Цитата сообщения соня_лифинская
"Красота и итальянские традиции в фарфоре Capodimonte"
-
Неаполитанский фарфор марки Каподимонте очень легко узнать по клейму - синей короне и букве "N" в белой глазури, но к сожалению данный бренд (как бы сказали сейчас) почти изжил себя и на рынке фарфора довольно много либо подделок, либо же просто откровенно безвкусных вещей.
Антикварные аукционы просто наводнены статуэтками и характерными цветами с логотипом "N", однако только специалист может точно сказать, "родной" ли это фарфор или же все же имитация. Начинался же выпуск фарфора и керамики в Неаполе в 1738 -1759 годах и имеет долгую и весьма запутанную историю.
Кавалер и дама. Типичная статуэтка Каподимонте позднего периода
"Отцом" фарфора Каподимонте (Capodimonte) считается Шарль де Бурбон (1716-1788) сын Филиппа V и его второй жены, итальянки, Елизаветы Фарнезе. Шарль стал королем Неаполя и Сицилии 3 августа. 1734,получив новое имя Карл VII (1738-1759). В 1738 году он женился на Марии Амалии дочери короля Саксонии, а Саксония, как мы помним, славилась своим великолепным фарфором.
Все эти родственные связи видимо и вызвали желание у Неаполитанского короля иметь и у себя фарфоровую мануфактуру. Но секрет (формула) фарфоровой массы надо было еще разгадывать самостоятельно, конкуренты не спешили делиться им с каждым, кто захочет создать свое производство. И потому начались поиски: по всей Италии искали песок и глину, годные для производства качественного фарфора.
Джузеппе Бонито Шарль де Бурбон (Карл VII) во время правления Неаполем 1746
Взойдя на неаполитанский престол в 1734 году, Карл поселился в столице со своей свитой советников, художников и мастеров и перевёз с собой богатую коллекцию предметов искусства, принадлежавшую его матери Елизавете, последней из рода Фарнезе. Для размещения этого уникального собрания произведений по приказу короля был воздвигнут Дворец Каподимонте.
Карл увлеченно изучает технологию производства фарфора, избрав для своих экспериментов внутренний двор дворца Капидимонте, возвышающегося на холме над Неаполем. Своими первыми успехами мануфактура обязана Витторию Шеперсу, после многочисленных опытов ему удалось получить изумительный мягкий фарфор уникального качества. Глазурь для производства фарфора специально заказывалась в Венеции и в Дрездене. К 1743 году на территории парка Каподимонте появляется фабрика, которая за один месяц выпускает около 2000 изделий из фарфора: табакерки, кубки, чайные и кофейные сервизы, блюдца.
Художники, работавшие на фабрике Каподимонте, черпали вдохновение в творениях известных уже к тому времени мануфактур Мейсена, Джинори и Венеции. Позже фабрика выпускает серию статуэток, посвященные религиозным и мифологическим сюжетам, а также изображение музыкантов, крестьян и рыбаков. Год за годом оборот мануфактуры увеличивался, производство расширялось, ассортимент обогащался всё большим разнообразием форм и узоров, создавались уникальные предметы искусства.
Чайный сервиз1752 Неаполь (The Metropolitan Museum of Art)
Вступив на испанский трон в 1759 году, Карл вынужден был отказаться от неаполитанской короны и покинуть страну. Перед отъездом Карл велел уничтожить всё то, что могло раскрыть секреты производства мануфактуры. Тем самым завершилась первая «золотая пора» фарфора Каподимонте, продлившаяся 16 лет.
Арлекин и Панталоне1750 Неаполь (The Metropolitan Museum of Art)
1780 год – начало нового этапа в истории неаполитанской королевской мануфактуры, под руководством Фердинанда IV сына Карла III. Именно в этот период было освоено производство «бисквита», т.е. матового фарфора, до этого все изделия покрывались глазурью. В эти же годы впервые применяется фирменный знак неаполитанской мануфактуры: изображение короны и латинской буквы «N», в честь названия города.
Французская революция и наполеоновское правление привели фабрику к стремительному упадку. Последующие десятилетия итальянской истории стерли следы этого богатейшего наследия, пока в 1925 году под Миланом не был основан фарфоровый завод, в котором лучшие скульптуры того времени, вдохновленные старинными образцами и творчеством старых мастеров, решили возобновить традицию фарфора «Каподимонте», положив начало его современной истории. Постепенно стиль Каподимонте, в его современном понимании, утвердился и достиг новой славы, сравнимой со славой прошлых лет. Последователи Каподемонте сознательно отказались от имитации старинных мастеров, избрав путь естественного продолжения традиции, обогатив её оригинальными решениями, реализмом и индивидуальной трактовкой.
Наполеоновская серия статуэток Каподимонте
Когда Жозеф Бонапарт, установив наполеоновское правление, венчал себя королем Неаполя, для фабрики начался печальный период, приведший к ее стремительному упадку. В 1819 году завод был распродан, производство фарфора приостановлено. Хотя изделия с клеймами Каподимонте нет и нет... выпускались кем-то (?).
В 1925 году под Миланом был основан фарфоровый завод, в котором лучшие скульпторы того времени, вдохновленные старинными образцами и творческим увлечением старых мастеров, решили возобновить традицию фарфора "Каподимонте", положив начало его современной истории. Но, увы, это уже совсем не тот шикарный и тончайший фарфор старого королевского Каподемонте...
Относительно современные образцы фарфора и керамики под маркой Каподимонте