http://www.vsdn.ru/museum/catalogue/category70914.htm
Гаспар Давид Фридри.(05.9.1774—07.05.1840) родился в Грейфсвальде, небольшом городке в области Померания, в семье мастера литейного дела. К живописи он обратился поздно, написав первую картину маслом в тридцатидвухлетнем возрасте, но с юности много занимался рисованием. В 1794 году он поступил в Академию художеств Копенгагена, где обучался до 1798 года у известного датского живописца и рисовальщика Николаса Абрахама Абильгора.
![70914_big_1346673739 (546x700, 225Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/974/101974194_70914_big_1346673739.jpg)
Автопортрет
Рисунки Фридриха 1794—1802 карандашом, пером и чернилами, сепией и акварелью изобилуют портретами и автопортретами (ок. 1800; ок. 1806, 1810), в которых главными для него являются контурная линия и легкая штриховка. Фридрих пробует силы и в иллюстрировании книг (в то числе и к «Разбойникам» Ф. Шиллера), совершенствуется в каллиграфии, разрабатывая вариант шрифта, восходящего к старому готическому начертанию букв текста (1789). Много работая на натуре, со скрупулезностью северного художника он передает строение растений, объемы валунов в горах, скалистые уступы гор. Живописны его маленькие листы сепий с видами окрестностей Копенгагена, но более всего художника увлекает изображение архитектуры. В сепиях художник часто изображает фрагменты речного пейзажа из открытого окна комнаты (Вид из окна мастерской, 1805—1806). Мотив открытого окна часто встречается у художников-романтиков, заимствовавших его у мастеров XV—XVI веков. Окно словно служит художнику «оптической камерой», к которой прибегали мастера XVII—XVIII столетий.
![70914_big_1346673034 (700x516, 162Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/973/101973528_70914_big_1346673034.jpg)
Зимний пейзаж.
Большое значение в пейзажных пристрастиях сыграли первые поездки Фридриха на остров Рюген в Балтийском море в 1801–1806 годы. Живя в селении Аркона, он рисовал морское побережье с лодками и фигурками рыбаков, с сетями, расставленными у берега (сепии "Мыс Аркона при солнечном свете", ок. 1803; Вид "Аркона при свете луны", 1805—1806; "Морской пейзаж с рыбаками" ок. 1806)
Первые полотна художника "Лето" (1807) и "Большой курган в снегу" (ок. 1807) — имели успех, и он решил продолжать работать в технике масляной живописи. Мотив пейзажа с распятием, расположенным на вершине холма, окруженного густыми елями, лег в основу его полотна, предназначенного для капеллы, "Распятие в горах" («Тетченский алтарь», 1808—1809). Полотно стало одним из самых известных произведений Фридриха, в нем с наибольшей силой прозвучало ностальгическое отношение художника к миру классики, желание воскресить национальную традицию.
![70914_big_1346677130 (546x700, 127Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/975/101975111_70914_big_1346677130.jpg)
Странник над морем тумана
В 1810 году вместе с живописцем Георгом Фридрихом Керстингом Фридрих совершил путешествие в Ризенгебирге (Исполиновы горы) и привез много зарисовок, легших в основу пейзажей 1809—1812 годов. Во многих из них на первом плане изображена фигурка одинокого путника, сидящего на большом горном валуне, она как бы фиксирует взгляд зрителя, и от нее открывается вид на бескрайнее, полное света и воздуха пространство ("Луна над морем", 1809—1810; "Горный пейзаж с радугой", 1810).
![70914_big_1346673274 (545x700, 162Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/974/101974863_70914_big_1346673274.jpg)
На паруснике
После путешествия Фридрих часто пишет виды горных массивов с едва видимыми вдали развалинами старых замков среди лесистых склонов или церквей с высокими шпилями ("Утро в Ризенгебирге", 1810—1811; "Вид Ризенгебирге", 1810). В картине "Аббатство в Эйхвальде" (1810) кривые старые дубы с обрубленными верхушками и ветвями рядом с руинами готического аббатства, на фоне зимнего леса вновь напоминают о циклах жизни природы и человека, о бренности всего земного. Еще более дидактичны в этом смысле полотна "Гробница древнего героя" (1812), "Пейзаж Богемии" (ок. 1810). В годы французского господства в Пруссии патриотические ноты прозвучали в полотне Фридриха "Охотник в лесу"(1813—1814). Оно было написано для Выставки патриотического искусства (1814) в Дрездене. Среди картин художника с изображением дикой вольной природы неожиданно возникает полотно "Терраса парка" (1811—1812), своей строгой композицией напоминающее красивую театральную декорацию.
![70914_big_1346673384 (529x700, 216Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/973/101973717_70914_big_1346673384.jpg)
Меловые горы на острове Рюген
В 1816 году художника избирают членом Академии художеств Берлина и Дрездена и предлагают возглавить кафедру живописи. В период 1815—1818 годов Фридрих пишет изображения морских видов в разное время дня и года — "Закат луны в Балтийском море", "Заход луны с кораблями в Балтийском море", "Утро", "Ночь", "Гавань в Грейфсвальде" (ок. 1818), "Грейфсвальд при лунном свете" (ок. 1817). В видах Грейфсвальда Фридрих всегда вдали изображает церковь Мариенкирхе — главную достопримечательность его родного города. Ее силуэт возникает в дымке утреннего тумана или лунного света и перекликается с островерхими мачтами парусных судов.
Строки из стихотворений немецких поэтов и мелодии религиозных песнопений напоминают полотна "Лебеди в камышах" (ок. 1819—1820), "Видение христианской церкви" (ок. 1812) и "Собор" (ок. 1818), "Садовая беседка" (ок. 1818). В это же время Фридрих пишет ряд картин, в которых вид на морское пространство открывается от фигур созерцающих его людей и заставляют задуматься об одиночестве ("Путник над морем тумана", ок. 1818; "Меловые горы на острове Рюген", ок. 1818; "Двое мужчин, созерцающих луну", 1819; "Путник над морем тумана"; "Женщина, наблюдающая закат солнца", 1818; "На парусном корабле", ок. 1820; "Закат солнца", ок. 1822; "Гавань ночью" («Сестры»), ок. 1820). Фигурки выполняют роль стаффажа и в то же время олицетворяют те человеческие чувства, которые сопряжены со стихийным и величественным, находящимся в непрерывном движении миром природы.
![70914_big_1346673504 (700x541, 160Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/973/101973774_70914_big_1346673504.jpg)
Одинокое дерево
С 1824 года он постоянно живет в Дрездене, где преподает в Академии художеств, выезжает на этюды в окрестности города, ездит в свой родной город Грейфсвальд и в Нойбранденбург. К его творчеству проявляют интерес представители прусского двора, выставки его работ проходят в Гамбурге (1826, 1831) и Бремене (1829). В 1821 году русский поэт В.А. Жуковский посещает его мастерскую и с восхищением отзывается о его творчестве.
Пейзажи Фридриха 1820-х годов более панорамны и менее романтичны по своим природным мотивам; в них он стремится все более правдиво, средствами тонального колорита приблизиться к передаче пленэра ("Полдень", "После полудня", "Вечер"). Близость морского пространства рождает трепетные световые отношения в передаче взаимодействия света и воздуха. Фридрих всегда следовал завету голландских пейзажистов, утверждавших, что для передачи этих столь ответственных нюансов пейзажа не нужно много красок, но нужны тонкие тональные градации. Художник создавал свои полотна в мастерской, но предварительно на натуре исполнял много рисунков, поэтому природа в его картинах выглядит правдивой и естественной ("Северное море при свете луны" (ок. 1827), "Северное море при лунном свете" (середина 1820-х), "Ночь" (1830—1835), "Вечер на Балтийском море" (ок. 1830). К лучшим работам Фридриха этого десятилетия принадлежат полотна "Дерево с воронами" (ок. 1822), "Сельский пейзаж с утренним светом" ("Одинокое дерево", середина 1820-х), "Вечер" (1824), "Плывущие облака" (1820—1830), "Первый снег" (ок. 1828).
![70914_big_1346673596 (700x500, 158Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/973/101973800_70914_big_1346673596.jpg)
Вечер
В середине 1820-х годов была исполнена серия сепий "Возраст жизни" (ок. 1826). Она явилась своего рода подступом художника к работе над одним из самых известных его полотен "Три возраста жизни" (ок. 1835). Тема жизни и смерти находит развитие и в картинах "Могила в горах" (ок. 1823—1824), "Руины монастыря Ойбин" («Мечтатель», ок. 1835), "Ворота кладбища" (1825), "Кладбище под снегом" (1827). В 1820—1830-е годы эта тема звучала и в поэзии немецких романтиков, у которых она была окрашена не в мрачные тона, а несла в себе мысли, зовущие к философскому отношению к вечной теме.
Поздним пейзажам Нойбранденбурга, видам Эльбы, Ризенгебирге присуща монументальность, они представляют собой преимущественно величественные панорамные виды ("Пылающий Нойбранденбург", ок. 1835; "Вид Грейфсвальда", 1820—1830, "Корабль на Эльбе в утреннем тумане", ок. 1821; "Большая пойма около Дрездена", ок. 1832). С большой эмоциональной силой раскрыта поэзия природы Германии в пейзажах "Вид Ризенгебирге" (ок. 1835) и "Исполиновы горы" (ок. 1835). Легко можно представить самого Каспара Давида Фридриха, с рюкзаком за плечами бродящего в окрестностях Ризенгебирге, ставших для него, как и остров Рюген, «землей души». Таким вечным странником Фридрих изобразил себя на одном из рисунков.
![70914_big_1346673895 (700x531, 211Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/973/101973868_70914_big_1346673895.jpg)
Большой курган в снегу
Ко всем своим блестящим дарованиям иллюстратора и живописца, яркого рисовальщика и тонкого колориста — Каспар Давид Фридрих был великолепным педагогом, воспитавшим в Академии художеств Дрездена целую плеяду пейзажистов. Его ученики тоже посвящали свой талант тому, что больше всего любил их учитель, — природе своей страны. Через завоевания живописи Фридриха, предвосхитившего открытия мастеров пленэрной живописи и раннего реализма-бидермейера прошли художники почти всех европейских школ. Подобно Делакруа и Жерико, Тёрнеру и Констеблу, крупнейшим мастерам начала XIX столетия, Фридрих был выдающимся живописцем романтической эпохи, предвосхитившим последующие достижения реализма в «век истории».
![70914_big_1346674579 (700x487, 176Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/973/101973890_70914_big_1346674579.jpg)
Терраса парка
![70914_big_1346676788 (497x700, 199Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/973/101973997_70914_big_1346676788.jpg)
Садовая беседка
![70914_big_1346679180 (606x700, 237Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/974/101974016_70914_big_1346679180.jpg)
Скальные ворота в Нейратене
![70914_big_1346679306 (700x504, 232Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/974/101974034_70914_big_1346679306.jpg)
Руины собора
![70914_big_1346679919 (534x700, 182Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/974/101974136_70914_big_1346679919.jpg)
Руины монастыря Ойбин (Мечтатель)
![двое мужчин созерцающих луну (700x558, 206Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/999/101999663_dvoe_muzhchin_sozercayuschih_lunu.jpg)
Двое мужчин созерцающих луну
![дерево с воронами (700x553, 208Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/999/101999673_derevo_s_voronami.jpg)
Дерево с воронами
![лебеди в камышах (700x554, 198Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/999/101999687_lebedi_v_kamuyshah.jpg)
Лебеди в камышах
![могила в горах (530x700, 191Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/999/101999703_mogila_v_gorah.jpg)
Могила в горах
![три возраста жизни (700x545, 125Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/999/101999706_tri_vozrasta_zhizni.jpg)
Три возраста жизни
![утро в Ризинберге (700x363, 78Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/999/101999760_utro_v_Rizinberge.jpg)
Утро в Ризенгебирге
Серия сообщений "символизм, прерафалиты":
Часть 1 - Художник Burne-Jones Edward
Часть 2 - Немецкий художник-романтик Гаспар Давид Фридрих.
Часть 3 - Джон Колмер. "Спящая красавица"
Часть 4 - Эдвард Берн-Джонс "Поклонение волхвов"
...
Часть 30 - Двенадцать принцесс
Часть 31 - Ниоба, обращенная в камень, вечно льющая слезы скорби
Часть 32 - Английский художник Артур Хакер