Давно мы не говорили о фотографии и сегодня мне захотелось рассказать о языке фотографии и поговорить о "говорящих" фотографиях, т.е. о многодетальных с настроением и историей. О тех, где объект съемки является частью сложной композиции.
Начнем с простого.
Когда мы фотографируем, то, как правило, сосредоточены на объекте съемки. И фотографируем в общем-то только этот объект.
А когда уже после начинаем рассматривать готовые фотографии, то видим всю картину в целом и замечаем детали.
Где-то в кадр попали неуместные вещи или, оказывается, что случайный прохожий за спиной модели ковыряется в носу и т.д. и т.п. Все это нарушает общий замысел и нечто художественное превращает в анекдот.
Потому, кадр должен быть продуманным и фото-дубли лишними не будут.
И на живом примере.
Я как-то вынуждена была коротать время в ожидании встречи, и, чтобы занять себя, принялась фотографировать яблоню и курсирующих среди цветов насекомых.
Съемка без определенной цели, редко приносит сколько-то значимые результаты.
Вот одна из фотографий.
В прошлый раз разговор шел о теме сложной, субъективной. Этот рассказ - собрание советов по построению композиции.
Самые интересные и ценные с сентиментальной точки зрения кадры - это мгновения выхваченные из жизни. Со своими характерными чертами, легкими "шероховатостями", которые, по прошествии времени, вызовут улыбку и теплые ностальгические воспоминания.
И если с фотографиями "увидел-запечатлел" все понятно. Тут очень многое зависит от удачи: не всегда есть время, чтобы настроиться, выбрать удачный ракурс может помешать отсутствие места для шага вперед или в сторону и т.д. и т.п.
Но с постановочными кадрами все намного проще.
Давайте пройдемся по пунктам.
Ощущения.
Для примера то, что знакомо всем.
Какая еда на фотографии выглядит вкуснее всего?
Та, которую едят. Или уже съели :)
Шучу, конечно. Но и тут есть доля правды.
Самые запоминающиеся, вкусные фотографии еды те, где детали напоминают нам о знакомых запахах и вкусах, есть элементы уюта и создается иллюзия, что блюдо вот-вот будут есть.
Можно отметить, что фотографии этого жанра, увлеченные люди частенько делают часами, подбирая компоненты, как технические, так и композиционные. Экспериментируют.
И ухищрения ради красоты в кадре могут быть самые неожиданные. Например, вместо шариков мороженого, которое начнет таять очень быстро, могут фотографировать шарики из картофельного пюре. И верь потом вкусным картинкам из журнала. ;)
Какие декорации выбрать для создания настроения?
В качестве идеи могу предложить такой рецепт. У кулинаров, украшающих свои блюда принята как правило такая штука. Для украшения используется то, что есть в самом блюде. Т.е. если у нас рыба с укропом, то и украшаем блюдо веточками укропа, а не петрушкой или зеленым луком, к примеру.
Т.е. Вещи можно выбрать из одной тематической группы: по способу изготовления, по виду использования, по стилю и по цвету и т.д. Это может быть лично ваша, совсем не обязательно общепринятая ассоциация.
Пространство.
Фотография - штука плоская. И чем глубже визуально она кажется, тем, как правило, лучше результат.
На переднем плане то, что мы считаем самым важным. Где-то между то, что не отвлекает, но будет видно достаточно хорошо и различимо, дополнит деталями. А на заднем плане только намек на предметы.
Объем
Для расширения пространства и придания объема, особенно предметам с четкими геометрическими линиями, стоит выбрать ракурс при котором видны несколько сторон предмета.
Фон
Пестрый или совпадающий по цвету с объектом съемки, фон делает его, объект, менее выразительным.
Слишком яркий фон, а также отдельные яркие пятна - отвлекают.
Фотографируя на природе можно потоптаться вокруг объекта съемки, присесть или залезть повыше, дабы выбрать фон, наиболее подходящий из возможных.
|
Те же ветки дерева, что и выше, но на разном фоне. |
Контрастный фон особенно важен, если фотография будет превьюшкой. Маленькая контрастная картинка, дает отличное представление о том, что на ней изображено. На мой субъективный взгляд, это очень важно. Например, очень удобно для тех, кто путешествует по лентам новых сообщений в блогах.
Движение.
Если в кадре оказываются объекты в движении им стоит оставить место для "шага вперед".
Уходящий из кадра объект, притягивает все внимание на себя. И кажется будто картинка вот-вот опустеет. Грустно. :)
Расположение объекта съемки в кадре
Об этом было много в рассказе о золотом сечении.
Чтобы показать рукоделку, часто достаточно запечатлеть объект так, чтобы он занимал основную часть места на снимке. А для пущей красоты выбрать ракурс и сфокусироваться на самом интересном месте объекта ориентируясь на "золотые точки".
Когда список моих пунктов кончился, я пробежалась по другим статьям на эту тему.
Нашла совет, что нечетное количество одинаковых предметов смотрится лучше, чем четное.
Это какой-то иногдашний совет. Полностью согласна с тем, что три цветка в вазе будут выглядеть лучше двух. Но три одинаковых ботинка - это странно.
Словом, если речь идет о предметах без значения, то они действительно лучше смотрятся группами, которые на две равные половины не делятся. А если со смыслом или предметы от рождения парные, как ботинки, то тут уже исходя из замысла.
Все остальные, найденные мной советы, относились к фотографиям людей. А об этом я хочу рассказать отдельно.
Если у вас есть какие-то общие советы по построению композиции, которые могли бы дополнить этот список - поделитесь, пожалуйста.
СПАСИБО ОГРОМНОЕ ravliki.blogspot.com