-Всегда под рукой

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Семья
Семья
22:36 18.04.2018
Фотографий: 20
Посмотреть все фотографии серии Мишенька
Мишенька
22:48 16.12.2017
Фотографий: 10
Посмотреть все фотографии серии Внучка
Внучка
22:02 16.12.2017
Фотографий: 25

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ТанГо52

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.08.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 857


Тамара Макарова. «Всё прожитое мне интересно».

Понедельник, 20 Января 2014 г. 23:49 + в цитатник
Цитата сообщения A-delina Тамара Макарова. «Всё прожитое мне интересно».


Тамара Фёдоровна Макарова (31 июля (13 августа) 1907 Санкт-Петербург, Российская империя — 20 января 1997 Москва, Российская Федерация) — советская актриса кино, педагог. Народная артистка СССР (1950). Герой Социалистического Труда (1982).



Тамара Макарова родилась 13 августа 1907 года (по другим данным — в 1902) в Санкт-Петербурге в семье военного врача. Кроме неё, в семье было еще двое детей: младшие брат и сестра. Детство протекало в романтической атмосфере русских военных традиций. В детстве она обожала петь в граммофонную трубу, подражая Вере Паниной. Потом увлеклась пантомимой, балетом (на этом поприще девочка подавала большие надежды). Когда домашние спектакли стали собирать зрителей, Тамару отдали в балетную школу, откуда она вынесла пожизненную осанку, отточенность жеста. Всё изменилось после революции. Октябрь 1917 года принёс в их семью гибель отца и тяжёлое материальное положение.



В 14-летнем возрасте Тамара Макарова, увлечённая театром, создала собственную труппу, собрав соседских ребят. На один из спектаклей которого зашла молодая писательница Александра Бронштейн. По её рекомендации Тамару вызвали в отдел народного образования и предложили новые пьесы. Теперь юные актеры всё чаще стали выступать перед взрослой аудиторией и даже получать за это вознаграждение хлебным пайком. В 1924 году Тамара Макарова окончила трудовую школу и поступила в актёрскую мастерскую Форрегера – МАСТАФОР, спектакли у которого в ту пору ставили Эйзенштейн, Юткевич, Кторов. В мастерской много времени уделяли пластике, фантазировали на темы исторических и конструктивных танцев – актеры показывали, например, различные механизмы. В эффектном сером трико Макарова изображала трансмиссию.



На экзамене ей было поручено воспроизвести «гордость и презрение». Видимо, она вполне справилась с этим заданием – изогнутая бровь, высокий каблук, холодная улыбка: на некоторые время за ней закрепилось прозвище «американка». Именно здесь она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым, будущим блестящим кинорежиссёром и ее мужем. Герасимов обратил внимание на начинающую актрису во время её выступления – Макарова танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтёр». В то время он был уже достаточно знаменит благодаря ролям в немых фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга. Тогда их отношения ни во что серьезное не вылились.



Сказка про Золушку, к которой подошли на улице и спросили: «Девочка, хочешь сниматься в кино?» – давно приелась. Но что делать, если именно так случилось и у Тамары Макаровой. Ассистент режиссеров Козинцева и Трауберга на самом деле выхватила её из толпы для роли машинистки в фильме «Чужой пиджак». Её героиня была настоящей женщиной-вамп, соблазняющей всех вокруг. Сергей Герасимов же снялся в роли агента Скальковского. По словам самой Т. Макаровой, «Герасимов был элегантным актером. Он был из дворян. Козинцев и Трауберг сделали его звездой экрана, респектабельным плейбоем. Мы с ним тогда встречались главным образом в клубах, на танцах. Я танцевала отлично, и он любил танцевать». Через некоторое время Герасимов пригласил семнадцатилетнюю дебютантку в ресторан. А через месяц они поженились. В первые годы молодожёны жили очень скромно. У них была одна комнатка в два окна, на которых не было даже занавесок. По словам Макаровой, занавески в то время были пределом ее мечтаний. Так начинался полувековой союз одной из самых именитых пар советского кино.



В мастерской Форегера к тому времени наметился раскол. Герасимов решил перейти в режиссуру, чувствуя зыбкость актёрской профессии. Макарова осталась ей верна, поступив в Ленинградский техникум сценических искусств. Однако в самом начале режиссёрской карьеры Герасимова внезапно призвали в армию. Уходить туда ему не хотелось, да и со здоровьем было не всё в порядке. Некоторое время назад во время съемок С. Герасимов упал с лошади и серьезно повредил себе колено. Т. Макарова рассказывала: «Вот и говорит он мне: "Если меня освободят от призыва, я куплю тебе шторки..." Сижу я как-то в одиночестве на окне - и вдруг радость: идет Серёжа! Его освободили, и не на какой-то срок, а совсем. И принёс муж две циновки на окна, первое богатство нашей семейной жизни...».



В 1930 году Тамара Макарова окончила институт, много и без особого успеха снималась. Герасимов ставит «Двадцать два несчастья» с Жеймо и Кузьминой (картина не сохранилась). А в 1933 году он впервые снял в своей картине Тамару Макарову. Она сыграла главную роль в фильме «Люблю ли тебя?». В одном из интервью он говорил о ней в тот период так: «В силу своего характера она не обнаруживала склонности к «переживаниям» ни на площадке, ни в жизни. Из нее трудно было выжать слезу. И всевозможные фантасмагории, которыми мы тогда увлекались, оставляли ее почти равнодушной – это была трезвая голова. Но именно благодаря своей трезвости она принимала мир таким, каков он есть…».



В то время, в самом конце двадцатых, на улице Бассейной, 60, в Ленинграде создалось что-то вроде коммуны – прообраз будущей школы Герасимова: актёры Жаков, Соболевский, Алейников, драматурги, операторы. Рассказывали, что Петр Алейников без памяти был влюблен в Макарову. В 1935 году Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Семеро смелых». Съёмочная группа много ездила во время съёмок в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий. Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах.



Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей. Этому способствовали и блестящие актерские работы, и то, что Герасимову в этой картине удалось соединить достижения немого кино с возможностями звукового кино. Тамаре Макаровой фильм «Семеро смелых» принёс сумасшедшую популярность. Далее последовала череда удачных совместных работ — «Комсомольск», «Учитель», «Маскарад». Последняя картина была закончена перед самой войной.





С началом войны Тамара Макарова и Сергей Герасимов не спешили покидать Ленинград. Макарова принимала активное участие в обороне города - работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей в одном из госпиталей, медсестрой. В 1942 году Сергей Герасимов совместно с Михаилом Калатозовым сняли фильм о защитниках Ленинграда - драму «Непобедимые». Тамара Макарова вновь сыграла одну из главных ролей. Всего на киностудии «Ленфильм» Макарова проработала 16 лет (с 1927 по 1942 годы).



В 1943 году супруги эвакуировались в Ташкент, где в то время находился весь цвет кинематографического искусства Советского Союза. Именно там в их семье появился сын. Правда, не родной (детей у Тамары Макаровой так и не было), а приёмный. Дело в том, что родную сестру Макаровой репрессировали вслед за мужем, и их сын Артур остался один. Вот тогда Тамара Макарова с согласия мужа и решила его усыновить. Фамилию Артур взял от приёмной мамы, а отчество - от приёмного отца.



В 1944 году Герасимов снял фильм «Большая земля», посвящённый подвигу советских людей в глубоком тылу. Роль простой деревенской труженицы Анны Свиридовой, вставшей к станку на заводе вместо мужа-фронтовика, сыграла Макарова. По мнению большинства кинокритиков, это была одна из лучших ролей актрисы в 40-50-е годы.



Возвращаться из эвакуации в Ленинград семья не стала, они перебрались в Москву. С 1944 года Макарова преподаёт во ВГИКе, который теперь носит имя её супруга. В 1968 году она стала профессором этого учебного заведения. Вели преподавание они с мужем совместно, руководили общей мастерской. В отличие от других венценосных пар (Орлова -Александров, Ладынина – Пырьев), Макарова снималась не только у мужа – достаточно вспомнить «Каменный цветок» Александра Птушко или «Первоклассницу» Ильи Фрэза – и порой с не меньшим успехом.



В Италии один из американских продюсеров, восхищенный игрой русской актрисы, предложил ей сыграть Анну Каренину в экранизации бессмертного произведения Льва Толстого. Однако в те годы для советских актеров путь на Запад был закрыт. С мечтой сыграть Анну Каренину пришлось распрощаться, о чём Тамара Федоровна впоследствии вспоминала с сожалением.



Иногда в актерском пасьянсе Герасимова для неё вообще не находилось роли, как, например, в «Тихом Доне». Или же это была роль второго плана. В «Молодой гвардии» Макарова сыграла мать Олега Кошевого – небольшая по объему работа. Но, по воспоминаниям многих и многих, она никогда не позволяла себе никаких истерик: работа Герасимова была для неё вне обсуждений. К тому же обязывало звание педагога во ВГИКе. В 1949 году «Молодая гвардия» была удостоена Сталинской премии. А через год Макарова и Герасимов получили еще одну награду - звания народных артистов СССР.



В последующие годы Тамара Макарова снималась гораздо реже. В 50-е годы она появлялась в главных ролях в оптимистической драме Сергея Герасимова «Сельский врач», драме Яна Фрида «Дорога правды» и героической киноповести Татьяны Лиозновой «Память сердца». Однако эти картины большого успеха не имели.





В 70-е – 80-е годы Макарова снималась преимущественно в фильмах своего мужа. Стоит отметить её роли в киноромане «Люди и звери» (врач Анна Андреевна), социальной мелодраме «Журналист», мелодраме «Дочки-Матери» (Елена Алексеевна Васильева), исторических драмах «В начале славных дел» и «Юность Петра» (Наталья Кирилловна, мать Петра).



В 1984 году Сергей Герасимов поставил биографический фильм «Лев Толстой», рассказывающий о последних днях жизни великого русского писателя. Роль гения и бунтаря, писателя, философа, моралиста, «мужицкого графа» Льва Николаевича Толстого сыграл сам Герасимов, а его жену, Софью Андреевну, - Тамара Макарова. Замечательный фильм сопровождала музыка Листа, Шопена, Рахманинова. В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в городе Карловы Вары.



Этот фильм оказался последней работой, как Сергея Герасимова, так и Тамары Макаровой. 28 ноября 1985 года Сергей Аполлинариевич скончался. Тамара Федоровна до конца своих дней больше в кино не снималась.



Приёмный сын Герасимова и Макаровой Артур Макаров стал киносценаристом. По его сценариям были поставлены: знаменитый детский приключенческий фильм «Новые приключения Неуловимых» (совместно с Эдмондом Кеосаяном), детективы «Золотая мина» и «Колье Шарлотты», приключенческая лента «Пароль «Отель Регина» и другие картины. 3 октября 1995 года, на 64-м году жизни Артур Макаров погиб при загадочных обстоятельствах. Его нашли в собственной квартире связанным с кинжалом в груди. Виновников смерти следствие не установило.



В последние годы своей жизни Макарова мало появлялась на публике. Она является соавтором сценария дебютного фильма Т. М. Лиозновой «Память сердца» и автором либретто фильма «Люди и звери». В мае 1995 года, к 90-летию Сергея Герасимова, она выпустила книгу воспоминаний «Послесловие». В июле того же года в «Московском комсомольце» появилось одно из немногих интервью с ней. В нём она рассказывала: «Сергей украшений мне не дарил. Я сама себе дарила. Он приносил цветы. Из-за границы привозил вкусные духи...

Как и всякая женщина, я часто влюблялась. Сергей меня ревновал. Я тоже его ревновала. Дома иногда выговаривала. Но чаще в душе таила ревность. Ведь ревновать можно не только к человеку, но и к обстоятельствам, к прошлому, к привычкам. Ревность - понятие обширное... Всё прожитое мне интересно. Если бы чудо было возможным, я вновь бы всё повторила и замуж за Герасимова вышла...»

Книга воспоминаний «Послесловие» завершается «Неотправленным письмом» Т. Макаровой своему мужу С. Герасимову. В нём она пишет: «Я благодарю тебя за все! И уверена, что мы непременно встретимся. Там». Скончалась Тамара Макарова 20 января 1997 года, (по другим источникам — 19 января), в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 10).




Мемориальная доска в Москве, Кутузовский проспект, д. 2-1.


Мемориальная доска в Санкт-Петербурге на доме, где в 1935-1941 годах жили С.А. Герасимов и Т.Ф. Макарова (улица Мира, 6). Открыта в 2006 году.

sovsekretno.ru, rusactors.ru, wikipedia.org



Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку