просветления души; это таверна и место отдохновения для тех, кто любит пляшущие тени мотыльков и выжимку виноградной лозы; это готическая пивная для любителей Севера и андалусский дворик для любителей Юга; это место, где можно залечить болезни века; место дружбы и гармонии для тех, кто, согнувшись, проходит через эту дверь»
В оформлении интерьера кафе были использованы массивные круглые люстры и «средневековая» мебель по дизайну Пуч-и-Кадафалча. Большую часть пространства занимали картины и разноцветные керамические плитки (всё это можно видеть и поныне, в восстановленном интерьере). На стене был выведен рифмованный девиз: «Человеку, чтобы жить в свое удовольствие, нужна хорошая еда и вдоволь смеха» (L’ home que he vulga viure, Bons aliments y molt riure), для приглашенных музыкантов поставили рояль.
Для украшения зала Рамон Касас нарисовал огромных размеров картину, где изобразил себя самого и Пере Ромэу на велосипеде-тандеме. Шутливая подпись, сделанная автором, гласила: «Едешь на велосипеде, не держи спину так прямо», намекая на то, что ему приходится крутить педали, а Ромэу всего лишь позирует.
В 1901 году эту картину сменила другая: «Рамон Касас и Пере Ромэу на автомобиле». Касас изобразил на ней себя и своего друга в меховых пальто, теперь уже едущих на автомобиле в компании с его любимой собачкой Зиемом на капоте. Машина, как ему представлялось, больше соответствовала веяниям нового века.
Кафе Els Quatre Gats отражало не только дух парижских кабаре, но и следовало в русле испанской традиции кафе-тертулий — интеллектуальных собраний и дружеских дебатов, обычно проводившихся в ресторанах или барах. Публика приходила сюда не столько ради еды - яростные споры, буйное веселье... — жизнь здесь била ключом (одна беда: жители верхних этажей жаловались на шум. Кроме того, в кафе проводились представления китайского театра теней и театра марионеток. Спектакли могли длиться до зари.
На второй год существования таверны в ней появился семнадцатилетний Пабло Пикассо. С восхищением слушал он речи длинноволосых, бородатых, небрежно одетых художников, с воодушевлением провозглашавших новые идеи в искусстве. Эта богемная атмосфера настолько пленила воображение молодого человека, что он попросил позволения написать портреты завсегдатаев, на что последние с удовольствием согласились.
1 февраля 1900 года прошла первая выставка художника, состоявшая из двадцати пяти картин: портретов художников и артистов, посетителей «Четырех котов». В подражание Тулуз-Лотреку Пикассо оформил обложку меню для таверны.
С этого момента он стал неизменным участником «посиделок», которых, к сожалению, становилось все меньше и меньше. Новаторы-бунтари постепенно добивались известности и становились состоятельными. Ничто в них уже не напоминало тех революционеров, мечтавших разрушить старые догматические нормы в живописи. Теперь они стремились утвердиться в другом, более избранном обществе.
Пере Ромэу оказался плохим управляющим и через 6 лет после открытия он решил закрыть таверну. Известие об этом очень огорчило барселонцев. В одном из журналов того времени опубликовали рисунок, на нем перед закрытой дверью таверны с табличкой «Сдается» горько плачут четыре кота. Рисунок сопровождало четверостишие, его можно перевести приблизительно так: «Пере нас оставил в дураках, найдется ли добрая душа, что возьмет нас под свое покровительство?»
Долгие годы заведение оставалось закрытым, и лишь относительно недавно (в 1993 г.) двери Els Quatre Gats вновь открылись для посетителей. Новые хозяева постарались как можно точнее воссоздать интерьер знаменитого ресторана.
Все то же меню, оформленное Пикассо, та же надпись «Еду и выпивку подают в любое время», живая музыка по вечерам, как мечтал его основатель. Правда, паутины в углах вы уже не увидите, да и блюда приготовлены великолепно. Даже традицию представлений кукольного театра решили возродить нынешние хозяева, пригласив известную в Барселоне труппу Театра Бержес провести серию воскресных спектаклей. На стенах так же висят две большие (в размер оригиналов) копии картин Касаса. (Оригинал одной из них, где друзья изображены на велосипеде, находится в Национальном музее каталонского искусства. Другая принадлежит потомкам Абадаля – пионера испанского автомобилестроения. Владельцы картины лишь изредка выставляют ее на всеобщее обозрение.)
Кафе открыто: 10.00-1.00 ежедневно
Рубрики: | Архитектура |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |