Цитата сообщения русалла
HobbyGid: фэн-шуй
1.
Это древнее китайское учение можно определить как искусство возводить строения для живых и мертвых так, чтобы они находились в гармоническом единстве с космическим дыханием данной местности.
Общества со слаборазвитой материальной базой всецело зависят от места своего обитания, поэтому древние китайцы верили, что, кроме добрых и злых духов, существуют еще неведомые силы, таинственным образом влияющие на людей и насылающие на них горе или счастье.
Влияние этих сил распространялось на целые селения и даже округа. Эту чудодейственную силу и назвали Фэн-Шуй (ветер и вода). Могущество ее зависело от природных образований данной местности: формы холмов, рек, расположения деревьев и т.д.
Чтобы жить в ладу с Фэн-Шуй и не нарушать царящей в природе гармонии, древние старались не изменять конфигурацию ландшафта. Когда же такая необходимость возникала, обращались к геомантам (прорицателям по земле), которые с помощью известных им методом находили для каждого строения строго определенное место.
Более того, с помощью специальных сооружений можно было улучшить ландшафт, заставить чудодейственные силы оказывать на живущих в данной местности благоприятное воздействие. Всему этому и учило древнее искусство.
В основе его лежит древнекитайская философская система разнесения всех явлений по двум категориям инь и ян. В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос.
Согласно мифам, в бесформенном мраке родилось два духа – инь и ян, которые занялись упорядочением мира. Впоследствии эти духи разделились: дух ян сстал управлять небом, а дух инь – землей. Ян стал олицетворять мужское начало, инь – женское.
В Китае верили, что любая вещь живет, черпая свою жизненную силу из двух источников: дыхания небес (ян) и дыхания земли (инь). Наиболее благоприятными считаются те зоны местности, которые взирают в себя дыхание небес.
Другим важнейшим элементом древнекитаской религии был культ предков, который строился на признании влияния умерших (вернее, их духов) на жизнь и судьбу потомков. Считалось, что, если силы Фэн-шуй действовали вместе с духами умерших, их таинственное влияние становилось наиболее опасным.
Правда, тут многое зависело от местности. Кочки, холмы, выступы, напоминающие какое-либо животное, способствовали могуществу Фэн-Шуй. В этом случае в семействе погребенного царили счастье и благополучие. Особенно благоприятным для погребения был холм, имеющий очертания тигра, - это излюбленное место Фэн-Шуй.
Для нахождения благоприятных и неблагоприятных зон существовал специальный прибор – так называемый геомантический компас. Он представлял собой диск с нанесенными на него концентрическими окружностями. Каждая окружность была разделена на секторы, помеченные буквами и символами.
С помощью такого компаса геоманты определяли место для захоронения, для закладки храма или постройки дома. Поэтому многие архитектурные сооружения Китая рассматривались не только с точки зрения их утилитарного использования, но и несли в себе некое мистическое начало.
Искусство Фэн-Шуй пустило глубокие корни и в свое время доставило много неприятных минут европейцам. Когда надо было убрать старую полуразрушенную стену или проложить дорогу, европейцы неизбежно сталкивались с сопротивлением местных властей. Китайцы объясняли, что это невозможно: ведь высота, форма и направления новых построек неизбежно исказят распределение природных сил и прогневают Фэн-Шуй.
Когда же один из правителей Макао, большой любитель дорожного строительства, решил, невзирая на местные обычая и запреты, проложить очередную трассу, то попал в засаду и был обезглавлен. Китайцы рсцениил это как месть Фэн-Шуй.
Древние методы геомантии используются в Китае и по сей день. Их цель – вернуть утраченную гармонию между человеком и природо. Таким образом, если смотреть шире, искусство Фэн-Шуй тесно переплетается с экологическими проблемами современности.
http://subscribe.ru/archive/culture.hobby.hobbygid/201210/08120605.html