-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Руронна

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.07.2011
Записей: 7961
Комментариев: 571
Написано: 10438


Портрет с выставки

Пятница, 21 Декабря 2012 г. 20:29 + в цитатник
Цитата сообщения Alcasar_1474 Портрет с выставки

Кремль. Выставка «Золотой век Английского двора: от Генриха VII до Карла I».

 Эта выставка до 27 января будет идти в Музеях Кремля в Москве.

1075772_il__01 (700x466, 145Kb)

Если говорить о моих личных впечатлениях, то меня приятно удивила продуманность композиции выставки, учитывающая взгляд даже не слишком подготовленного зрителя (хотя я прекрасно отдаю себе отчет в уровне тех специалистов, которые работают в Кремле), прекрасный подбор экспонатов (хотя меня несколько удивило отсутствие вообще какого-либо намека на такую королеву Англии как Мария I Тюдор, которая точно была на престоле, правда-правда), и те портреты и миниатюры, которые я давно мечтала увидеть вживую.

 

1075772_pic005 (700x466, 145Kb)

Открывается выставка тремя небольшими, т.н. «камерными» портретами, первым из которых, согласно хронологии, стоит упомянуть портрет Генриха VII, основоположника династии Тюдоров на английском престоле. Портрет редкий, во всяком случае, в сети редко встречающийся.

 

1075772_il__09 (480x700, 253Kb)

Неизвестный художник. Англия,  XVIвек. Король Генрих VII. Дерево, масло, Музей Виктории и Альберта, Лондон. Копия с утраченного оригинала.

Что я могу сказать по поводу этого портрета? Да, в общем, только одно – это не самое лучшее изображение короля Генри VII, и не только, или, вернее, и не столько потому, что это копия, сколько по ряду других объективных причин. Понятно, что национальной школы живописи в то время в Англии просто не существовало. Тоже по ряду объективных причин, самой главной из которых является тяжелое наследие Войны Алой и Белой розы. Посему, хотя мы и не видим оригинала данного портрета, но смеем предположить, что он вряд ли был кардинально лучше данной копии. Наше мнение косвенно может подтвердить довольно большое число других изображений Генриха, тоже в большинстве своем копий, основная часть которых храниться в НПГ (Национальной Портретной Галерее). До наших дней их дошло достаточно. Наиболее известные:

 

1075772_il__10_kopiya (461x700, 267Kb)

1075772_il__11 (536x700, 230Kb)

1075772_il__12 (442x573, 99Kb)

1075772_il__13_NPG (536x700, 250Kb)

1075772_il__14_Remigius_van_Leemput_001_Dinasticheskii_portret__korolevskaya_kollekciya (700x623, 327Kb)

  Как видно из элементарного сравнения, они все не могут претендовать на очень высокий художественный уровень за исключением, наверно, портрета с цепью ордена Золотого руна.

 

1075772_519pxKing_Henry_VII1_1 (473x700, 82Kb)

Генрих VII с орденом Золотого руна. Один из моих самых любимых портретов Генриха.

Но, как совершенно справедливо написано во вступительной статье к великолепному научному каталогу, который я привезла из Москвы, первое дыхание Ренессанса в искусстве Англии можно было уловить уже при Генрихе VII, несмотря на то, что он слыл, да и был редкостным скрягой, не желавшим тратить деньги на роскошь и, тем более, репрезентацию. Дыхание это выражалось в том, что он все-таки приглашал итальянских мастеров ко двору. Во всяком случае, хотя бы одно имя анналы истории нам принесли – имя флорентийского скульптора Пьетро Торриджано, известного тем, что он сломал нос Микеланджело во время учебного боя. Он то и создал скульптурный портрет короля, который, по моему субъективному мнению, является самым удачным его изображением.

 

1075772_il__16 (700x613, 338Kb)

Пьетро Торриджино Генрих VII.

Это бюст живого человека, выполненный в самых лучших традициях итальянского ренессанса – в нем видна усталость в умных глазах, следы болезни на лице, железная воля и даже отблески былой привлекательности. Есть в нем только одно «но»: бюст этот был выполнен примерно в 1509 году, т.е. уже после смерти Генриха VII. Хотя некоторые искусствоведы говорят, что это скорее плюс, чем минус, так как Торриджано пользовался посмертной маской короля, и еще современники отмечали несомненное сходство с оригиналом.

И вот в этом контексте «несомненного сходства с оригиналом» для меня есть особая прелесть, ибо помимо всего выше перечисленного, в этом скульптурном портрете ест еще кое-что – в нем есть тайна. И в истории этой тайны нам известно только начало.

В общем и целом начало банально – права на престол у Генри Тюдора были очень хлипкими, несмотря на кровь Плантагенетов и Валуа. Итак, свои права на престол наш Генрих обосновывал принадлежностью к династии Ланкастеров, которая была старшей по отношению к Йоркам. Но Ланкастером он был по линии матери Маргариты Бофор, а Маргарита была потомком незаконнорожденного сына Джона Плантагенета, герцога Ланкастера от его любовницы Екатерины Суинфорд, которые много позже узаконили свои отношения и 4-х рожденных детей.

 

1075772_il__17_Lady_Margaret_Beaufort_from_NPG (558x700, 246Kb)

Маргарет Бофорт, жена Эдмунда Тюдора, графа Ричмонд  и мать Генриха VII Тюдора.

К сожалению, по английским законам того времени факта незаконности в момент рождения это не отменяло,  что сразу ставило вопрос в проблеме прав на престол, ибо никогда, вплоть до конца войны Алой и Белой розы, семейство Бофортов не рассматривалось как наследная фамилия, это было нереально.  А если вспомнить, что брак Оуэна Тюдора с королевой Екатериной тоже не понятно – то ли был, то ли не был, - то, если можно так выразиться, он был незаконнорожденным дважды.

Если судить в общем и грубо, то удачливость Тюдоров при такой неровной почве базировалась на том, что они просто оказались в нужное время в нужном месте, когда у Ланкастеров не осталось ни прямых, ни кривых наследников, окромя нашего Генриха. Знать была почти полностью истреблена, из 70 лордов, заседавших в Парламенте осталось 18. Посему кандидатура Тюдоров в обескровленной стране устраивала всех (хотя и понадобилась булла папы Римского для того, чтобы прибавить законности фамилии Бофортов), ему поставили только одно условие – жениться на старшей дочери короля Эдуарда IV из династии Йорков, Елизавете, так как последний король, Ричард III, выживших потомков не имел. Генри Тюдор ответил согласием.

 

1075772_il__19_Elizabeth_of_York_from_Kings_and_Queens_of_England (507x700, 685Kb)

Елизавета Йоркская, дочь Эдуарда IV, жена Генриха VII.

Но тут ест еще одно «но»: Когда Ричард IIIвсходил на престол Англии, он объявил всех потомков своего старшего брата Эдуарда IV бастардами на том основании, что до того, как жениться на Елизавете Вудвил, Эдуард IVбыл тайно обвенчан с леди Элеонорой Батлер. Почему-то мать Эдуарда и Ричарда Сесилия Невилл (Плантагенет), подтвердила эту информацию. Таким образом, и права на престол Елизаветы Йоркской были также хлипкими, и в этой ситуации Генрих мудро решил поставить все-таки на родство с Ланкастерами. Чем и объясняется его многочисленные изображения не с двойной бело-красной, а с алой розой Ланкастеров. Правда, когда Генрих стал уже королем, он отменил сомнительный титул бастарда своей супруги и других потомков Эдуарда IV,  но братья Елизаветы Йоркской, вошедшие в историю как «принцы из Тауэра», были уже мертвы. Даже если учитывать версию виновности не Ричарда III, а Генри Тюдора.

 А вот дальше начинается область сплошных загадок, восходящих к проблеме битвы при Босворте 21 августа 1485 г.

Практически вся война Алой и Белой розы в ее основных сражениях и аллюзиях весьма возвышенно и романтично изложена в прекрасной книге жанра фентези под названием «Песнь льда и пламени», где вместо Ланкастеров и Йорков фигурируют вымышленные Ланнистеры и Старки, а ход войны отличается от реальности.По этой книге, как вы знаете, был снят сериал «Игра престолов», название которого вполне отражает все то, о чем мы с вами сейчас говорили.

А если вернуться к портрету, то он тоже по-своему интересен, хоть и создан по фламандской традиции, в первую очередь, своим историческим содержанием. Генрих держит в руках алую розу Ланкастеров. Не сдвоенную, красно-белую розу Тюдоров, а именно алую, подчеркивая, таким образом, главенство в нем королевской крови Плантагенетов над кровью французских Валуа, которая также текла в его жилах.  И еще очень ценно изображение орденской цепи на груди у Генриха. Насколько я понимаю, это цепь ордена Подвязки, но в том варианте, в котором она была до реформ, проведенных Генрихом VIII. Весьма любопытно.

P.S. И напоследок десерт – посмотрите внимательно на эти два портрета? Они действительно похожи или мне кажется?))

 

1075772_519pxKing_Henry_VII1_1_2_ (473x700, 82Kb)

1075772_il__20_Elizabeth_I_Darnley_Portrait_1_ (478x700, 324Kb)

 

Рубрики:  история/история в лицах

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку