-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Светлана_Ильинична

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.08.2011
Записей: 10353
Комментариев: 523
Написано: 12213


Джорж Баланчин - американский балетмейстер

Вторник, 22 Января 2013 г. 08:32 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Джорж Баланчин - американский балетмейстер


Джордж БаланчинСреди историй о русских эмигрантах у Сергея Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты – это 425 сочинений.


Георгий Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге 22 января 1904 года в семье известного грузинского композитора, зачинателя грузинской оперы и романса, Мелитона Баланчивадзе (1862–1937), которого тогда называли «грузинским Глинкой». Его брат – Андрей Баланчивадзе также талантливый композитор.  


В 1914 году Георгий поступил в Петроградское театральное училище. Впервые он вышел на сцену в «Спящей красавице» – исполнил роль маленького амура. Впоследствии он вспоминал о школе:


«У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так  не  учили…  У  них,  в  Москве,  все  больше  по  сцене  бегали  голые,  этаким  кандибобером,  мускулы  показывали.  В Москве было больше акробатики. Это совсем не императорский стиль»


 


  Тогда, в школе, он познакомился с музыкой Чайковского и полюбил ее на всю жизнь. Учеником он был старательным и, окончив школу, был в 1921 году принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива «Молодой балет», Баланчивадзе ставил там свои номера, которые исполнял вместе с другими молодыми артистами. Жилось нелегко – нередко голодали.


В 1924 году при содействии певца В.П. Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Баланчивадзе твердо решил, что назад не вернется. Их было четверо – Тамара Джива, Александра Данилова, Георгий Баланчин и Николай Ефимов, им безумно хотелось увидеть мир, они покатили по всей Европе.


 


Дягилев их увидел в Лондоне. Георгию Баланчивадзе повезло: сам Дягилев, прославленный авангардистский антрепренер, обратил на него внимание. Он стал следующим, после Брониславы Нижинской, хореографом труппы «Русского балета Сергея Дягилева». Дягилев поменял ему имя – так появился балетмейстер Баланчин.


  Он поставил для Дягилева десять балетов, в том числе «Аполлон Мусагет» на музыку Игоря Стравинского (1928), который, наряду с «Блудным сыном» на музыку Сергея Прокофьева считается шедевром неоклассической хореографии и сегодня. Началось многолетнее творческоесотрудничество Баланчина и Стравинского и было озвучено творческое кредо Баланчина: «Видеть музыку, слышать танец».





  Во время одного из спектаклей Баланчин травмировал колено. Это обстоятельство ограничило его возможности танцовщика, зато дало свободное время для занятий хореографией. Он почувствовал вкус к преподаванию и понял, что это его настоящее призвание. Вернувшись в Париж в 1933 году, он основал свою собственную компанию. Художественными руководителями были Бертольд Брехт и Курт Вейль. В сотрудничестве c ними Баланчин создавал балет XX века.


Как-то Баланчин нашел в парижской библиотеке дипломную симфонию молодого Жоржа Бизе и между делом, заполняя вынужденный простй, поставил в 1935 году простенький, ни на что не претендующий балет «Симфония С», ставший, как выяснилось позже, одним из его шедевров. Когда Баланчина в 1947 году пригласили в парижскую «Гранд-опера», он выбрал эту вещь для своего дебюта под названием «Хрустальный дворец». Успех был грандиозный. После этого в 1948 году Баланчин перенес постановку в Нью-Йорк, и с тех пор она не сходит со сцены Нью-Йорского городского балета.


 


  После смерти Дягилева в 1929 году «Русский балет» начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем приглашённым балетмейстером в Копенгагене. Вернувшись на некоторое время в «Новый Русский балет», который обосновался в Монте-Карло, он поставил несколько номеров для Тамары Тумановой. Вскоре Баланчин ушёл, решив организовать собственную труппу – «Les Ballets 1933». За несколько месяцев существования труппы было осуществлено несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вейля, Анри Соге. Увидев их, известный американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Баланчину перебраться в США для создания Школы американского балета и труппы «Американский балет» и Баланчин согласился.


  Бостонский мультимиллионер Кирстайн был одержим балетом. У него была мечта – создать американскую балетную школу, и на ее базе – американскую балетную компанию. В лице молодого, ищущего, талантливого, амбициозного Баланчина Кирстайн нашел человека, способного воплотить его мечту в жизнь.



  В 1933 году Баланчин перебрался в Соединенные Штаты. Здесь начался самый длительный и блестящий период его деятельности. Стартовал балетмейстер буквально на пустом месте. Первым проектом Джорджа Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Уорберга 2 января 1934 года Школа американского балета приняла первых учеников. Первым балетом Баланчина была «Серенада» на музыку Чайковского.


Затем была создана профессиональная труппа «Американский балет». Они танцевали сначала в «Метрополитен-опера» – с 1935 по 1938 год, затем гастролировали как самостоятельный коллектив. В 1936 году Баланчин поставил балет «Убийство на Десятой авеню». Первые рецензии были уничтожающими. Баланчин оставался невозмутимым; он верил в успех, который пришел спустя десятилетие напряженного труда: явились и неизменные восторги прессы, и многомиллионный грант от Фонда Форда, и портрет Баланчина на обложке журнала «Тайм». И главное – переполненные залы на представлениях. Джордж Баланчин стал признанным главой американского балета, законодателем вкусов, одним из лидеров неоклассицизма в искусстве.


   В 1940 году Баланчин стал гражданином США. В 1941 году он создал для латиноамериканских гастролей американской труппы «Америкен балле караван» два самых знаменитых своих спектакля – «Балле Империал» на музыку П.И. Чайковского и «Кончерто барокко» на музыку И.С. Баха. В 1944 и 1946 годах Баланчин сотрудничал с «Русским балетом Монте-Карло».


баланчин (452x302, 38Kb)

Джорж Баланчин и Артур Митчелл

В 1946 году Баланчин и Кирстайн основали труппу «Балетное общество». В 1948 году Баланчину предложили руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» стало Нью-Йоркским городским балетом.

Казалось бы, Баланчину, воспитанному на классическом балетном репертуаре, получившему классическое музыкальное образование, Чайковский должен быть ближе, чем, скажем, Пауль Хиндемит. Однако круг его любимых композиторов был широк. Он включал Чайковского и Прокофьева, Стравинского и Баха, Моцарта и Глюка, Равеля и Бизе, Бернстайна и Голда, Гершвина и Хиндемита автора музыки «Четыре темперамента» для открытия «Балетного общества».

  Музыка означала для Баланчина нечто большее, чем остов для хореографии. Музыка давала импульс. Пока он не «видел» музыку, он не начинал работать. Никаких заранее заказанных сюжетов он не признавал: музыка решала все. Баланчин читал клавир с листа и сразу видел: его ли это музыка. Музыкальное образование Джорджа Баланчина позволяло ему находить контакт с композиторами и вносить свои коррективы в оркестровки. Быстрота, с которой он ставил свои балеты, во многом зависела от его умения быстро читать клавир.

В 1950—1960-е годы ряд успешных постановок Баланчина, в их числе «Щелкунчик» Чайковского, его ежегодно показывают на рождество.

 

  По меткому выражению Мориса Бежара, Баланчин «перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II». Он возвращал на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами.

Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983 года. Через пять месяцев после его смерти в Нью-Йорке был основан «Фонд Джорджа Баланчина». Ведущие американские газеты, редко между собой в чем-либо соглашающиеся, единодушно причислили Баланчина к трем величайшим творческим гениям двадцатого века; двое других – Пикассо и Стравинский…

http://www.belcanto.ru/

4000491_balanchin_i_stravinskii (428x650, 35Kb)

Рубрики:  Балет

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку