.Музыкальный словарь - Бас профундо, или октава... |
БАС (итал. basso - низкий; франц. basse; англ. bass). 1) Самый низкий мужской голос. Различают высокий, или певучий, Б. (итал. basso cantante) и низкий, или глубокий, Б. (итал. basso profundo), в оперном исполнительстве - характерный, комич. Б. (итал. basso buffo). Высокий Б. бывает двух типов: лирический - более мягкий и драматич.- более сильный; диапазон лирич. баса - G-f1, драматич. - F-е1. Для высоких Б. характерны сила и мощь на верхних звуках и более слабое звучание низких звуков. Низкий Б. (в рус. хор. пении его наз. «центральным») отличает глубокое, полное звучание в низком регистре и напряжённое - в верхнем; диапазон его - (С, D)E - d1(е1). В числе наиболее ярких оперных партий для высокого (певучего) Б. - Вотан («Валькирия»), Сусанин, Борис Годунов, Досифей, Кончак, Кутузов, для низкого (глубокого) Б. - Зарастро («Волшебная флейта»), Осмин («Похищение из сераля» Моцарта), Фафнер («Зигфрид»), для комич. Б. - Бартоло («Севильский цирюльник»), Джероламо («Тайный брак» Чимарозы), Фарлаф. Высокий и низкий Б. образуют басовую группу голосов и в хоре исполняют партию вторых басов (партию первых басов исполняют баритоны, к которым иногда присоединяются лирич. басы). В рус. хорах встречается особый, самый низкий вид басов - басы-октависты с диапазоном (А1) В1 - a (с1); голоса октавистов особенно красиво звучат в хорах a cappella. Б.-баритон - см. Баритон. 2) Самая низкая партия многогол. муз. произв. 3) Б. цифрованный (basso continuo) - см. Генерал-бас. 4) Муз. инструменты низкого регистра - туба -бас, контрабас и т. п., а также нар. виолончель - басоля (Украина) и басетля (Белоруссия). И. Г. Лицвенко.
"До некоторой поры была Россия, пожалуй, самой певучей державой в мире, и это, с некоторой стороны, признавалось многими выдающимися музыкантами Европы. Эта певучесть проявлялась и в церковном пении, и в быту. Песня сопровождала всю жизнь русского человека. И никакая работа, никакое веселье не делались без песни. Поэтому, вполне закономерно, что именно в России появился такой уникальный хор как Придворная певческая капелла при дворе русского царя в Санкт-Петербурге, а в нём особое явление русской певческой традиции – басы-октависты или, как чаще в ходу, басы профундо.
Начало пути Придворной певческой капеллы можно отсчитывать от XV века, с хора государевых певчих дьяков. А в 1829 году прусский король отправляет в Санкт-Петербург капитана Эйнбека со специальным поручением: тщательно ознакомиться с деятельностью этого русского хора. В своем докладе капитан приводит состав хора. Это 90 певцов, среди которых 50 мальчиков-певчих (25 дискантов и 25 альтов), 18 теноров и 22 баса, из которых басов профундо – семь ! В 1934 годув Парижской академии наук бас Иванов привел в состояние шока любопытных слушателей и специалистов-физиологов необычайной силой и глубиной голоса, свободно доходившего до контр-соль. Но в еще большее изумление пришли члены комиссии по обследованию певцов Капеллы, когда обнаружили, что подобные голоса в Капелле не являются исключением. Вот выписка из акта комиссии: «Голоса Ильинского и Телегина-сына были похожи на рокотание грома и казались нотами величайшего органа, от звука которого колыхался воздух и дрожал пол концертного зала…». Сын оказался достоин Телегина-отца, похороненного на Литераторских мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге : на его могильной плите изображается нотный стан и всего одна нота, но какая – контр-фа ! Видимо, и исполнительская культура Придворной капеллы была на высочайшем уровне, если даже авторитетные зарубежные музыканты оценили ее по наивысшему разряду.
Роберт Шуман в своем дневнике: «Капелла – самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно». Восторженно отзываются об этом хоре Лист и Адан.
Исключительно интересны впечатления Берлиоза:
«Мне представляется, что хор Капеллы русского императора, состоящий из восьмидесяти певчих – мужчин и мальчиков, - превосходит все существующие в подобном роде в Европе; он исполняет четырех-, шести- и восьмиголосные произведения не только довольно быстрые, усложненные всеми ухищрениями фигурированного стиля, но и медленные, преисполненные спокойного, благоговейного настроения, а следовательно преисполненныељ исключительного мастерства как в отношении чистоты интонирования, так и в отношении умения выдерживать длительный звук. В этом хоре попадаются такие басы, о которых мы не имеем даже представления… Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих – это все равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театраљ оркестру Парижской консерватории. … хор и исполняемая им музыка воздействуют неотразимо. От этих неслыханных интонаций… все мои попытки огромным усилием воли подавить волнение не приводили ровно ни к чему».
И над всеми этими голосами – гордый за русскую музыку громогласный бас Стасова: « Где есть нынче такой хор, как хор Придворной русской капеллы ?...»."
Рубрики: | Музыка/-музыкальная грамота |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |