Навигация
Моя диссертация |
Моя диссертация
Введение.
Глава I. Проблемы рациональной занятости в условиях формирования рынка труда.
1.1. Современные аспекты формирования человеческих ресурсов
1.2. Обеспечение рациональной занятости населения через профессиональную ориентацию и обучение.
1.3. Принципы и условия рациональной профессиональной подготовки.
Глава II. Пути повышения эффективности профессиональной ориентации для обеспечения рациональной занятости.
2.1. Предпосылки возникновения и развития профессиональной ориентации.
2.2. Становление системы профессиональной ориентации в период перехода России к рынку.
2.3. Научные основы современной системы профессиональной ориентации.
2.4. Дидактические особенности профессионального образования взрослого населения.
Актуальность исследования. В Российской Федерации заложены основы рыночной экономики: ликвидирована система централизованного планирования; осуществлена либерализация цен, заработной платы, большинства видов хозяйственной деятельности, проведена глубокая приватизация. В результате появились условия и стимулы для самостоятельной экономической активности граждан, развития рынка труда, организации рациональной занятости.
Осуществляемый в России переход к рыночной экономике не может ограничиваться только процессом обновления производства и его структуры, предполагает курс развития человеческих ресурсов с учетом новых условий. Это особенно актуально, когда постоянно меняются технологии и виды продукции, развиваются одни и становятся банкротами другие предприятия. Отсюда неизбежное возникновение в той или иной степени безработицы которая может быть приведена в рациональные формы только путем активной профессиональной ориентации на потребности рынка труда, непрерывного профессионального образования молодежи и переподготовки незанятого населения.
Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка населения служат активными методами формирования цивилизованного рынка труда и рациональной занятости населения, способом социальной защиты человека от безработицы. Путь к высокому профессионализму, как гарантии занятости проходит определенные этапы своеобразной «профцепочки»: обоснованный выбор профессии - проба сил -(профориентационное обучение) - профессиональное обучение -профессиональный клиринг (занятость, адекватная профвыбору и профподготовке) - перманентное повышение квалификации.
Законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.) установлено, что профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан должны «осуществляться в учебных центрах службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с заключенными со службой занятости договорами». (Ст. 23.2). Однако, анализ показывает отставание рынка услуг в сфере профессионального образования от потребностей рынка труда, неспособность многих образовательных учреждений и службы занятости адаптироваться к работе в новых условиях, что приводит к различию между спросом на содержание профессионального образования и его предложением, то есть к несоответствию рынков труда и образовательных услуг.
Система профессиональной ориентации и образования в России проходит адаптацию к требованиям рынка труда. Вместе с тем, наблюдается ее запаздывающая реакция на происходящие в базисной сфере преобразования, отставание от них. Такой разрыв неизбежно приводит к искажению реально требуемой структуры подготавливаемых кадров, не способных воспринять и использовать новые возможности экономики и производства. Именно поэтому высокую научную и практическую актуальность имеет поиск зависимостей базиса и инфраструктуры современного общества, экономики и социальной сферы, а применительно к нашему исследованию - способов организации рациональной занятости и профессиональной ориентации и обучения незанятого населения.
Проведение настоящего исследования потребовало подбора и уточнения понятийного аппарата проблемы. Используемые в диссертации основные термины имеют сущностное значение и позволяют наиболее полно охарактеризовать избранную тему.
Понятие «человеческий ресурс» используется в диссертации для описания совокупности экономически активного населения, способного на основе своей квалификации быть включенным в реальный сектор экономики и инфраструктуры региона, а также — потенциал, возможности, способности человека, как активного субъекта экономических, социальных, демографических процессов. Наряду с традиционными признаками, которые присущи кадрам, персоналу, рабочей силе, трудовым ресурсам, оно характеризует способность к всестороннему развитию.
Занятость» трактуется нами как общественно-полезная деятельность граждан, приносящая им заработок. Термин «рациональная занятость» означает эффективное распределение трудовых ресурсов в соответствии со структурой экономики и потребностями рынка труда в целом, а также занятость в соответствии с физиологическими способностями, соответствующим профессиональным образованием.
Термин «профессиональное обучение» употребляется в широком смысле как процесс овладения работником умениями, знаниями и навыками, необходимыми для компетентного выполнения требований профессии и обеспечения рациональной занятости населения.
Адаптация — в контексте педагогического исследования отмечает способность человека приспособляться к изменяющейся внешней среде, что обуславливается уровнем его развития и знаний, умением действовать сообразно новой ситуации. Социально-профессиональная адаптация отражает процесс и результат приспособления человека к изменяющимся социальным условиям, а также к условиям конкретной трудовой деятельности.
Рынок рабочей силы — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу, которая определяет структуру образовательных услуг по подготовке кадров. Рынок труда, рыночные отношения в сфере труда -взаимоотношения работников и собственников, зарплата и организация труда, качество труда влияющие на спрос и предложение товара.
Отечественной педагогической наукой и практикой накоплен большой теоретический потенциал и опыт формирования трудовых ресурсов, используя различные формы профессионального образования, подготовки и переподготовки молодежи и незанятого населения. Среди них можно выделить труды М.В. Бубнова, Е.Я. Бутко, В.И. Жукова, К.Г. Кязимова, П.Н. Новикова, В.А. Похвощева, И.П. Смирнова и других.
Вопросы непрерывного профессионального образования, мотивации учения взрослых освещаются в трудах С.Г Вершловского, Б.С. Гершунского, А.Н. Лейбовича, A.M. Новикова, Е.А. Рыковой, Т.В. Шадриной; проблемы современного начального профессионального образования и пути их разрешения - в работах В.В. Анисимова, Ф.Е. Довжко, В.А. Малышевой, М.В. Никитина, М.С. Савиной, Г.М. Романцева, Е.В. Ткаченко, О.Б. Читаевой, Г.В. Ярочкиной и др.
В указанных выше работах основное внимание уделено концептуальным основам, нормативно-правовому и организационно-педагогическому сопровождению профессионального обучения, профессиональной ориентации и психологической поддержки незанятого населения, повышению и оценке результативности обучения безработных. Однако, в имеющихся публикациях недостаточно раскрыты научно-методические и дидактические основы, не в полной мере освещены социально-педагогические условия профессионального самоопределения молодежи, особенности профессионального обучения взрослых, которые, обладая определенным профессиональным опытом, утратили навыки учебной деятельности, имеют слабую мотивацию к переподготовке и, как правило, находятся в состоянии психологического стресса. Без достаточного научного исследования остаются проблемы воздействия профессионального обучения на развитие человеческих ресурсов в целом.
Анализ научной литературы, практики развития человеческих ресурсов позволили зафиксировать следующие противоречия между:
- общецивилизационной тенденцией развития человеческих ресурсов и слабой научно-практической разработкой данной проблемы в России; высокой динамикой рынка труда и необходимостью осмысления принципов, характера, механизма реализации рациональной занятости населения;
- массовой и всевозрастающей необходимостью профессионального обучения нового контингента безработных граждан и недостаточным вниманием к дидактическим особенностям обучения взрослых;
- необходимостью применять современные технологии профессиональной ориентации, мотивации к учебной деятельности и недостаточной разработкой социально-педагогических условий эффективного протекания таких процессов.
Важность разрешения выявленных противоречий и проблем определила актуальность исследования по теме: «Обеспечение рациональной занятости населения посредством профессиональной ориентации и обучения».
Цель исследования. Научное обоснование социально-педагогических условий формирования рациональной занятости населения посредством профессиональной ориентации и обучения.
Объектом исследования является рациональная занятость населения и воздействие на нее профессиональной ориентации и обучения.
Предметом исследования является содержание профессиональной ориентации и обучения незанятого населения.
Гипотеза исследования основывается на предположении, что профессиональная ориентация и обучение способны смягчить остроту безработицы, стать определяющим фактором регулирования рынка труда и рациональной занятости. Эти задачи могут быть реализованы если:
- разработаны концептуальные основы формирования рациональной занятости;
- определены цели и содержание профессиональной ориентации и обучения населения, обеспечивающие рациональную занятость; сформированы дидактические принципы профессионального обучения взрослого населения;
- обоснована роль дополнительного профессионального обучения профессиям, востребуемым рынком труда.
Задачи исследования: провести анализ рынка труда России, занятости населения, определить тенденции движения трудовых ресурсов и выявить на этой основе существующие противоречия и проблемы; проанализировать отечественный и зарубежный опыт обеспечения рациональной занятости населения средствами профессиональной ориентации и обучения; дать теоретическое обоснование понятий "человеческие ресурсы", "рациональная занятость" и их влияния на формирование современного рынка труда; изучить общие тенденции и динамику профессиональной структуры подготовки кадров, обеспечивающих рациональную занятость населения; выявить мотивацию выбора профессии и способы профессиональной ориентации населения на потребности рынка труда; осуществить прогнозные исследования структуры профессионального образования и подготовки кадров, адекватной требованиям рынка труда.
Методологическая основа. Диссертация базируется на показателях государственной статистики, а также полученных с участием автора результатов исследований социально-демографического состояния ряда районов Московской области, показывающих степень кадровой защищенности перспективных направлений развития экономики и позволяющих обосновать прогнозные сведения о потребности и профессиональной структуре кадров на перспективу.
Диссертант опирался на оценки зарубежных экспертов, научные труды российских ученых. Широко привлекались работы по вопросам развития человеческих ресурсов и квалификации рабочей силы (Бутко Е.Я., Кязимов К.Г., Новиков A.M., Новиков П.Н., Похвощев В.А., Рыкова Е.А., Савина М.С., Ткаченко Е.В.), а также теоретические разработки в области профессионального образования (Глазунов А.Т., Климов Е.А., Леднев B.C. Лейбович А.Н., Смирнов И.П., Читаева О.Б. и др.).
Методы исследования:
Изучение новых источников по вопросам труда и занятости, общего и профессионального образования; анализ проблем управления, теории систем, социальной психологии; теоретический анализ и синтез; методы констатирующего и формирующего эксперимента, информационные методы обработки учебных материалов, мониторинг, моделирование, массовый эксперимент, методы статистических исследований данных государственной и ведомственной статистики.
Этапы исследования.
Первый этап (1993-1998 гг.) - поисковый.
На основе многолетнего опыта работы диссертанта в системе органов по труду и занятости формировалась концепция исследования. Анализировалась отечественная и зарубежная научно-педагогическая литература по проблемам профессиональной ориентации, подготовки, переподготовки, трудоустройства безработных граждан и незанятого населения; изучались вопросы общей теории управления и менеджмента; определялись требования общества и рынка труда к профессиональному образованию и переподготовке кадров, рациональной занятости.
Второй этап (1998-2001 гг.) — осмысление процессов, происходящих в сфере занятости с нарастанием безработицы и необходимостью приведения в соответствие системы профессиональной ориентации и обучения незанятого населения. Были сформулированы рабочая гипотеза, задачи и программа изучения проблемы. Организована экспериментальная работа на базе созданных диссертантом Центра профессиональной и подготовки в г.Воскресенске, ассоциации «Профцентр» в г.Ногинске и других, на основании которой проводилось уточнение целей, рабочей гипотезы и задач исследования.
Третий этап (2001 - 2004 гг.) - завершающий. Проанализирован накопленный статистический и эмпирический материал, обобщены итоги исследования. Это позволило разработать теоретические основы и пути формирования рациональной занятости посредством профессиональной ориентации и обучения незанятого населения. Разработан комплект проектных документов по созданию Центра профессиональной подготовки, авторские права на который зарегистрированы в Российском агентстве интеллектуальной собственности.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ведущие тенденции развития человеческих ресурсов в период становления рыночных отношений и современной социально-экономической ситуации в России.
2. Социально-педагогические условия формирования человеческих ресурсов, состоящие в регулировании рынка труда на основе рациональной занятости, создания системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан и незанятого населения в общей системе непрерывного профессионального образования.
3. Основные факторы социально-профессионального самоопределения личности, обусловленные профессиональной ориентацией и свободным выбором профессии, профессиональной подготовкой, повышением квалификации, соотнесенными с потребностями рынка труда.
4. Принципы дидактики профессионального обучения взрослого населения, их ориентации на интересы рынка труда.
Научная новизна исследования.
1. Определены ведущие тенденции развития человеческих ресурсов, связанные с активной государственной политикой на рынке труда, повышением качества рабочей силы и рациональной занятости, обеспечением социально-профессиональной адаптации безработных граждан и незанятого населения.
2. Выявлены социально-педагогические условия формирования рациональной занятости (взаимосвязь профессионального обучения, профориентации и психологической поддержки; совершенствование профессионального самоопределения; формирование умений и навыков поведения на рынке труда, необходимость опережающего и непрерывного профессионального образования).
3. Установлены и классифицированы дидактические особенности профессионального обучения взрослых из числа безработных граждан и незанятого населения (учет имеющегося жизненного опыта, знаний и навыков, индивидуальность, самостоятельность, самомотивация, самооценка, прагматизм и т.п.).
4. Разработан критериальный аппарат оценки эффективности профессионального обучения безработных граждан (успешность трудоустройства, удовлетворенность работодателей, органов по вопросам занятости, обучаемых, педагогических работников результатами обучения, повышения профессиональной мобильности на рынке труда и др.).
Практическая значимость исследования.
1. Проведен анализ уровня развития человеческих ресурсов на рынке труда России, позволивший объективно оценить ситуацию и определить социально-педагогические условия повышения качества рабочей силы. На основе полученных выводов диссертантом разработаны и успешно применены предложения по формированию новой концепции профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан и незанятого населения для региональной программы содействия занятости населения и развития человеческих ресурсов Московской области. Для служб занятости создано новое поколение нормативных документов и учебно-методической литературы, авторские права на которые зарегистрированы в Российском агентстве интеллектуальной собственности. (Приложение № 9,10).
2. Под научным руководством диссертанта созданы и успешно функционируют в ряде городов Московской области (г.Ногинск, Воскресенск, Жуковский и др.) Центры профессиональной подготовки и переподготовки незанятого населения, опыт которых одобрен Федеральной службой занятости России. (Приложение № 8). gjt 3. При участии диссертанта разработан и успешно реализуется
Минтрудом России и Минобразованием России ряд совместных межведомственных программ по определению потребности в обучении, совершенствованию содержания и методики профессионального обучения молодежи и взрослого населения, содействию их профессиональному самоопределению в рыночных условиях.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования на всех этапах обсуждались на международных и российских семинарах, совещаниях и конференциях по проблемам развития человеческих ресурсов, занятости, профессиональной ориентации и обучения: международная конференция по проблемам * занятости (Москва, 1995 гг.); международный Форум «Новые профессии»
Москва, 1995 гг.); международный конгресс «Занятость - 2000» (С. Петербург, 1997 гг.); совещаниях и семинарах в Минтруде РФ, Минобразовании РФ.
Результаты исследования внедрены в гг. Ростове Великом и Переславле-Залесском Ярославской области (региональная система рациональной занятости «Профрегион»), г. Киржаче Владимирской области и в г. Электросталь Московской области (система профориентации), гг. Воскресенске, Жуковском (Центры профессиональной подготовки), при организации экспериментальных структур - Центр персонофикации •I личности и Профессиональный Центр персонобучения в г.Ногинске.
Опыт работы структур, созданных в ходе внедрения результатов исследования обсуждался на совместной коллегии Минтруда России и Минобразования России, коллегии Московского областного управления образования и службы занятости, на различных научно - практических конференциях, семинарах. Методическая разработка по технологии работы Центра профессиональной подготовки рекомендована Федеральной службой занятости к внедрению в регионах России. Методические разработки центра профессиональной подготовки и профориентационного центра «Профик» являются объектом интеллектуальной собственности диссертанта и зарегистрированы в Российском агентстве интеллектуальной собственности.
Диссертантом опубликованы материалы по теме исследования в научных и ведомственных журналах, а также ряде научных сборников.
А*
Выводы по Главе И.
Переход к рыночным отношениям выдвигает на первый план, как наиболее актуальную, проблему сохранения и рационального использования человеческих ресурсов, их систематическое воспроизводство.
Новые экономические реалии, "встраивание" экономики России в целом и отдельных ее регионов в мировую экономику предъявляют дополнительные требования непрерывного обновления квалификации и знаний сотрудников на всех уровнях деятельности. В России ситуация осложнена тем, что ранее существовавшая система подготовки, * переподготовки и повышения квалификации кадров на производстве разрушена, а новая, отвечающая современному мировому уровню и требованиям рыночной экономики, еще не создана.
Наиболее рациональный выход из сложившейся ситуации представляется в формировании системы непрерывного образования при всесторонней поддержке государственных, региональных, муниципальных и коммерческих структур. Это предполагает создание компактного, технологичного, личностно-ориентированного учебного процесса, позволяющего с наименьшими издержками готовить и поддерживать на необходимом уровне квалификации трудовые ресурсы. Важным моментом I" такой системы является возможность учета личностных устремлений и желаний человека.
Современный этап развития образовательных структур характеризуется широким спектром различных форм включения населения в процесс профессиональной подготовки. Образование, в любом его проявлении, функционально связано с множеством характеристик общественных отношений, прежде всего экономических, в той или иной мере влияющих на него и определяющих его развитие. Поэтому рассматривать проблему совершенствования профессионального образования и формирования на его основе развитых человеческих ресурсов необходимо основываясь на определении и анализе, в первую очередь, этих внешних факторов и только затем экстраполировать их влияние на отдельные уровни образования для того, чтобы делать выводы о тех или иных необходимых изменениях в существующей образовательной системе.
Иными словами, в рыночной экономике все виды профессионального образования должны быть ориентированы, помимо государства, на конкретных заказчиков кадров и именно ориентация на потребности должна двигать реформу профессионального образования с развитием человеческих ресурсов в целом. Представление о самодостаточности образования ущербно и возвращает его к временам идеологических, а не экономических приоритетов.
Исходя из прогнозируемой ситуации в сфере занятости России, необходимо организационно-педагогическими средствами способствовать обеспечению перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости, повысить мобильность и конкурентоспособность высвобождаемых работников и незанятого населения, увеличить объемы переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с перспективным спросом на рынке труда. Это предполагает рационализацию связей между педагогической системой образования и социально-экономической системой обеспечения занятости. Возникает необходимость формирования в сфере непрерывного образования системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки незанятого населения, адекватной потребностям рыночной экономики.
Как показало исследование, структурные изменения на рынке труда влекут за собой: возрастание конкуренции за рабочее место; повышение требований к профессиональным знаниям и умениям населения; развитие противоречий между потребностями человека в профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке и отсутствием должных условий для его профессионального самоопределения; рост актуальности профессионального обучения как действенного средства повышения конкурентоспособности и профессиональной мобильности граждан на рынке труда и их социальной защиты; усиление приоритетности развития личности и возрастание потребностей граждан в индивидуально-ориентированных программах обучения.
Основными принципами построения системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, обеспечивающей ускоренное развитие человеческих ресурсов, являются: гибкость, многоуровневость и многофункциональность; учет общих тенденций развития образования; ориентация на образовательные потребности региона, сочетание региональных интересов с общегосударственными; доступность для всех категорий незанятого населения при одновременном приоритете для слабо защищенных слоев населения; ориентация обучения граждан на новые сферы трудовой деятельности и социальная адаптация; содействие трудовой активности, предпринимательству и другим формам самозанятости населения; профориентация с актуализацией психологической поддержки населения; децентрализация, расширение самостоятельности, оптимальность управления; многоканальность источников финансирования, оптимизация сроков и стоимости обучения; тесное взаимодействие с социальными партнерами.
Успешное профессиональное самоопределение человека возможно при условии его эффективной профессиональной ориентации на освоение новых сфер трудовой деятельности, индивидуализация и дифференциация процесса обучения, оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм обучения; опережающего характера обучения, учета требований работодателей и образовательных стандартов; взаимосвязи общего и профессионального образования, оптимального сочетания базового и дополнительного образования; модульного принципа конструирования содержания обучения, многоуровневой подготовки и ступенчатости обучения; гибкости, вариативности и адаптивности учебно-программной документации, форм и методов обучения; маневренности и преемственности профессиональных образовательных программ; комплексного подхода к обучению, включающего в себя не только приобретение знаний и умений, но и психологическую поддержку человека на рынке труда.
152
Заключение
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о возможности обеспечения рациональной занятости населения посредством профессиональной ориентации и обучения. Доказано также, что уровень профессионального образования основанный на получаемых человеком систематизированных знаниях, умениях, навыках, является одним из важнейших показателей развития человеческих ресурсов и воспроизводства социальной структуры общества.
В рамках рассмотренной в диссертации Концепции развития человеческих ресурсов, с точки зрения тактики важное значение имеет и общее и профессиональное образование. Однако, с позиции стратегии процесса развития образовательных ресурсов, наибольшее значение имеет непрерывное образование, обеспечивающее возможность обновления и пополнения знаний на протяжении всей жизни человека - от раннего детства до старости. Непрерывное образование в большей мере связано с образованием взрослых, в том числе с обучением безработных и незанятого населения, поскольку этот контингент населения в наибольшей степени владеет запасом интеллектуальных ресурсов и с точки зрения готовности к реализации, и с точки зрения качества уже аккумулированного знания в сочетании с производственным и жизненным опытом.
Механизмы развития человеческих ресурсов будут во многом определяться избранной концептуальной моделью, теми идеями, которые адекватно отражают и учитывают трудности, ошибки, противоречия социально-экономического и духовного развития России, отечественный и зарубежный опыт (как позитивный так и негативный), свою самобытность (но не ее абсолютизацию), устремленность в будущее (достижение перспективных целей) и необходимость решения ряда острых неотложных проблем уже сегодня.
Важнейшими условиями и предпосылками реализации концепции рациональной занятости являются: содействие развитию многообразия форм собственности и хозяйственной деятельности с целью расширения возможностей выбора гражданами сфер приложения труда; формирование мобильности рабочей силы и многосторонности профессиональной подготовки работников как основы конкурентоспособности в рыночных условиях; экономическая и юридическая свобода работников и работодателей при найме и увольнении; разграничение функций хозяйствующих субъектов и государственных органов в политике занятости; недопустимость любых форм дискриминации при найме на работу - по полу, возрасту, национальности и т.п.
Таким образом, установка на рациональную занятость означает необходимость перехода на новую модель, основанную на синтезе рыночных принципов регулирования и активного участия государства в регламентации правил функционирования рынка труда. Такая система должна предусматривать меры социальной защиты населения в случае безработицы, осуществление политики содействия занятости, способствовать ускорению адаптации населения к требованиям рыночной экономики.
Политика рациональной занятости может играть роль стабилизирующего фактора, не дающего безработице существенно превзойти допустимый уровень, а также перерасти в долговременную, застойную. Это особенно важно для молодежи, вступающей в самостоятельную трудовую жизнь.
Выявленная в ходе диссертационного исследования обеспокоенность молодежи по поводу трудоустройства усиливается в связи с расширением сферы платного образования, которое происходит на фоне падения уровня жизни населения. Уже сейчас в связи с тяжелым материальным положением семей более половины опрошенных молодых людей вынуждены отказаться от дневной формы обучения, чтобы совмещать учебу с работой.
Подавляющее большинство молодежи (89%) хотело бы дальше учиться и повышать уровень своего образования. Вместе с тем немногие могут сделать это на платной основе. Остальные предъявят требования на рабочие места и будут совершенствовать свои знания, только совмещая работу с учебой. Эта тенденция уже набирает силу - за год, прошедший между двумя опросами, значительно увеличилась доля молодых людей, намеренных продолжать свое образование в форме вечернего и заочного обучения.
Для решения проблемы рациональной занятости молодежи в первую очередь необходимо совершенствовать систему формирования профессиональных предпочтений старшеклассников в направлении достижения наибольшей согласованности их профессионального выбора с потребностью рынка труда в квалифицированных кадрах. Ведущую роль в методическом и организационном обеспечении этой работы должны играть Центры профессиональной ориентации и подготовки, концепция которых представлена в диссертации, а позитивная апробация подтверждена свидетельствами и сертификатами Российского агенства интеллектуальной собственности (Приложения № 12-14).
Результаты проведенных в ходе диссертационного исследования социологических опросов показали низкое состояние готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению и выбору профессии: как правило, выбор профессионального будущего они не связывают со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда; половина ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых и родителей, других родственников, знакомых; большинство старшеклассников не имеют представлений о научных основах выбора профессии, в том числе, информации о требованиях, предъявляемых избираемой профессией, не владеют умениями анализа своих возможностей в профессиональном выборе, не имеют информации о возможностях получения образования по интересующей сфере труда в своем городе, регионе.
К причинам такого положения следует отнести деютарированность и практическое отсутствие государственного статуса профориентации молодежи в России, эпизодичность ее осуществления, неподготовленность педагогов и других практических работников к ее реализации; недостаточную связь и преемственность школы, учреждений НПО и СПО с производством, работодателями, рынком труда.
Изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека в переходный период нашего общества от индустриального к постиндустриальному обществу, для которого характерна не ограниченная пространством и временем, социальными и иными барьерами доступность знаний потребовали перехода к личностно-орнентированному, практико-ориентированному образованию, предусматривающему самостоятельное освоение учащимися нового опыта с неочевидными результатами, развитие своих познавательных и личностных возможностей. Новые взгляды на изменение функции образования не могли не повлиять и на изменение подходов к теории и практике профессионального самоопределения молодежи.
И в этой связи акцент с обобщенной модели подготовки молодежи к выбору профессии должен сместиться - ориентироваться на развивающие возможности, потребности школьников в профессиональном самоопределении, формировании самосознания.
Проводимые в стране социально-экономические реформы обусловили количественные и качественные изменения в сфере занятости, которые характеризуются:
• недостаточной реформированностью всей трудовой сферы, приводящей к преобладанию неэффективной занятости;
• ухудшением качественных характеристик системы рабочих мест наряду с медленным наращиванием новых рабочих мест, увеличением числа «непрестижных рабочих мест».
• снижением общего спроса на рабочую силу;
• усложнением ситуации с трудоустройством отдельных социально слабозащищенных групп населения (молодежи, женщин, инвалидов, бывших военнослужащих);
• медленной перестройкой системы профессиональной ориентации населения.
Поскольку из перечисленных выше проблем современного и прогнозируемого рынка труда очевидна главная проблема - рост численности безработных - то приоритетная задача государственной службы занятости продолжает проявляться в двух аспектах: не допустить массовую безработицу и не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.
Результаты проведенного исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемого вопроса. В контексте тематики диссертации представляют интерес такие направления дальнейших исследований, как:
• отработка методик, обеспечивающих повышение достоверности прогнозов, связанных с развитием человеческих ресурсов, посредством анализа развития рынка труда;
• модернизация структуры учреждений и содержания профессионального образования на основе реальных потребностей экономики;
• мониторинг потребностей рынка труда и совершенствование профессиональной ориентации незанятого населения.
Исследование этих вопросов несомненно будет способствовать решению задач формирования рациональной занятости посредством профессиональной ориентации и обучения.
Проведенное исследование позволяет сформулировать основные выводы, выявить социально-педагогические условия формирования рациональной занятости в условиях рынка труда России. К ним можно отности: реализацию комплексного подхода к решению проблемы занятости и профессионального обучения безработных; отслеживание положения рабочей силы на рынке труда и требований к переподготовке кадров; информационное обеспечение образовательных учреждений и учебных центров службы занятости по вопросам профессионального обучения безработных; использование технологий интенсивного обучения взрослых, обеспечивающих краткосрочную подготовку квалифицированной рабочей силы из числа безработных и др.
На основе анализа состояния российского рынка труда и его прогнозных потребностей в кадрах установлено, что основными факторами, снижающими эффективность формирования рациональной занятости являются: низкая мотивация лиц, находящихся в поиске работы, к трудовой деятельности и переподготовке; профессиональная подготовка и переподготовка граждан без анализа прогнозных требований рынка труда, с ориентацией только на оперативное трудоустройство; недостаточно активное использование технологий интенсивной подготовки профессионально мобильных кадров из числа взрослого населения; неадекватная самооценка молодежи при выборе сферы профессиональной деятельности, направленность профессионального обучения только на предполагаемое место трудоустройства и др.
1. Белая книга Российского образования. М., 2000. - 246 с.
2. Глоссарий терминов профессионального образования. Турин, 1998.26с.
3. Государственный стандарт профессионального образования Российской Федерации (Основные положения). М.: Минобразование России, 1993.
4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». М., 1992.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1994.
6. Национальная доктрина образования. Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М., 2000.
7. Об утверждении Положения о порядке аттестации и
Серия сообщений "студенческая пора":
Часть 1 - они студентами были
Часть 2 - Студенчество - клипарт png
...
Часть 14 - Выбор профессии по дате рождения
Часть 15 - Что такое профориентация
Часть 16 - Моя диссертация
Часть 17 - Собрались писать резюме, тогда это для Вас
Часть 18 - 25 полезных сайтов, повышающих уровень интеллекта
...
Часть 25 - Сервис для улучшения текста
Часть 26 - Информатика для студентов и школьников
Часть 27 - С днем Студента!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |