-Рубрики

 -Я - фотограф

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в лили-марлен

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

немного пишу фанфики и оригинальную прозу

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.08.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 14735


Роман Петрович Тыртов (Эрте). Художник стиля арт-деко

Суббота, 24 Октября 2015 г. 17:35 + в цитатник
http://vk.com/wall-52526415?offset=580&own=1&w=wall-52526415_3917

77MS_mvk2yc (451x604, 39Kb)



Его называют эталонным воплощением стиля арт - деко, непревзойденным мастером голливудского шика. Роман Петрович Тыртов — известный миру под псевдонимом Эрте. Стиль Эрте — тончайше функционально-продуманный, ритмичный и в то же время экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий.

Потомок старинного русского рода, берущего начало от татарского хана Тырта, он, по его словам, «чтобы не позорить семью», взял себе псевдоним «Эрте», составив первые буквы имени и фамилии.

Он прожил огромную жизнь — родился 23 ноября 1892 года в Санкт-Петербурге и умер в Париже, в 1990-м, чуть-чуть не дотянув до своего 98-летия. Гроб и пригласительные билеты для собственных похорон Эрте оформил сам, в своем любимом стиле арт-деко.

Эрте — один из самых ярких персонажей художественной сцены ХХ века. Эпоха межвоенных десятилетий нашла уникальное воплощение в творческих предпочтениях мастера — сочетании изящества и роскоши, графической эстетики и праздничного великолепия. Художник моды, график, автор театральных костюмов и скульптор, он остался в истории искусства как образцовый представитель стиля арт-деко, а его имя — как своего рода «бренд» буржуазной эстетики 1920-х годов.

hDzCetS-CE4 (421x604, 55Kb)



Путь Эрте - художника уникален. Он был современником кубизма и футуризма, сюрреализма и поп - арта, но никогда не изменял ар-деко, одинаково успешно претворяя его и в сценографии, и в графике, и в пластике. Более того, именно после Второй мировой войны, во времена расцвета абстракционизма, уже немолодой художник вновь стал бешено популярным. Работы Эрте с успехом демонстрировались в Париже, Лондоне, Нью-Йорке и Токио, о нем снимали фильмы и писали книги.

В 1967 году с его выставки в одной из нью-йоркских галерей Музей Метрополитен купил все 170 работ. «Это был беспрецедентный случай для Музея — купить полную экспозицию здравствующего художника», — вспоминал Эрте.

В 1915 году двадцатидвухлетний художник заключил долгосрочный контракт с журналом «Harper’s Bazaar», для которого создал более 250 обложек. Одновременно как дизайнер одежды он сотрудничал с «Vogue», «Cosmopolitan», «Women’s Home Journal». Очень скоро Эрте стал по-настоящему знаменитым. Каждая модница по обе стороны Атлантики знала его и безоговорочно верила его вкусу.

BBuVxQVAfDY (477x604, 92Kb)



Творческая энергия и разносторонность мастера в полной мере проявили себя в сфере театрального костюма, декорации и кинодизайна. С конца 1910-х годов Эрте сотрудничал с ведущими кабаре и мюзик-холлами своего времени, в частности с «Folies Bergère», «Ziegfeld Follies», «Le Bal Tabarin», «La Nouvelle Eve», «Lido», и по праву носил звание короля мюзик-холла. В 1925 году он получил приглашение в Голливуд, на студию «Metro-Goldwyn-Mayer», для которой создал оформление нескольких десятков фильмов.

В 1960-е годы Эрте обратился к новому для себя виду искусства — скульптуре. Художник признавался: «Я испытываю чувство возбуждения всякий раз, когда вижу и трогаю бронзу из моей коллекции скульптур, потому что именно через нее я могу видеть, как оживают мои рисунки, мои идеи, мои мысли, мои мечты, чего раньше никогда не происходило».

hMud9osuHiU (442x604, 60Kb)



Скульптуры Эрте были вдохновлены его ранними графическими работами, нередко они имеют прямые аналогии с произведениями 1918–1933 годов. Работая над трехмерной формой, он часто вспоминал, как его костюмы выглядели вживую в театральных представлениях. Например, его скульптура «Bamboo» имела прототипом костюм героини, созданный для одного из номеров бродвейского ревю «Скандалы Джорджа Уайта» («George White's Scandals») 1924 года. Материалы и техники, которые выбирались для бронзовых фигур, были поистине роскошны: холодное и горячее патинирование, филигрань и чеканка, разнообразные лаки, эмали и краски, золотое и серебряное покрытие, кристаллы и имитации драгоценных материалов. Только в области патинирования Эрте изобрел несколько новых цветов и составов, «фирменными» эмалями художника стали Verdi green и Mauve.

Обладая невероятным коммерческим и художественным чутьем, Эрте в произведениях графики, скульптуры и дизайна балансировал на грани изысканности и роскоши, сдержанности и вседозволенности, создавая притягательные образы, не оставляющие равнодушными даже самых искушенных зрителей. Художник вызывал восхищение не только публики: его работы высоко ценил король поп-арта Энди Уорхол, театральными эскизами мастера восхищался легендарный танцовщик и хореограф Джордж Баланчин. Сегодня произведения Эрте являются предметом страсти многих коллекционеров, а их размещение в интерьере преображает даже самую сдержанную обстановку.

hsUJb9YJhnk (459x604, 59Kb)
JxXLDGX1HaE (461x604, 77Kb)
pJpoms2YrNw (429x604, 81Kb)
RbyNLfdB8iA (452x604, 42Kb)

Серия сообщений "ар-деко, ар-нуво":
Часть 1 - Роман Петрович Тыртов (Эрте). Художник стиля арт-деко
Часть 2 - Альфонс Муха. "Зима. Декоративное панно".
Часть 3 - Графика эпохи Модерн
...
Часть 10 - Ezio Anichini. Иллюстрации в стиле ар-нуво
Часть 11 - "Поцелуй". История самой известной картины Густава Климта
Часть 12 - "Умирая, мы тоскуем о несозданных мирах"... Декадентская живопись Вильгельма Котрабинского

Рубрики:  живопись
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку