-

Радио в блоге
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

Добавить плеер в свой журнал
© Накукрыскин

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Елена_Петрунь

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Geo_club

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.07.2011
Записей: 728
Комментариев: 160
Написано: 1202


Исаакиевский собор в Петербурге.

Четверг, 25 Августа 2011 г. 13:13 + в цитатник
Цитата сообщения be-ll Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге.
Пост посвящен посещению этого святого места во время отпуска...


Северный фасад собора
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге - выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Высота храма - 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году, было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали. В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году. Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.
После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора Монферрана предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.

Колокольня и купол Исаакиевского собора
Исаакиевский собор, как и практически все православные храмы, пятиглавый. Главный купол состоит из трех частей: нижней, средней и наружной. Диаметр наружного купола - 25 метров, внутреннего - 22,15 метра. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн. Впервые в строительной практике колонны такого размера были подняты на высоту более 40 метров. На позолоту главного купола и куполов пяти колоколен ушло в общей сложности около 100 килограмм червонного золота.

Все конструкции купола выполнены из металла. Венчает его фонарик с греческим золотым крестом. Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам основного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. В 1848 году на северо-западной колокольне собора установлен главный колокол весом около 30 тонн, украшенный изображениями государей России.

Исаакиевский собор

Санкт-Петербург... лучами солнца
восходит светлая звезда -
небес чудесная невеста
и слава Господа Христа...

сияет праздничная радость,
рассвет на утренней росе
вкушает солнечную сладость
на белоснежном лепестке:

Исаакиевский собор со стороны манежа

цветет изысканная роза
на Петербургских берегах,
светильник брачного престола
и слава Божия в сердцах...

Исаакиевский собор с Университетской набережной

источник жизни истекает
кристально чистою рекой...
Господь с небес благословляет
Санкт-Петербург Своей рукой.

(С. Магницкая)

Исаакиевский собор ночью
При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, - серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма. Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона - «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе - «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия». Автор горельефов - скульптор К.П. Витали.

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью. Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен Исаакиевского собора. Для их сооружения применялись огромные гранитные блоки, которые привозили на специальных судах. Огромные колонны были установлены к 1830 году.

Вид с колоннады Исаакиевского собора. Восточный фасад.

Вид с колоннады

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда высоты 43 метра можно увидеть панораму города. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

Вид с колоннады Исаакиевского собора

Панорама интерьера Исаакиевского собора

Своей парадной пышностью иконостас, так же, как и малые приделы, превосходят многие образцы храмового зодчества. Ведущим цветовым акцентом внутреннего убранства стали знаменитые колонны и пилястры уральского малахита и бадахшанской ляпис-лазури, с базами и капителями золоченой бронзы. Декоративный камень в сочетании с итальянскими мраморами, солеей из шоханского порфира составляет одно из крупнейших и уникальных собраний.

Облицовочные работы проводились известными в то время фабриками и фирмами: Петергофской гранильной (отделка колонн ляпис-лазурью), английской фирмой Николс и Плинке (малахитовые колонны и пилястры, золочение баз и капителей ляпис-лазуритовых колонн), мастерской В. Шрейбера (золочение основы и завершения малахитовых колонн), Дершау (обработка цокольной части главного иконостаса и солеи). Ко времени строительства Исаакиевского собора высокий иконостас, как и алтари, имел четкую каноническую структуру, сложившуюся в XIV-XVI вв. Количество его ярусов всегда было нечетным, верхний ряд был, как правило, праотеческим и представлял собой первоначальную Ветхозаветную церковь от Адама до Моисея, до получения заповедей. Ниже шел пророческий ряд: Церковь, получившая Закон от Бога.

Еще ниже - праздничный ряд, связанный с Новым Заветом, далее - Деисусный чин, воплощающий идею вечного моления Церкви, воссоединяющую людей с Иисусом Христом. Помимо изображения Спасителя, Иоанна Предтечи и Богородицы появляются образы Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и великомучеников. В нижнем ярусе от Царских врат помещаются иконы, слева - Богородицы, справа - Спасителя, и рядом - храмовая икона (изображение праздника или святого, которому посвящен храм).

Царские врата в центре обычно украшены иконами «Благовещение» (Богородица и Архангел Гавриил) и четырех евангелистов: Марка, Матфея, Иоанна и Луки. Над Царскими вратами - икона «Тайная вечеря» как воплощение идеи таинства Причастия. Царские врата северного и южного приделов украшены изображениями св. Диаконов или Архангелов как посредников совершения таинств.

Иконостас Исаакиевского собора

Под куполом Исаакия

Деталь мозаичного панно

Мозаичное панно

Исаакиевский собор внутри

На внутреннюю позолоту храма пошло 13 пудов (208 кг) золота. Великолепная живопись собора принадлежит кисти лучших художников 40-х и 50-х годов: Карла Брюллова, Неффа, Басина, Бруни, Штейбена, Шамшина и других. Главный иконостас сделан из белого мрамора и опирается на колонны из малахита и ляпис-лазури, каких нет больше нигде в мире. Боковые иконостасы украшены превосходными скульптурными произведениями Витали, Пименова, Клодта, Логановского.

Собор внутри
Особо чтимым списком Тихвинской иконы Божией Матери является икона, находившаяся в Исаакиевском соборе Петербурга. Она прославилась в самый год основания собора. Эта икона была родовым образом семьи Ивановых, живших в 50-х гг. XIX века в Рождественской части города, в Песках. После смерти последней владелицы образа, икона перешла к одной бедной женщине, Востоковой, которая захотела ее подарить нуждавшемуся приходу в Рязанской губернии.

Однако этому предприятию не суждено было осуществиться. Неизвестная женщина пришла к племяннице Востоковой и, подавая ей 6 рублей, сказала: «Отдай деньги своей тетке, да скажи, чтобы своей иконы не отсылала, а купила бы для посылки в село другую такую же икону и такой же меры». После последовавших за этим событием еще нескольких чудесных случаев образ стал известен в Петербурге. В силу увеличивающегося день ото дня стечения богомольцев, Востокова отдала свою икону в Рождественскую церковь на Песках, откуда ее 5 марта 1859 г. перенесли в новоосвященный кафедральный Исаакиевский собор. Здесь образ прославился чудотворениями, из которых наиболее удивительным было исцеление девицы протестантского вероисповедания Екатерины Левестам, сильно страдавшей параличом и припадками т.н. «пляски святого Витта».

Икона Тихвинской Божией Матери

Мозаика
В храме можно увидить десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали, С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В. Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней - порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора. Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

Тайная вечеря. Мозаика
Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием. Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина. Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

"Христос во славе" над иконостасом Исаакиевского собора
Каждый, приблизившись к главному иконостасу собора, будет восхищен пышностью и богатством его декоративного убранства: позолотой скульптуры, красотой малахита и лазурита колонн, таинственным мерцанием золотого канторельного фона мозаичных образов. Но если при этом будут открыты царские врата главного алтаря, то внимание остановится, прежде всего, на запрестольном витражном образе Воскресшего Господа.
Он изображен на фоне желто-голубого неба, облачен в пурпурный плащ с золотым шитьем, украшенный зелеными изумрудами и бледно-фиолетовыми аметистами.

Фигура Иисуса Христа занимает почти все пространство алтарного окна, ей как бы тесно в этих рамках, и создается впечатление, что через мгновенье Господь войдет в храм.

Эффект присутствия подчеркивается нерезкой, но вполне определенной динамикой композиции. Нижнюю часть окна занимает как бы едва уловимо плывущее к зрителю облако, и благодаря этому фигура Христа кажется приподнятой. В Его руках - развевающаяся алая хоругвь с белым крестом. Грандиозные размеры Воскресшего Господа указывают на значимость образа и его доминирующее положение.

Верхняя часть окна в виде полуциркульной арки подчеркивает динамику лучей нимба. Лицо Иисуса Христа выделено более ярким освещением за счет облегчения цвета. Подобный элемент убранства - традиционный для храма католического, но едва ли не единственный в православной церкви. Появление витража площадью 28,5 кв. м в Исаакиевском соборе вызвано романтическими настроениями, навеянными образами Средневековья.

Картина выполнена в стиле итальянского Возрождения. Это один из наиболее крупных витражей Европы, и самый крупный в России. Руководил изготовлением витража фон Кленце, разработавший для него раму особой конструкции. Баварский архитектор лично обратился к своему покровителю королю Людвигу I за разрешением изготовить витраж в Мюнхене, и получил его согласие.

Витраж

Алтарь

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа - святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь - святому благоверному князю Александру Невского. Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

Левый алтарь - Александра Невского

Живопись Исаакиевского собора

Одно из лучших произведений Бруни - "Всемирный потоп". Картина поражает безысходностью и трагизмом, эффект достигнут за счет лаконизма изображения бедствия и мастерства композиции, воплощенной в изысканно-линейном ритме. Колорит росписи сдержанный - серо-голубая гамма тонов. Рядом - исполненное эпического покоя "Жертвоприношение Ноя". На западном своде центрального нефа - "Видение пророка Иезекииля" площадью 250 кв.м, мистическое настроение которой создано контрастом фигуры пророка и воскресающих - от скелета до облаченного в саван мертвеца. Колорит оживлен яркими пятнами одежд ангелов и полосой восхода.

Деталь ворот

Приятного просмотра!

Серия сообщений "Храмы":
Часть 1 - Индия, Амритсар: Золотой храм Хармандир-Сахиб-священная Мекка сикхов
Часть 2 - Индия, Тадж- Махал История любви
...
Часть 8 - Монголия Улан - Батор: монастырь Гандан.
Часть 9 - Висяший Храм.
Часть 10 - Исаакиевский собор в Петербурге.
Часть 11 - Соборная мечеть Биби - Ханум. Самарканд.
Часть 12 - Белая мечеть Шейха Заида Бин Султана Аль Нахьян- белоснежное чудо Абу - Даби

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку